Tasso) Торквато (1544, Сорренто – 1595, Рим), итальянский поэт. Домашнее образование получил под руководством отца, автора куртуазных стихотворных романов. В возрасте 15 лет начал сочинять поэму «Иерусалим» о событиях первого Крестового похода, но прервал работу. Рыцарскую поэму «Ринальдо» (1562) посвятил кардиналу Луиджи д Эсте, который впоследствии принял его на службу. Живя в Ферраре, написал множество стихотворений (всего поэтом было создано около 2000 произведений малых лирических жанров). В 1572 г. стал придворным поэтом брата кардинала, герцога Альфонсо II, и начал работу над произведениями больших жанровых форм. Сочинил драму-пастораль в стихах «Аминта» о любви молодого пастуха к нимфе (1573), задумал трагедию «Галеальто» (завершена в 1587, название «Король Торрисмондо»). Эпическая поэма в октавах «Освобожденный Иерусалим» (1580; первоначальное название «Гоффредо», 1574–75) посвящена событиям первого Крестового похода Готфрида Бульонского и освобождению священного города от сарацин. В поэме использовал повествовательный опыт Гомера, Вергилия и Ариосто. Сюжет часто прерывают вставные эпизоды, вымышленные персонажи сменяют реальных исторических лиц, фактография мешается с фантазией – так в «Освобожденном Иерусалиме» совершается жанровый синтез античного эпоса и средневекового рыцарского романа. Вскоре у Тассо стала развиваться душевная болезнь, мания преследования, в 1579–86 гг. содержался в госпитале Св. Анны для сумасшедших. Болезнь усугублялась творческими неудачами: вновь переработанная с учетом полемики поэма (под заглавием «Завоеванный Иерусалим», 1593), религиозная поэма «Семь дней сотворения мира» (1594), а также другие произведения не получили признания. Между тем к 1590-м гг. поэма «Освобожденный Иерусалим» стала популярной. В 1594 г. папа Климент VIII пригласил поэта в Рим, чтобы короновать его лавровым венком, как в 14 в. короновали Ф. Петрарку, но Тассо умер за несколько дней до церемонии.
0.00 байт
"Торквато Тассо" Н.В.Кукольника: творческая история, соотношение факта и вымысла
В статье проводится сопоставление фактов биографии прототипа драмы Кукольника (Торквато Тассо) с художественным воплощением образа итальянского поэта, выясняется роль вымысла в раскрытии темы искусства и художника автором.