Таранушенко Стефан (Степан) Андреевич (1889–1976)

Найдено 1 определение
Таранушенко Стефан (Степан) Андреевич (1889–1976)

Украинский искусствовед, историк архитектуры. Сотрудник Курской картинной галереи в трудные предвоенные, военные и послевоенные годы.
Из семьи мелкого торговца. Среднее образование получал, что называется, «на медные деньги» – окончил народное училище, затем гимназию (экстерном) (1910). Выпускник историко-филологического факультета Харьковского университета (1916). Дипломная работа «Иконография украинского иконостаса» удостоена золотой медали.
Работал сначала в Полтаве, доцентом тамошнего историко-фиологического института (1918). Затем в Харькове – адъюнкт-профессор (1920), профессор харьковского Института искусств; профессор Харьковского художественного института (1924–1929); директор музея украинского искусства (1920–1933); руководитель харьковской инспекции по охране памятников истории и культуры (с 1926).
Организатор и участник нескольких экспедиций по изучению памятников древней архитектуры: в Грузию (1917), на Харьковщине (1920–1922, Полтавщине (1923), Киевщине (1924), Черниговщине и Полтавщине (1926), Слобожанщине, куда примыкали и курские земли (1927), Сумщине (1928–1929), Каменеччине (1930), в Полесье (1931), снова на Черниговщине (1932), в Донбассе (1933). В ходе этих эспедиций был собран ценный материал по обмерам и фотофиксации церквного и гражданского зодчества; бытовой культуре населения; собраны коллекции декоративноприкладного искусства. Книга «Покровский собор в Харькове» (1923) была защищена С. А. Таранушенко в качестве кандидатской диссертации.
В 1933 г. был осужден по делу «украинских националистов» на 5 лет концлагеря. Ему приписывали руководство харьковским филиалом мифического «российско-украинского фашистского блока» (реаблитация пришла к нему только в 1958). Наказание отбывал на строительстве БайкалоАмурской железной дороги в районе Читы.
После освобождения в 1938 г. из заключения жил и работал в Курске – старшим научным сотрудником картинной галереи. Остался в городе на период немецкой оккупации, продолжая работать в картинной галерее. Сохранил большинство ее экспонатов от расхищения оккупантами. После войны организовал в восстановленной галерее ряд художественных выставок. Публиковал статьи об искусстве в областных газетах. Автор изданной в Курске книжки о художнике В. Г. Шварце.
С 1950 г. – в Астрахани, где заведовал хранилищем картинной галереи. После смерти И. В. Сталина осмелился в 1953 г. вернуться в Киев. Устроился в Академию архитектуры УССР, где преподавал в 1953–1963 гг. до выхода на пенсию. Опубликовал еще несколько ценных научных трудов по истории украинской архитектуры.
После бурных событий революции, гражданской войны и советских преобразований своих специалистов по искусству в Курске почти не оставалось. Поэтому здешний период деятельности столь знающего хранителя художественных произведений, как С. А. Таранушенко, ведущего в тот период специалиста именно по архитектурному Левобережью Днепра (включая Курский край), оставил заметный след в сохранении и пропаганде курского эстетического наследия.
Сочинения: Памятники искусства старой Слобожанщины. Харьков, 1922; Искусство Слобожанщины XVII–XVIII вв. Харьков, 1928; В. Г. Шварц. Курск, 1946; Т. Г. Шевченко – художник. Киев, 1961; Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины. Киев, 1976.
Литература: С. А. Таранушенко и проблемы изучения искусства Слобожанщины XVIII–XX вв. сумы, 1989; Нестуля О. О. Дослідник народного мистецтва (С. А. Таранушенко) // Репресоване краезнавство (20-і– 30-і роки). Киев, 1991; Козюра І.В. Репресоване краезнавство Полтавщини. Лубни, 1997.
С. Щ.

Источник: Историки Курского края: биографический словарь. 2011