ТАТАРЫ И БАШКИРЫ ТУЛВИНСКИЕ

Найдено 1 определение
ТАТАРЫ И БАШКИРЫ ТУЛВИНСКИЕ
одна из этнографических групп перм. татар и башкир. Расселены по р. Тулва в Бардымском р-не Перм. края. Историки считают, что в Прикамье — по рекам Тулве, Бую и Таныпу — башкиры расселялись в XIII—XIV вв. На территорию Прикамья проникли башкиры племени гайна, поэтому территорию их расселения чаще всего именовали Гайнинской волостью, а её население — гайнинскими башкирами. К приходу в Прикамье башкирское племя гайна уже было этнически неоднородным, оно формировалось на стыке западных башкирских плёмен и булгар; видимо, гайнинцы ассимилировали и часть древнего местного угорского населения. Возможно, в формировании гайнинских башкир принимали участие также выходцы из Средней Азии, а также ногайцы и кипчаки. В кон. XVI в. в Тулвинском поречье начинаются новые этнические процессы. Башкиры в это время занимались полукочевым скотоводством и осваивали в основном нижнее течение р. Тулвы. В верхнем течении Тулвы в этот период на башкирских землях активно в качестве припущенников (платя оброк за землю башкирамвотчинникам) селятся татары, удмурты, марийцы. На протяжении последующего времени в результате активных консолидационных и ассимиляционных процессов все этнические компоненты, принимавшие участие в заселении Тулвинского поречья, были интегрированы в состав этнокультурной общности тулвинских татар и башкир. Главная отличительная особенность тулвинских татар и башкир — двойственное и многоуровневое этническое самосознание. Двойственность связана с осознанием принадлежности как к татарам, так и к башкирам. Этническое самосознание ставит определенные сложности и для этноязыкового определения. Сами тулвинские татары и башкиры свой язык считают татарским, при этом 98% записавшихся в переписи 1989 г. башкирами назвали родным языком татарский. Преподавание в школах идет на татарском литературном языке. Часть исследователей считают язык тулвинских башкир гайнинским говором сев.-зап. диалекта башкирского языка. Другие считают говор татар и башкир Прикамья единым и определяют его как один из говоров среднего диалекта татарского языка.
До XVI—XVII вв. основным занятием населения по р. Тулве было полукочевое скотоводство с использованием охоты, рыболовства и бортничества. Земледелие, скорее всего, носило вспомогательный характер; первые свидетельства о земледелии относятся к первой четверти XVII в. В XIX — нач. XX вв. земледелие представляло уже ведущую отрасль хозяйства. Огородничество и садоводство имело ограниченное распространение. Важную роль в хозяйстве играло животноводство мясо-молочного направления. Одним из древнейших занятий являлось бортевое, а затем и пасечное пчеловодство. Поселения тулвинских татар и башкир располагались в широкой пойме р. Тулвы и по её притокам. Основными типами поселений были деревни (авыл). Поселения были многодворными, долгое время в деревнях преобладала беспорядочная застройка. Доминирующим типом усадьбы была открытая усадьба с разрозненно стоящими жилыми и хозяйственными постройками. Основным типом жилища было срубное жилище, но в нескольких вариантах: однокамерное или двухкамерное жилище в варианте изба-сени. С нач. XX в. активно распространяется новый вид жилища — пятистенок. Интерьер его сохранял этнические особенности. Справа или слева от входа устьем к противоположной от входа стене располагалась печь. Рядом с устьем печи располагался дополнительный очаг и вмазанный котел. Одним из главных элементов встроенной мебели были нары (сике), проходящие вдоль всей передней стены. В питании широко использовались продукты земледелия, в первую очередь злаки: из них делали муку и крупы для каш. Основными блюдами были хлеб, мучные изделия, похлебки и каши. В пищу использовалось мясо домашних животных за исключением свинины, в основном говядина и баранина. Значительное место в рационе питания занимали молочные продукты: молоко, сметана, масло, творог, катык. Из хмельных напитков наибольшей популярностью пользовалась медовуха бал. Основой женского костюма была рубаха туникообразного покроя с широким подолом кулмек. В комплект традиционной женской одежды входили также штаны.
