Татарский фольклор

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Татарский фольклор
имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки (киятл р х м м з кл р), легенды и предания (легенда-лар, риваятльл р, хик ял р х м с й л кл р), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м каль р х м йтемн р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола х м уен=бию жырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган жырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йезек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).    В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали н уруз жырлары или н уруз йтул р (коляды). Обряды проводов зимы (с р н б йр ме) сопровождались песнопениями с р н сугудар, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник жимч ч к в сопровождении жимч ч к жырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также жар-жарлар (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний. В засушливые гг. во время янгыр боткасы в основном звучат к л ул р (песни-заклинания). По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй жырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Ш мчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (ак й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн жырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл рне арбау (наставление молодых). 8) Типс ул р - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) йтешл р - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар -песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к-рыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече. Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаурлар (корильные), мактаулар (величальные) и др.    Мухамедзянов Р.М.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ФОЛЬКЛОР ТАТАРСКИЙ
характерными жанрами являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Собственно эпос у татар-мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий тат. нар. поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Баиты носят лиро-эпич. характер, повествуют о чрезвычайных, трагических, ист. событиях, судьбах отд. людей. Большинство баитов татар-мишарей Пенз. края относится по времени создания ко 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В соврем. фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим. Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов (поэтич. обработка сказочных сюжетов), приобретшие широкую популярность в тат. нар. среде. Такие произв. могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо классифицироваться как т. наз. устный дастан. До наших дней дошли тат. легенды и предания. Так, в легенде о сотворении земли говорится, что в самые давние времена в мире не было ничего, кроме воды, рыб и водоплавающих птиц; однажды утка погрузилась в воду до самого дна и вынырнула с комочком земли в клюве; этот комочек стал увеличиваться, создавая земную твердь. В предании о происхождении названия с. Сулеймановка Неверк. р-на рассказывается о роде Сарбая («желтого бая»), поссорившемся с соседями и выселившемся из с. Могилка (ныне с. Октябрьское) в отд. село в кон. 18 в. В легендах живут баснословные существа Су-бабасы (водяной дед), Су-анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора) и др. Из числа тат. сказок у мишарей наибольшее распространение имеют бытовые. В сказки о животных и волшебные сказки также нередко привносятся бытовые детали. В волшебных сказках чудесным помощником героя нередко оказывается конь. Среди необрядовой поэзии выделяются собственно лирич. песни и песни-четверостишия или частушки (т. наз. такмаклар, в науч. тат. лит-ре – кыске жыр). Такмаклар сравнительно позднее явление, возникшее в кон. 19 – нач. 20 в., распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как социальный, так и любовный характер. В отличие от песен казанских татар, у мишарей много сюжетных, рассказывающих о разбойниках, об отходах на заработки. Обрядовая поэзия мишарей существенно отличается от обрядовой поэзии казанских татар. Особенно это видно на примере свадебной поэзии Пенз. мишарей. Так, в прошлом для татар Пенз. края было характерно исполнение плачей-причитаний невесты. В Кузн. и Неверк. р-нах утрата причитаний произошла не позднее сер. 19 в., высказываются предположения о том, что причитаний здесь не было вообще. Вместе с тем, у татар западных р-нов области (напр. Белинск.) следы причитаний сохранились и до наших дней, хотя по прямому назначению (на свадьбах) их уже не используют. На свадьбе поются величальные, плясовые, шуточные песни, а также такмаклар. Фольклор других семейных обрядов для татар-мишарей либо малохарактерен (при рождении ребенка), либо вообще отсутствует (при похоронах). Календарно-обрядовая поэзия мишарей б. всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган. Весенний праздник сабантуй татары-мишари не проводили. Песни исполнялись и по случаю весеннего паводка (жимчачак). Сбор фольклора татар-мишарей начал проводиться с 1950 сектором нар. творчества Ин-та языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова (Казань). Среди тех, кто записывал фольклор в Пенз. обл., И. Надиров (в Белинск. р- не), Э. Касыймов (в Городищ. р-не). Основную работу по сбору Ф. т. Пенз. края ведут местные исследователи, энтузиасты. Лит: Жаткин Д. Н. Короткие песни на татарской свадьбе //Российская провинция: история и современность. Елабуга, 1998; Жаткин Д. Н. Общность тенденций трансформации свадебного обряда и изменения жанрового состава свадебного фольклора у мордвы и татар в 20 веке. На материале Пенз. обл. //Россия – век 20. Итоги и проблемы. Пенз., 1998. Д. Н. Жаткин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
150.67 кб

