в мифах древних греков бездна ниже аида, куда были низвергнуты титаны, Сисиф, Тантал и др.
Тартар
Тартар
Источник: Исторический словарь
Тартар
в древнегреческой мифологии мрачная бездна в глубинах земли, в которую был низвергнут Кронос, и где помещены богоотступники.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ТАРТАР
преисподняя, нижняя часть подземного мира в мифологии древних греков. Находился от земли на таком же расстоянии как земля от неба, отделен от остального мира тройным слоем мрака и 3 медными стенами, вокруг которых вечно бушуют вихри. В Т. Зевс низверг титанов. Царство мертвых.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Тартар
(греч. Tartaros, лат. Tartarus), мрачная бездна в глубине земли, находящаяся на таком же отдалении от ее поверхности, как земля от неба. Т. окружен медными стенами и р. Пирифлегетон; считается нижней частью преисподней, в которой томились Кронос и богопреступники (титаны, Титий, Тантал, Сизиф).
Источник: Словарь античности. 1989
Тартар
в греческой мифологии пространство, находившееся в глубине космоса, ниже Аида. Тартар настолько отстоял от Аида, насколько земля от неба. Если сбросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней — столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Тартара. В Тартаре залегали корни земли и моря, все концы и начала. Он был огорожен медной стеной; ночь окружала его в три ряда. Тартар — жилище Никты (Ночи). Бездны Тартара страшились даже боги. В Тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом. Там они томились за медной дверью, которую сторожили сторукие. В Тартаре обитали боги прошлого поколения, отцы победителей. Тартар — нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу). В дальнейшем Тартар был переосмыслен как самое отдаленное место, где несли наказание святотатцы и дерзкие герои — Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сизиф. Тантал, Титий.
Тартар
Место наказания в Подземном царстве (Аиде). У Гомера оно предназначено только для Кроноса и поверженных титанов, но позже Тартар становится местом наказания для всех грешников. Гесиод рассказывает, что он расположен в глубине земли на таком же расстоянии от ее поверхности, как земля от неба. Страдания грешников в Тартаре, изображенные в "Энеиде", вдохновили Данте на свою - христианизированную - версию. Тартар - нижняя часть преисподней, дно Аида; он окружен медной стеной и тремя рядами тьмы (ночи, так как Тартар - жилище Никты (Ночи). В "Теогонии" Гесиода Тартар входит в число четырех первопотенций (наряду с Хаосом, Геей и Эросом). Согласно одному из мифов, Гея породила от Тартара Тифона и Ехидну.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Аид.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Аид.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ТАРТАР
в греч. миф. пространство, находящ. в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столь же потребов. бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окруж. его в три ряда. В Т. — жилище Никты (Ночи). Великой бездны Т. страшатся даже боги. В Т. были низринуты титаны, побежд. Зевсом. Там они томятся за медной дверью, к-рую стерегут сторукие. На Олимпе обитают боги нового поколения — дети свергн. титанов; в Т. — боги прошл. поколения, отцы победителей. Т. — это нижнее небо (в противополож. Олимпу — верхн. небу). В дальнейшем Т. был переосмыслен как самое отдален. место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои — Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сисиф, Титий, Тантал. В «Теогонии» Гесиода Т. персонифицирован. Он — в числе четырех первопотенций (наряду с Хаосом, Геей и Эросом). Гея порожд. от Т. чудовищн. Тифона. Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998