Татары Оренбургской области

Найдено 1 определение
Татары Оренбургской области
Т. – тюркский народ, являющийся вторым по численности в Оренб. обл. Язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Среди оренб. т. выделяется три самостоятельных говора: каргалинский (распространен в юж. части обл.) и абдулинский (на сев. обл.), относящиеся к среднему (казанско-татарскому) диалекту татарского яз., а также шарлыкский говор мишарского диалекта (распространен в мишарских селах). Верующие т. (за искл. кряшен) – мусульманесунниты. Т. появились в Оренб. крае одновременно с началом его широкомасштабного освоения (о средневековом этапе истории Оренб. края см.: Бай-могила; Изобильнинский мавзолей; Кызыл-Мечеть; Сакмарское городище; Тептяри. – Ред.). В 1730–70-е гг. путем принудительного перевода или санкционирования татарских переселений местные власти решали стоявшие перед ними конкретные, практические задачи: укрепления границ (казаки, «нерегулярные» т.), обеспечения почтовых перевозок, развития экономических отношений с народами Казахстана и Ср. Азии (каргалинские торговые т.). В 1780–1850-е гг. заселение т. терр. совр. Оренб. обл. проходило в рамках вольной колонизации. Обширные пространства свободных земель привлекали сюда крестьян из малоземельных губерний страны. Наконец с 1860-х гг. продолжающееся обезземеливание и социальное расслоение крестьянства объективно стимулировали массовый приток татарского сельского населения из региона Ср. Поволжья в города Оренб. губ. Их экономической привлекательности способствовало присоединение Ср. Азии к России, оживление торговли, развитие ж/д коммуникаций, товарного производства хлеба, перерабатывающей и пищевой промышленности, которая испытывала возрастающую потребность в рабочей силе. Приграничное положение оренб. т. оказало глубокое влияние на особенности их этнического формирования, языка, социальной организации, облика материальной и духовной культуры, менталитета. С нач. заселения Оренб. края здесь стал формироваться мощный религиозный, образовательный и культурный центр в Каргале, который на протяжении XVIII–XIX вв. имел для оренб. т. консолидирующее значение, создавал вокруг себя и поддерживал единое культурное пространство. Важную значение для реформирования системы мус. образования сыграли всерос. курсы переподготовки учителей, организованные здесь в 1899–1901 гг.; открытое в 1889 г. медресе, которое в 1891 г. было переведено в Оренбург и получило известность как «Хусаиния». Будучи одним из лучших мус. учебных заведений в Российской империи, оно подготовило целое поколение татарской интеллигенции: религиозных, гос. и обществ. деятелей, педагогов, работников искусства. На руб. XIX–XX вв. роль консолидирующего центра постепенно перешла от Каргалы к Оренбургу, где на базе более широкого диалога разл. народов развивался процесс обновления татарской культуры, проходило становление нац. драматургии и театрального искусства, профессиональной авторской музыки и исполнительского мастерства, новых литературных жанров, стилей и форм художественного выражения. В 1907 г. здесь была создана первая профессиональная татарская театральная труппа под руководством И.Б. Кудашева-Ашказарского. С Оренбургом неразрывно связаны жизнь и творчество тат. писателей Ш. Камала, М.Г Каримова, Ш.М. Мухаммадова, Т.С. Соловьева, Р. Фахретдина, поэтов Х.Ю. АбушаеваАтлаши, М.С. Алмаева, З.Ш. Башири, М.Г. Галяу, М. Джалиля, Дэрдменда, А.Х. Мустакаева, Г.Г. Радуди, С.Л. Рамеева, Х. Такташа, Т.Г. Ченакая, З.Ш. Ярмаки, драматургов Я. Вали, К. Бакира, литературных критиков Н. Гасрыя, Дж. Валиди, композиторов С.З. Сайдашева, Д.Х. Файзи и др. В нач. XX в. Оренбург стал одним из крупнейших центров формирования нац. СМИ, журналистики, публицистической мысли, книгоиздательской деятельности, который имел общерос. значение. В 1906–17 гг. здесь работали 3 из 13 татарских типографий в стране («Вакыт», «Дин ва магишат», «Каримова, Хусаинова и Ко»), издавались газеты «Вакыт» и «Урал», журналы «Дин ва магишат», «Кармак», «Карчыга», «Магариф», «Мугаллим», «Чикертке», «Чукеч», «Шура», «Яз». Реформирование системы образования, развитие нац. печати, издательского дела в значительной степени осуществлялись на средства местной татрской буржуазии (Рамиевых, Хусаиновых и др.). В первые десятилетия сов. власти была ликвидирована действовавшая до революции система религиозного образования, прекращена деятельность мус. обществ. организаций, а на основе новой, классово ориентированной идеологии стала активно развиваться система татарских нац. школ и культурномассовых учреждений. К нач. 1920 г. в Оренбурге работали 2 татарские библиотеки и клуб, а в губернии к 1921 г. насчитывалось 55 татарских библиотек, 20 клубов и народных домов, Восточный театр и музыкальная школа. Значительным был рост татарских образовательных учреждений. Если к ноябрю 1919 г. в Оренб. губ. действовала 61 татарская школа, то к 1920 г. насчитывалось уже 149 таких учебных заведений с преподаванием на