Фольклорное наследие татарского народа

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена анализу основных аспектов фольклорного исследования населения татарского народа. Выделяются основные фольклорные объекты, фольклорные жанры, а также н а правления и проблемы их изучения.
Читать PDF
1.39 мб

Фольклорный жанр баит и татарская поэзия

Галиуллин Талгат Набиевич, Завгарова Фанзиля Хакимовна, Батталова Алсу Дамировна
В данной статье авторами делается краткий историографический экскурс относительно изучения татарских фольклорных произведений жанра баит, включая авторов конца ХIХ века.
Читать PDF
389.23 кб

Жанр благопожеланий в татарском фольклоре

Закирова Ильсеяр Гамиловна
В статье исследуется жанр татарского устного народного творчества алкыш (благопожелания). Цель исследования ввести в научный оборот благопожелания как жанровую разновидность татарского фольклора.
Читать PDF
212.13 кб

«Новый фольклор» в произведении татарского поэта Рената Хариса

Хасанова Фарида Фирдавесевна
Рассмотрено творчество Рената Хариса. Время требует от литераторов создания художественного портрета современного героя.
Читать PDF
297.18 кб

Фольклорные образы-символы в татарской поэзии 1920-1930-х годов

Юсупова Нурфия Марсовна
В статье раскрывается функциональное и смысловое поле фольклорных образов-символов в татарской поэзии 1920-30-х годов на материале поэтических произведений М. Джалиля, Х. Туфана и А. Файзи.
Читать PDF
241.84 кб

Развитие сценического фольклоризма в татарской музыкальной культуре

Сайдашева З. Н.
Из всех видов музыкального фольклоризма в современной жизни наибольшее значение приобретает сценическая сфера его проявления.
Читать PDF
2.25 мб

Парадигма исследования фольклорного текста баллады «Татарский полон»

Украинцева Нина Ефимовна
Рассматривается баллада «Татарский полон» как произведение фольклора общерусского и фольклора казачьего. Произведение представлено в парадигме исследования фольклорного текста.
Читать PDF
260.17 кб

Отображение образа Волжской Булгарии в чувашском и татарском фольклорах

Софронова Ирина Владимировна
В изображении исторической общности в фольклоре чувашского и татарского народов немало сходств. Предания повествуют о переселении булгар в Поволжье с Прикавказья.
Читать PDF
21.73 мб

Татарский фольклор в сочинениях Софии Губайдулиной: новая жизнь традиции

Шириева Надежда Велеровна, Дыганова Елена Александровна
Настоящая работа является продолжением исследования «татарских» сочинений Софии Губайдулиной.
Читать PDF
375.29 кб

Праздник «Карга туе» («Грачиный праздник») в фольклоре татарского народа

Миннуллин Ким Мугаллимович, Закирова Ильсеяр Гамиловна
В статье исследуется весенний календарный обряд татарского народа «Карга туе» («Грачиный праздник»).
Читать PDF
370.41 кб

Татарский фольклор как основа народного этикета (конец XIX - начало XX вв. )

Габдрафикова Лилия Рамилевна
Этикет многих тюркских народов имеет общие черты. Например, культ старших, традиции гостеприимства. Но каждая историческая эпоха создает свои нормы поведения.
Читать PDF
205.53 кб

Роль фольклора в формировании и развитии татарской детской литературы ХХ века

Мингазова Л. И.
Статья посвящена исследованию истоков развития татарской детской литературы.
Читать PDF
194.11 кб

Татарский фольклор как феномен народной культуры и основной ресурс этнопедагогики

Еникеева А. Р.
В статье раскрывается многосторонняя палитра татарского фольклора, представляющая собой подлинную сокровищницу народной педагогики.
Читать PDF
964.65 кб

«По мотивам татарского фольклора» Софии Губайдулиной: к проблеме интертекстуальности

Шириева Надежда Велеровна, Дыганова Елена Александровна
София Губайдулина живой классик современной музыки, один из самых востребованных композиторов нашего времени, чьи непрестанные поиски в сфере тембровых звучаний сопряжены с не менее напряженными духовными исканиями.
Читать PDF
609.25 кб

Отражение традиций Ясавия в исламско-суфийской символике татарских фольклорных мунаджатов

Бородовская Лилия Зелимхановна
Татарские фольклорные мунаджаты имеют большое количество исламско-суфийских образов и символов, которые требуют анализа и сравнения с основными поня-тиями популярного среди татар Средневековья тариката Ясавия.