ТАТАРЫ-МИШАРИ

Найдено 1 определение
ТАТАРЫ-МИШАРИ
(мишэрлэр), одна из этнограф. групп татар Ср. Поволжья и Приуралья. Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены). На 1990 год татар в России проживало ок. 5,5 млн чел., из них 80 тыс. чел., в осн. мишари, в Пенз. обл., что составляло 5,4% всего нас. обл. Наибольшее число татар сосредоточено в Неверк. р-не (48,3% нас. р-на), а также в Городищ. (41,9%), Сосновобор. (30,2%), Кузн. (27,2%), Камен. (22,6%), Лопат. (19,8%), Пачелм. (14,5%), Шемыш. (10,8%). Небольшое кол-во проживает и в др. р-нах. Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы Т.-м. В территориальном плане все Т.-м. делятся на неск. групп, но наиб. самобытными являются окская, или темниковская, и сергачская группы. В результате расселения темниковских Т.-м. возникли кузнецкая, лямбирская (Ср. Посурье) и хвалынская (саратовская) подгруппы. Язык татар относится к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. До 1929 татары пользовались арабской письменностью. Разговорный яз. татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Диалект Т.-м., в свою очередь, делится на две группы говоров: цокающий и чокающий. Говоры Т.-м. Пенз. обл. относятся к чокающей группе. В антропологич. плане Т.-м. Пенз. обл. относятся в осн. к европеоидному (понтийскому) типу (длинноголовость, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, значительный рост бороды). Непосредств. предками Т.-м. были тюркоязычные племена, жившие в 9–14 вв. на терр. Пенз. края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более сев. р-ны Ср. Посурья и Примокшанья. В 14 в. на р. Мокше возникает золотоордынский улус Мухши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование Т.-м. После развала Золотой Орды терр. формирования Т.-м. оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Моск. гос-ва, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В рус. документах 14– 15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т. д.). В источниках 16–17 вв. встречаются термины «служилые татары», «посопные татары», «буртасы- посопные татары». Этнич. развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они не считают самоназванием, относят себя к татарам. После присоединения Поволжья к Моск. гос-ву (16–18 вв.) для T.-м. характерна активная миграция по Ср. Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. В связи со стр-вом засечных черт в 17 в. началось заселение Т.-м. Пенз. края. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х гг. пришли в Верх. Примокшанье и участвовали в основании Верх. и Ниж. Ломова, Керенска. Здесь обосновались тат. князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кушаевы. В 1660–80-x гг. они вместе с темниковскими татарами участвовали в стр-ве Мокшана, Пензы, Городища, основали у Пенз. дер. Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). В свою очередь, Пенз. служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане (дер. Пенделка, Исекеево, Усть-Уза). С давних пор у Т.-м., как и вообще у татар Поволжья, в хоз-ве было распространено пашенное земледелие с применением тяжелого колесного плуга-сабана. Сушка хлеба в снопах осуществлялась в овинах- шишах. Выращивали в осн. зерно, а также техн. и огород. культуры. Особо было развито скот-во, где преобладал мелкий и крупный рогатый скот. Среди ремесел наиб. развитыми были ювелир. и кожевен. Вплоть до конца 19 в. общинные и семейно-родственные отношения татар в осн. регулировались нар. обычаями (гадет) в сочетании с нормами мусульм. права (шариат). В тат. общинах действовал неписанный закон родственной помощи, а также соседского права (курше хакы), по к-рому сосед приравнивался к родственнику. Традиц. характер носили опека над осиротевшими детьми, слабыми хоз-вами, поддержание обществ. порядка и норм обществ. жизни. Многовековой соц. опыт выработал традиции совместн. труда, празднования, проведения досуга молодежью. Широкое распространение у татар имели «помочи» при выполнении срочных трудоемких работ (поднятие сруба дома, обмолот хлеба). Особо организованы помочи девушек: для обработки заколотых гусей, льна и холста. За выполненную работу по обычаю, кроме угощения, вознаграждения не полагалось. С осени до весны сел. молодежь организовывала посиделки, где девушки пряли, вязали, пели песни, а парни веселили их разговорами, игрой на гармошке. Важное значение придавалось пpaздникaм, особенно весенним: у Т.-м. Посурья это девичий праздник зим- чэчэк (праздник цветов), йомырка бэйрэме (буквально: яичный праздник), а у казанских татар – сабантуй (праздник сева). Особое место в жизни Т.-м. занимали мусульм. праздники: рамазан бэйрэме,корбан бэйрэме и др. Несмотря на исчезновение нек-рых обычаев, напр. обычая избегания – кан тоту (соблюдение молодой женщиной по отношению к родственникам мужа многочисл. запретов), семейно-родств. отношения татар Посурья также сохраняют сегодня традиц. облик. Исчезли из традиц. свадьбы мн. старые обряды, но нек-рые сохранились: это сватовство, сговор, религ. оформление брака (никах туй) в доме невесты, проводы невесты из родительского дома, встреча ее в доме жениха, приобщение молодой к роду (семье) мужа. Продолжает существовать и обычай выплаты символич. выкупа (калыма) за невесту. Заметную часть быта составляли обряды, связан. с рождением и смертью человека. Похоронный обряд совершался в соответствии с нормами ислама, правда, с учетом местных условий. На могиле, как правило, сажали дерево или кустарник. Поминки проводились на 3-, 7-, 40-й день после смерти и через год. Большинство обрядов в неск. видоизмененном виде сохранилось до сих пор. В фольклоре Т.-м. представлены сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Наиб. распространенными муз. инструментами Т.-м. были гармонь-тальянка и скрипка. Тат. нар. танцы, как и песни, преим. сольные. Имеются особые муж. и жен. танцы. В наст. время многие особенности Т.-м. снивелировались и стали общетатарскими. Лит: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., 1972; Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Полубояров (1); Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья / АН СССР. Казанский научный центр. Казань, 1991. Г. Н. Белорыбкин, Р. Г. Мухамедова.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
230.89 кб

