ТАТАРЫ СЫЛВЕНСКО-ИРЕНСКИЕ

Найдено 1 определение
ТАТАРЫ СЫЛВЕНСКО-ИРЕНСКИЕ
наиболее многочисленная этнографическая группа перм. татар. Отсутствие ранних ист. источников ставит много нерешенных до настоящего времени вопросов о формировании сылвенско-иренских татар. Первые русские документы XV—XVII вв. называют всё население Сылвенско-Иренского поречья «остяками», этноним «татары» для обозначения местного населения появляется позднее. Вопрос об этнической принадлежности «остяков» остается спорным. Часть исследователей склонны считать «остяков» древним угорским населением этого края — скорее всего, манси. Др. исследователи считают остяков смешанным тюркско-угорским населением. «Остяки» явились одной из этнических основ формирования сылвенско-иренских татар. В формировании перм. татар принимали участие и сибирские татары, продвинувшиеся в Предуралье ещё в период Сибирского ханства. Ближайшие соседи — гайнинские башкиры — также принимали участие в формировании населения некоторых деревень. Со 2-й половины XVI—XVII вв. в Прикамье активно переселяются казанские татары, которые консолидировались с местным населением и значительно повлияли на этнокультурные особенности сылвенско-иренских татар. 2-й поток татарского населения из Поволжья в Юж. Прикамье относится ко времени крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775). В формировании сылвенско-иренских татар активно принимало участие и финно-угорское население: марийцы, чуваши, удмурты, мордва, также переселявшиеся в кон. ХVI — ХVII вв. на восток и осевшие в юж. районах перм. Прикамья. Сылвенско-иренские татары не представляют собой единого компактного массива, отдельные группы деревень расположены на значительном удалении друг от друга в окружении русского населения. Именно это обстоятельство и определило этнокультурное своеобразие отдельных групп сылвенско-иренских татар, образование нескольких этнотерриториальных подгрупп. Группа верх-иренских татар сложилась в верховьях р. Ирень и её притоков в сев. части Октябрьского р-на, Уинского р-на, части Ординского р-на. Многочисленной остается и нижнеиренская группа сылвенско-иренских татар, включающая населенные пункты Ординского и Кунгурского р-нов. Шаквинская группа сылвенско-иренских татар включает небольшое число татарских деревень по р. Шаква и её притокам в Берёзовском, Кишертском и Лысьвенском р-нах. К верхнесылвенской группе относят татарские деревни Суксунского р-на. Периферийная группа сылвенско-иренских татар — сарсинская — сформировалась в верховьях р. Сарс, притока р. Уфа в юж. части Октябрьского р-на. Перепись 2002 г. учла на территории Сылвенско-Иренского поречья 41 155 татар, в том числе в Берёзовском р-не — 3129 человек, Кишертском — 451, Кунгурском — 5861, Лысьвенском — 5843, Октябрьском — 12664, Ординском — 2879, Уинском — 4468, Суксунском — 1753, Чернушинском — 4107, что составляет 27,4% от всего татарского населения Перм. края. Язык перм. татар исследователи относят к среднему диалекту татарского языка, выделяя его в самостоятельный говор. Во 2-й половине XIX — нач. XX вв. ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Животноводство в хозяйстве имело мясо-молочное направление, шерсть и кожа являлись важным сырьем для домашних промыслов. Огородничество долгое время оставалось недостаточно развитым.
К наиболее ранним занятиям населения Сылвенско-Иренского поречья следует отнести охоту, бортничество и рыболовство. Значительное место среди хозяйственных занятий занимали также домашние и кустарные промыслы и ремесла. Поселения (авыл) располагались, как правило, у реки и имели беспорядочную застройку, с XIX в. постепенно деревни приобретают уличную планировку. Жилище (чаще двухкамерное или трёхкамерное) — срубная изба юрт, зба. Планировка усадьбы зависит от территориальных групп. В сев. преобладает однорядная, двухрядная или покоеобразная планировка с закрытым двором, в юж. — открытый двор с разрозненно стоящими постройками: хлевами (азбар), сараями (лапаз), погребом-ледником, колодцами, амбарами. Интерьер жилища, с одной стороны, сохранял многие традиционные элементы тюркского жилища, а с другой — испытал влияние традиций соседнего русского населения. Традиционная печь, расположенная справа или слева от входа, имела дополнительный очаг и вмазанный котёл (чуен). Основу питания составляли продукты земледелия и животноводства. Традиционный костюм имел много общих черт с одеждой др. групп перм. татар. Основой женского костюма также была рубаха кулмэк. Одежда также изготовлялась преимущественно из узорных тканей домашнего производства. Рубаха носилась в комплексе с передником ал ябу, ал чупрек, алъяпкыч, запон.
Сложными были женские головные уборы: косынка коекча, волосник магалайча, повязка из позумента битлек. Наиболее распространенным головным убором постепенно становятся калфаки (известно несколько видов). Женский костюм дополнялся многочисленными серебряными украшениями. Мужской костюм татар был менее разнообразен. Он включал рубаху и штаны. Рубаха чаще всего изготовлялась из пестряди в мелкую клетку и орнаментировалась разноцветной вышивкой или ткачеством. По вероисповеданию сылвенско-иренские татары — мусульмане, однако сохраняли многие доисламские верования, особенно в духов природы и построек. Известен культ местночтимых святых — газизов. В календарной обрядности наиболее развернутыми были весенние праздники и обряды: Плаущення, Тын тынлау торган кон, приходившиеся в ночь с 6 на 7 апр., когда совершались гадания. Весенними праздниками были также проводы ледохода боз киту и праздник мая май байрам. Было известно 2 варианта проведения Сабантуя: до начала посевных работ и после их завершения. В комплекс Сабантуя входил обряд карга ботка — воронья, грачиная каша. К осеннему времени приурочивалось празднование Покрова и гостевание — эртиле. К русским престольным праздникам и ярмаркам в русских селах приурочивался приём гостей в татарских деревнях. Отмечались и мусульманские праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Маулид. До настоящего времени сохраняются многие жанры традиционного фольклора: предания, мифологические рассказы, бытовые сказки, гостевые, свадебные, рекрутские, колыбельные и лирические песни, баиты. Преподавание родного языка ведётся в школах, почти в каждом районе проживания действуют общественные национально-культурные организации.
Лит.:Исхаков, Д.М. От татар средневековья к татарам нового времени. Казань, 2000; Исхаков, Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993; Пермские татары. Казань, 1983; Пермь татарлар турында. Барда, 2000; Суслова, С.В. Народный костюм татар Поволжья и Урала: (сер. XIX — нач. XX вв.) / С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова Казань, 2000; Татары. М., 2001; Халиков, Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (сер. XIX — нач. XX вв.). Казань, 1995; Черных, А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце ХIХ — начале ХХ вв. Пермь, 2002; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113; Черных, А.В. Народы Пермского края: История и этнография. Пермь, 2007.
А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
139.44 кб

Особенности музыкальной культуры сылвенско-иренских татар Пермского края

Галимова Эльмира Мунировна
На сегодняшний день культурные и этнические отношения татар Пермского края изучены на уровне истории, лингвистики, этнографии. Что касается проблем музыкальной культуры, то эти вопросы до сих пор совершенно не освещены.