Татарский фольклор
Татарский фольклор
имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки (киятл р х м м з кл р), легенды и предания (легенда-лар, риваятльл р, хик ял р х м с й л кл р), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м каль р х м йтемн р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола х м уен=бию жырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган жырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йезек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар). В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали н уруз жырлары или н уруз йтул р (коляды). Обряды проводов зимы (с р н б йр ме) сопровождались песнопениями с р н сугудар, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник жимч ч к в сопровождении жимч ч к жырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также жар-жарлар (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний. В засушливые гг. во время янгыр боткасы в основном звучат к л ул р (песни-заклинания). По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй жырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Ш мчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (ак й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн жырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл рне арбау (наставление молодых). 8) Типс ул р - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) йтешл р - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар -песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к-рыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече. Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаурлар (корильные), мактаулар (величальные) и др. Мухамедзянов Р.М.
ФОЛЬКЛОР ТАТАРСКИЙ
характерными жанрами являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Собственно эпос у татар-мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий тат. нар. поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Баиты носят лиро-эпич. характер, повествуют о чрезвычайных, трагических, ист. событиях, судьбах отд. людей. Большинство баитов татар-мишарей Пенз. края относится по времени создания ко 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В соврем. фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим. Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов (поэтич. обработка сказочных сюжетов), приобретшие широкую популярность в тат. нар. среде. Такие произв. могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо классифицироваться как т. наз. устный дастан. До наших дней дошли тат. легенды и предания. Так, в легенде о сотворении земли говорится, что в самые давние времена в мире не было ничего, кроме воды, рыб и водоплавающих птиц; однажды утка погрузилась в воду до самого дна и вынырнула с комочком земли в клюве; этот комочек стал увеличиваться, создавая земную твердь. В предании о происхождении названия с. Сулеймановка Неверк. р-на рассказывается о роде Сарбая («желтого бая»), поссорившемся с соседями и выселившемся из с. Могилка (ныне с. Октябрьское) в отд. село в кон. 18 в. В легендах живут баснословные существа Су-бабасы (водяной дед), Су-анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора) и др. Из числа тат. сказок у мишарей наибольшее распространение имеют бытовые. В сказки о животных и волшебные сказки также нередко привносятся бытовые детали. В волшебных сказках чудесным помощником героя нередко оказывается конь. Среди необрядовой поэзии выделяются собственно лирич. песни и песни-четверостишия или частушки (т. наз. такмаклар, в науч. тат. лит-ре – кыске жыр). Такмаклар сравнительно позднее явление, возникшее в кон. 19 – нач. 20 в., распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как социальный, так и любовный характер. В отличие от песен казанских татар, у мишарей много сюжетных, рассказывающих о разбойниках, об отходах на заработки. Обрядовая поэзия мишарей существенно отличается от обрядовой поэзии казанских татар. Особенно это видно на примере свадебной поэзии Пенз. мишарей. Так, в прошлом для татар Пенз. края было характерно исполнение плачей-причитаний невесты. В Кузн. и Неверк. р-нах утрата причитаний произошла не позднее сер. 19 в., высказываются предположения о том, что причитаний здесь не было вообще. Вместе с тем, у татар западных р-нов области (напр. Белинск.) следы причитаний сохранились и до наших дней, хотя по прямому назначению (на свадьбах) их уже не используют. На свадьбе поются величальные, плясовые, шуточные песни, а также такмаклар. Фольклор других семейных обрядов для татар-мишарей либо малохарактерен (при рождении ребенка), либо вообще отсутствует (при похоронах). Календарно-обрядовая поэзия мишарей б. всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган. Весенний праздник сабантуй татары-мишари не проводили. Песни исполнялись и по случаю весеннего паводка (жимчачак). Сбор фольклора татар-мишарей начал проводиться с 1950 сектором нар. творчества Ин-та языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова (Казань). Среди тех, кто записывал фольклор в Пенз. обл., И. Надиров (в Белинск. р- не), Э. Касыймов (в Городищ. р-не). Основную работу по сбору Ф. т. Пенз. края ведут местные исследователи, энтузиасты. Лит: Жаткин Д. Н. Короткие песни на татарской свадьбе //Российская провинция: история и современность. Елабуга, 1998; Жаткин Д. Н. Общность тенденций трансформации свадебного обряда и изменения жанрового состава свадебного фольклора у мордвы и татар в 20 веке. На материале Пенз. обл. //Россия – век 20. Итоги и проблемы. Пенз., 1998. Д. Н. Жаткин.
Источник: Пензенская энциклопедия.