Такмаки татар-мишарей Ульяновской области

Шарифуллина Н. М.
Ульяновская область территория, сложившаяся под воздействием разных переселенческих групп и этносов. В статье рассматриваются особенности функционирования фольклора татар-мишарей, проживающих в данной области.
Читать PDF
204.96 кб

Традиции добрачного общения у мордвы и татар-мишарей

Аль Матари Аббас Али Хасан
Несмотря на различие религиозных верований татар-мишарей и мордвы, можно говорить о большом сходстве в их традициях добрачного времяпрепровождения молодежи.
Читать PDF
440.04 кб

Особенности гетерофонного многоголосия татар-мишарей

Сарварова Лилия Илдусовна
В статье предпринято рассмотрение специфики фактурной организации многоголосных напевов татар-мишарей. Тип многоголосия, бытующий в мишарской традиции, определяется как гетерофонный.
Читать PDF
6.72 мб

Ладофункциональное строение лирических напевов татар-мишарей

Сарварова Лилия Илдусовна
Лирические песни, являясь этнически репрезентативным компонентом песенной культуры татар-мишарей, обнаруживают специфику в каждом компоненте своей организации звуковысотном (ладовом, мелодико-интонационном и фактурном), ритмоинтон
Читать PDF
233.39 кб

Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области

Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Изучены этапы эволюции религиозного синкретизма татар-мишарей. Приведены свежие эмпирические и теоретические данные о роли и месте религиозного синкретизма в мировоззрении татар-мишарей Ульяновской области.
Читать PDF
6.43 мб

Ладозвукорядные особенности лирических песен лямбирских татар-мишарей

Зиганшина Лилия Хаматхарисовна
Рассмотрены особенности ладозвукорядного строения многослоговой лирики лямбирских татар-мишарей, расселенных на территории Республики Мордовия.
Читать PDF
379.45 кб

Проблема происхождения татар-мишарей и тептярей в трудах Г. Н. Ахмарова

Салахова Эльмира Кадимовна
Статья посвящена проблеме происхождения татар-мишарей и тептярей и ее освещению в трудах видного татарского историка и этнографа начала XX в. Г.Н. Ахмарова.
Читать PDF
371.57 кб

Татары-мишари в условиях аграрной модернизации 1930-х годов (по материалам Мордовии)

Юсупов Ринат Равильевич
Статья посвящена рассмотрению социально-экономических и общественно-политических процессов в татарской деревне в условиях сталинской аграрной модернизации 1930-х гг.
Читать PDF
403.70 кб

«Великий исход»: процессы массового переселения нижегородских татар-мишарей в XVII-XVIII вв

Хайретдинов Дамир Зинюрович
Статья посвящена процессам массового переселения в восточном направлении нижегородских татар-мишарей (нижгар) в эпоху первых Романовых.
Читать PDF
409.50 кб

Традиционные верования татар-мишарей в начале XXI века: духи-хозяева освоенного пространства

Давлетшина Лейла Хасановна
В работе рассматриваются представления о духах-хозяевах освоенного пространства в традиции татар-мишарей Дрожжановского района Республики Татарстан как системе мифологических персонажей и их функций.

Похожие термины:

  • МИШАРСКИЙ ДИАЛЕКТ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

    заПенз. диалект тат. языка, распадается на 2 группы говоров – цокающие и чокающие. Разговорный язык Пенз. татар относится к чокающей группе, имеющей 2 подтипа – темниковский и лямбирский. Для говора