ТАРИКАТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тарикат
араб, путь, направление, религия) — обозначение мистического направления, имеющего целью духовное самоусовершенствование, чаще под руководством «старца» (шейха, пира).

Источник: Кабус-наме: исторический глоссарий (проект Vostlit)

ТАРИКАТ
дорога, путь, путь к истине — морально-психологические методы самосовершенствования в суфизме. Заключаются в отказе от логического рационального познания мира, «умерщвлении» по указанию старца-наставника (пира, ишана) воли и плоти ученика-мюрида, превращение его в послушное орудие старца.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Тарикат
путь тасаввуфа, духовного возвышения, аскетизма. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордена, которые заявили о себе как о системном учении, приблизительно, начиная с 5 века хиджры. Они, на протяжении длительного времени, имели большое влияние на общественную жизнь мусульманского мира. Первоначально сторонники мусульманского аскетизма шли путем духовного возвышения и борьбы со своими страстями во имя будущей жизни после всеобщего воскресения. Затем мусульманские аскеты объединились в тарикаты, центрами которых стали многочисленные обители рибаты, текке и завии. Появились специальные учителя духовного пути–шейхи (муршиды). Тарикаты проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху, практикуют отшельничество и аскетизм. Каждый из суфийских орденов имеет свой путь (тарику) постижения Истины. Суфийские ордена сыграли большую роль в деле пропаганды Ислама и его распространении среди различных народов. Например, североафриканские альморавиды (мурабуты) и альмохады (муваххидиты) внесли большой вклад в дело исламского просвещения и исламизации многих народов африканского континента, а также длительное время противостояли Реконкисте в Испании. Большую роль в истории Ислама и исламского просвещения народов, тарикаты играли в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира. Все тарикаты делятся на три категории: 1. Айар, последователи которого на индивидуальном уровне стремятся достигнуть духовного возвышения путем совершения многочисленных дополнительных намазовнафиля; 2. Абрар, последователи которого стремятся вести борьбу за духовное очищение общества; 3. Шуттар, последователи которого в своей духовной практике предпочитают методы религиозных трансов, «опьяняющей любви» к Аллаху. Первыми организованными тарикатами в исламском мире были последователи Абд аль–Кадира аль–Джилани (кадириты) и Ахмада арРифаи (рифаиты). Отличие тарикатов от мазхабов состоит в том, что мазхабы занимаются проблемами вероучения и права, а тарикаты–духовной практикой. Последователи тарикатов, которые в вероучении и праве следуют путем суннитских мазхабов являются суннитскими. Имеются также и шиитские тарикаты.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Тарикат накшбандийа в Дагестане и его религиозно-политические трансформации.

Акаев В. Х.
В статье рассматриваются вопросы возникновения и дальнейшей трансформации накшбандийского тариката и его дальнейшей трансформации.
Читать PDF
0.00 байт

Тарикат, этничность и политика в Дагестане

Мацузато Кимитака , Ибрагимов Магомед-расул
«Этнографическое обозрение», М, 2006 г., №2, с. 10-21.
Читать PDF
0.00 байт

Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского

Цибенко (Иванова) В.В.
В статье рассматривается история неосуфийского братства хакканийа (раббанийа), исследуется роль его харизматического лидера шейха Назима Киприотского (1922-2014), изучаются этнический состав и особенности проповеди для различных э
Читать PDF
0.00 байт

Тарикат сенуситов: религиозная доктрина и основные направления деятельности (середина ХIХ - начало Х

Воронин Сергей Анатольевич
Автор статьи обращается к изучению формирования и специфики политической культуры населения Ливии XIX в., эволюции сенусизма как модератора национальной интеграции. К концу ХIХ в.
Читать PDF
221.69 кб

Суфизм в исламе (Накшубандийский тарикат)

Туфик Сиди
В статье-эссе рассматриваются пути постижения суфизма в Исламе.
Читать PDF
641.35 кб

Борьба за "молчаливое большинство": тарикат хакканийа против салафийа

Цибенко Вероника Витальевна
Неосуфийское братство хакканийа существует с 1973 г. и относится к накшбандийской ветви муджадидийа-халидийа. Тарикат крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и России, преимущественно в Башкирии.
Читать PDF
0.00 байт

История проникновения накшбандийского тариката в Дагестан

Магомедова Зейнаб Ахмеддибировна
Показана история проникновения накшбандийского тариката в Дагестан, приведены данные о его представителях и их деятельности.
Читать PDF
161.15 кб

Дагестанские шейхи накшбандийского тариката XIX В. : мухаммад-эфенди Ярагский, Джамалуддин Казику-му

Магомедова Зайнаб Ахмеддибировна
Читать PDF
0.00 байт

Исследование традиции суфийского тариката Ясавия в аспекте его влияния на татарскую исламскую культу

Бородовская Лилия Зелимхановна
Татарская исламская культура испытала значительное влияние суфизма. Выявление различных аспектов такого влияния является актуальной научной задачей.
Читать PDF
73.83 кб

Ритуал «Сема» как основная модель суфийского тариката мевлеви

Гумметова Хураман Бахмановна
Один из основных атрибутов тариката «Мевлеви» ритуальный танец «Сема» отличает его от других суфийских тарикатов.
Читать PDF
103.60 кб

Дьяков Н. Н. Мусульманский магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки (средние век

Видясова Мария Федоровна, Кириллина Светлана Алексеевна, Орлов Владимир Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Суфийские тарикаты в турецкой Республике (1923–1950 гг. )

Саетов Ильшат Габитович
В статье обрисована ситуация с суфийскими братствами в период распада Высокой Порты и в общих чертах проанализировано положение ислама и суфиев во время светского режима в 1923–1950 гг.