Поверх рубахи надевался фартук с невысокой грудкой алъяпкыч. Наиболее древним женским головным убором следует считать длинный платок треугольной формы коекча. Пожилые носили коекча с волосником в виде мягкой шапочки с пришитыми к краю монетами. В XX в., вплоть до 1950-х гг., единственным женским головным убором становятся калфаки. Отличительной особенностью праздничного костюма были многочисленные украшения: накосники, нагрудники, браслеты. Основу мужского костюма составляли рубаха и штаны. Характерным головным убором мужчин были тюбетейки, которые шились из плиса или бархата (чёрного, реже — бордового или тёмно-зеленого), они имели невысокий околыш и полусферический верх, богато украшались вышивкой цветными шелковыми или хлопчатобумажными нитями, расшивались бисером. Тулвинские татары и башкиры, как и большинство групп татар и башкир, являются мусульманами-суннитами. Однако сохранялись и многие архаичные доисламские народные представления. Начало нового земледельческого года открывали весенние праздники и обряды, главным из которых был комплекс обрядов с 5-го на 6-е или с 6-го на 7-е апр., накануне праздника Благовещения — тын тынлый торган кон (слухи слушать такой день). Обрядовый комплекс включал в себя гадания, ряженье, приготовление каши шайтана. Большим праздником считались дни ледохода — боз китэ. Самым сложным по содержанию и ритуальной символике был праздник Сабантуй, проводившийся после завершения весенних посевных работ. Отличительной особенностью календарной традиции тулвинских татар и башкир было проведение праздника джиен, по срокам совпадавшего со временем проведения Сабантуя. На границе лета и осени отмечался Ильин день. Переход от осени к зиме маркировал праздник Покров. Праздники и обряды зимы оставались у тулвинских татар и башкир неразвитыми. Из всего многообразия жанров поэтического фольклора заметно выделяются песни — жыр. Большинство песенных текстов и напевов приурочено к семейным праздникам и обрядам: проводам в солдаты, свадьбе, гостеванию. Музыкальное исполнительство татар и башкир невозможно представить без баитов — сюжетных произведений лироэпического характера, как правило, посвящённых событиям трагического характера. Богатый пласт народного творчества составляют малые жанры фольклора: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. Развитой была и традиция устной прозы (мифологические рассказы о сотворении мира, исламские нар. легенды, былички и бывальщины, ист. и топонимические предания). Компактное проживание в рамках одного района способствует современному развитию национальной культуры. По переписи 2002 г., в районе проживало 16 606 башкир и 9 025 татар. В с. Барда на родном языке издаётся районная газета, телерадиокомпания
«Притулвье» готовит передачи на татарском языке, на родном языке издаётся литература, активно печатаются местные поэты и писатели. В районе действует развитая сеть национальных школ и дошкольных образовательных учреждений, в с. Барда создана единственная в Прикамье сельская национальная гимназия. Лит.:Асфандиярфов, А.З. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей / А.З. Асфандиярфов, К.М. Асфандиярова. Уфа, 1999. Вып. 8; Башкирское народное творчество: предания и легенды. Уфа, 1987. С. 115—117; Бардымский район: От прошлого к настоящему / под. ред. А.В. Черных. СПб, 2008; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996; Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Кулбахтин, Н.М. Из истории гайнинских башкир. Уфа, 1996; Пермь татарлар турында. Барда, 2000; Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнолог. моногр.: быт башкир // Записки Русского географического общества. СПб., 1925. Т. 43, вып. 2.; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Фатыхов, А. Гайнинский край: на тат.яз. Барда, 1995; Хотинец, В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой пол. ХIХ века. Пермь, 1995. С. 4—55, 332—342.
А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
209.74 кб

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТУЛВИНСКИХ БАШКИР И ТАТАР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Трофимова Р.И., Черных А.В.