Тарденуазская культура

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТАРДЕНУАЗСКАЯ КУЛЬТУРА
(tardenoisian), культура мезолита, в Юго-Западной Франции сменяет советеррскую. Среди типичных изделий — трапециевидные наконечники стрел и небольшие пластины. Т. к. и подобные индустрии встречаются от Иберии до Центральной Европы и охватывают период от начала 6-го тысячелетия до н.э. до появления первых земледельцев неолита.

Источник: Археологический словарь. 1990

Тарденуазская культура
археологическая культура эпохи позднего мезолита (7 – 4 тыс. до н.э.). Получила название от стоянок в окрестностях г. Феран-Тарденуа на севере Франции. Выделена Г. Мортилье в 1896 г. Распространена кроме Франции в Бельгии, Англии, Германии. Культуры близкие к тарденуазской распространены в позднем мезолите также в Центральной и Восточной Европе. В развитии тарденуазской культуры выделяют 3 этапа. Позднейший из них относится к раннему неолиту и характеризуется появлением примитивной керамики и домашних животных. Стоянки располагались главным образом на песчаных холмах и принадлежали подвижным группам первобытных охотников, рыболовов и собирателей, вооруженных луком и стрелами. Для инвентаря характерны микролиты (См. Микролиты), которые служили наконечниками стрел и вкладышами. См. Мезолит, Неолит, Мурзак-коба.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТАРДЕНУАЗСКАЯ КУЛЬТУРА
археол. культура эпохи позднего мезолита. Получила назв. от стоянок в окрестностях г. Фер-ан-Тарденуа (La Fere-en-Tardenois) на С. Франции (деп. Эна). Выделена А. Мортилье в 1896. Распространена, кроме Франции, в Бельгии, Англии, ФРГ. Культуры, близкие к Т. к., распространены в позднем мезолите также в Центр. Европе и в Европ. части СССР. Датируется 7-4-м тыс. до н. э. В развитии Т. к. Франции выделяют 3 этапа. Тарденуаз I сменяет мезолитич. советеррскую культуру. Тарденуаз III относится уже к раннему неолиту и характеризуется появлением примитивной керамики и домашних животных. Стоянки Т. к. располагались гл. обр. на песчаных холмах и принадлежали подвижным группам первобытных охотников, рыболовов и собирателей, вооруженных луками и стрелами. Богатый могильник Т. к. раскопан на о-ве Тевьек. Для инвентаря Т. к. характерны т. н. микролиты: миниатюрные кремневые орудия геометрич. очертаний в форме трапеции, треугольника, сегмента, круга и т. д. Имея 1-2 см в поперечнике, они служили наконечниками стрел и вкладышами; в последнем случае микролиты вставлялись в продольные пазы различных деревянных и костяных орудий и закреплялись с помощью смолы.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Кларк Дж. Г. Д., Доисторическая Европа. Экономический очерк, пер. с англ., М., 1953; Leroi-Gourhan A. (e. a.), La pr?histoire, P., 1966.

П. И. Борисковский. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Тарденуазская культура

Повсюду, где встречаются памятники азильского облика или близкие к ним, они сменяются новыми, еще более единообразными, так называемыми тарденуазскими (по стоянке Фер-ан-Тарденуа, Франция).
Непосредственная связь тарденуазских памятников с азильскими настолько ясна и бесспорна, что их нередко в целом относят к одной азильско-тарденуазской культуре. Однако в ряде областей, где распространены эти памятники, тарденуазские находки в хронологическом отношении легко отделяются от азильских. В целом можно отметить, что кремневые изделия теперь еще сильнее уменьшаются в размерах, а очертания их становятся еще более геометризированными.
Характерной чертой в распространении тарденуазских поселений является их связь с районами вдоль больших рек и морских берегов, где обнаружены следы длительного пребывания тарденуазцев в виде огромных скоплений раковин съедобных моллюсков. Самые замечательные памятники такого рода изучены в Португалии на берегах реки Тахо, в 25 км от впадения ее в Атлантический океан. Здесь, в местности Мугем, расположен ряд холмов, сложенных из раковин. Один такой холм, Кабесо дАрруда, достигает в длину 100 м при ширине в 60 м и высоте до 7 м. Раковины в большинстве морские. Вместе с ними в наслоениях холма обнаружены очажные слои, зола, угли, каменные и реже костяные изделия, а также кости животных, преимущественно оленей, быков, кабанов, хищников, птиц и рыб.
В ряде случаев устанавливается наличие небольших поселков, состоявших из более или менее постоянных жилищ, видимо землянок, от которых остались неглубокие округлые ямы, иногда с очагами на дне. В районе Ансбаха (Германия) найдена была, например, полуземлянка тарденуазского времени глубиной 0,75 м, имевшая в плане вид овала и обложенная по краям плитами песчаника.
Постоянные жилища в низменных местах, повидимому, использовались людьми тарленуазского времени в, течение какого-то определенного сезона, всего вероятнее — зимой. Летом люди, повидимому, уходили в другие, более высоко расположенные места. Так можно объяснить тот любопытный факт, что помимо низменных областей тарденуазские поселения располагались и на высотах. В Англии они находятся обыкновенно на высоте 300—450 м над уровнем моря. В Крыму большая часть тарденуазских поселений находится на Яйле, высоко над уровнем моря. Люди жили тогда на Яйле около источников, под прикрытием лесов, впоследствии уничтоженных человеком. На их стоянках уцелело множество кремневых отщепов и пластин, в том числе мельчайших. Есть кремневые отжимники, резцы, проколки и, разумеется, специфические изделия геометрических очертаний в виде сегментов, трапеций. Здесь же найдены орнаментированные гальки, о которых уже, говорилось выше, и один замечательный каменный светильник с ручкой, совершенно аналогичный тем, которыми пользовались создатели палеолитических пещерных росписей во Франции. О том, что стоянки на Яйле существовали только в летнее время, свидетельствует суровость местной зимы. Яйлу зимой и теперь покидает большинство населяющих ее животных. Вслед за животными на южные склоны Яйлы, а затем дальше к морю, несомненно, уходили и древние охотники.
О верованиях тарденуазцев рассказывают их захоронения, во многом близкие по ритуалу к захоронениям людей верхнего палеолита. Подобно палеолитическим, охотникам, они попрежнему хоронили своих умерших там же, где жили,— в пещерах и гротах, точно так же засыпая их красной краской — кровавиком. Таковы, например, тарденуазские погребения Крыма в пещерах Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. Новая черта тарденуазских захоронений заключается в том, что в ряде случаев в Европе встречаются целые кладбища, своего рода общинные поселки мертвых, состоящие из десятков и даже сотен могил. В одном случае обнаружено, например, до двухсот могил, в которых лежали вытянутые и скорченные костяки, преимущественно женские и детские. Такой же характер имеет и могильник тарденуазского времени на острове Тевьеке, вблизи побережья Бретани (Франция), где найдено более 30 костяков, преимущественно скорченных, захороненных в ямах и по древнему верхнепалеолитическому обычаю густо засыпанных красной охрой.
Над головой одного из погребенных в Тевьеке оказался рог оленя; это напоминает палеолитическое изображение колдуна, участника охотничьего обряда из пещеры Трех братьев (Испания), на голове которого видны рога.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. 1956