родном яз. Большим событием в культурной жизни Оренбурга стало открытие Татарского ин-та народного образования, где в 1922 г. обучался 81 студент. На начало 1944/45 уч. г. в обл. действовали 138 татарских школ (86 нач., 38 неполных средних, 14 средних), в которых обучалось 10 775 детей. Преподавательские кадры для них готовило Желтинское татаро-башкирское педучилище. С сер. 1950-х гг. начинается постепенное сокращение кол-ва нац. школ, многие из них переводятся на этнокультурный компонент преподавания. В 1967 г. в Оренб. обл. работали уже только 88 школ с преподаванием татарского яз. (35 начальных, 36 восьмилеток и 17 средних школ), в которых обучалось 16 154 ученика. В 1949 г. прекратил свою деятельность Оренб. колхозно-совхозный татарский театр. 1980–90-е гг. были отмечены новым подъемом нац. культуры, возрождением духовных ценностей и религиозных ин-тов. С 1989 г. в качестве самостоятельного учреждения был восстановлен Оренб. гос. татарский драматический театр им. М. Файзи, а в декабре 2008 г. на средства обл. бюджета была завершена его масштабная реконструкция. В области созданы и активно работают 223 татарских творческих коллектива (без учета коллективов, действующих на базе нац.-культурных центров и в системе дополнительного образования). В местах компактного проживания т. ежегодно проводятся фестивали – Дни нац. культуры, празднование сабантуя, встречи с писателями и поэтами, широко отмечаются юбилеи и знаменательные даты в истории оренб. т. В обл. центре открыт памятник М. Джалилю, установлены памятные доски на зданиях, где жили и работали выдающиеся деятели татарской культуры. В соответствии с договорами о сотрудничестве между Респ. Татарстан и Оренб. обл. организуются обменные гастроли профессиональных и самодеятельных коллективов. Важным местом сосредоточения духовной жизни остается на протяжении более ста лет библиотека им. Х. Ямашева в Оренбурге. 2.06.2009 г. состоялось открытие татарского подворья в культурном комплексе «Нац. деревня» (Оренбург). В системе образования Оренб. обл. выстроена целостная система, направленная на сохранение и развитие нац. культур, формирование у учащихся навыков цивилизованного межкультурного общения. В 2008/09 уч. г. татарский яз. преподавался в 74 образовательных учреждениях обл. с общим охватом учащихся 4348 чел. В школах области функционируют 15 татарских этнографических музеев. Систематически проводятся семинары, мастер-классы для учителей татарского яз. и литературы. Подготовка учителей родного татарского яз. ведется в Оренб. гос. пед. ун-те и пед. колледже № 2. После долгого перерыва с 1991 г. начала выпускаться первая региональная газета на татарском яз. «Яна Вакыт» («Новое время»), соучредителем которой в 1995 г. выступила администрация области. Власти принимают меры для расширения информационного пространства в местах компактного проживания т. На западе края был установлен транслятор для приема телепередач из Татарстана, который вещает на р-ны со значительной долей татарского населения. В целях удовлетворения этнокультурных запросов оренб. татар в регионе созданы 9 татарских нац.-культурных объединений: 2 областных и 7 местных. В форме НКА действуют 4 объединения. Работу всех татарских обществ. организаций координирует Оренб. региональная татарская НКА, которую в посл. годы возглавляет И.М. Гизатулин. Деятельность этой организации направлена на содействие возрождению, сохранению, развитию культуры, традиций, обычаев и языка граждан татарской национальности, проживающих в Оренб. обл. Большую обществ., исследовательскую и воспитательную работу осуществляет Обществ. ин-т истории народов Оренбуржья им. М. Джалиля под руководством И.М. Габдулгафаровой. По данным переписи 2002 г., в Оренб. обл. насчитывается 166 тыс. т. (7,6% населения). Большая часть татарского населения проживает в сельской местности – 90 тыс. чел., в городской – 76 тыс.. Относительно компактно оно расселено в Асекеевском (47,2%), Абдулинском (30,8%), Матвеевском (29,9%), Сакмарском (20,2%), Шарлыкском (18,5%), Северном (18,1%), Пономаревском (17,9%), Саракташском (16,9%), Переволоцком (16,5%) и Александровском (16,4%) р-нах. В Оренб. обл. 106 сельских населенных пунктов с преобладающим татарским населением и более 40 смешанных. Лит.: Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). – Оренбург, 2006; Он же. Татары // Мы – оренбуржцы. Историко-этнографические очерки. – Оренбург, 2007, с. 44–72; Из истории татар Оренбуржья (к 260-летию Татарской Каргалы) / Под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург, 2005; Моргунов К.А. Исторический опыт государственного регулирования национальных отношений на Южном Урале (1917–1939 гг.). – Оренбург, 2005; Татары в Оренбургском крае (к 100-летию газеты «Вакыт» и библиотеки им. Х. Ямашева) / Под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург, 2008; Татары в Оренбургском крае: науч.-практ. конф.: тез. докл. – Оренбург, 1996. К.М., Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009