Татары Удмуртии

Найдено 1 определение
Татары Удмуртии
третий по численности этнос в республике. Наиболее ранние татарские поселения основаны чепецкими татарами на сев. Удмуртии (в Балезинском, Глазовском, Юкаменском р-нах). Более поздняя группа т. расселена на юге Удмуртии: в сельской местности (Алнашский, Каракулинский, Киясовский, Граховский, Можгинский, Мало-Пургинский р-ны) и большая часть – в городах (в Ижевске, где оформился жилой р-н с компактным проживанием т. – Татарский пос., или «Татарбазар»; в Сарапуле, Можге и Воткинске). Сегодня в Удмуртии 20 населенных пунктов с преобладанием т. По переписи 2002 г. насчитывалось 109,2 тыс. т. (7% населения республики), в т.ч. 0,7 тыс. кряшен Абсолютное большинство (86%) проживает в городах: Ижевске – 61,1 тыс., Сарапуле – 10 тыс., Можге – 7,2 тыс., Глазове – 4,8 тыс., Воткинске – 4 тыс. чел. По неофициальным данным, в Удмуртии насчитывается ок. 120 тыс. т., из них 70 тыс. – в столице Ижевске. Т., особенно чепецкие, имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен. Большинство т. традиционно исповедуют ислам, в т.ч. через влияние этнической культуры. В посл. десятилетие наблюдается исламский ренессанс (см. Ислам в Удмуртии). С кон. 1980-х гг. активизировалось нац. движение т. К наст. времени функционируют Татарский обществ. центр Удмуртии (ТОЦ, 1991), Союз татарской молодежи «Иман» (1994), Центр татарской культуры «Йолдыз» (1996). В 20 дошкольных и 29 образовательных учреждениях республики ведется работа по преподаванию татарского яз. и нац. культуры. В 1998 г. в Ижевске была открыта татарская классическая гимназия. Педучилище Ижевска обеспечивает потребность в учителях татарского яз. для нач. классов. В Удмуртском гос. ун-те открыто отделение, готовящее преподавателей татарского яз. и литературы. С 1991 г. издается республиканская газета «Я?арыш» («Возрождение») на татарском яз. Истории ислама, жизни мусульман в Удмуртии посвящена газета «Ихсан» («Чистосердечие»). На татарском яз. ведутся теле- и радиопередачи «Очрашу» («Встреча»), «Х?ерле кич» («Добрый вечер»), с 2003 г. налажена ретрансляция ряда передач ТВ Татарстана. Вещание на татарском яз. ведется и в р-нах – в Сарапульской, Воткинской, Глазовской, Можгинской, Алнашской, Каракулинской и Юкаменской редакциях радио. На татарском яз. издаются сборники стихов и музыкальных произведений поэтов и композиторов, регулярно проводятся респ. фестивали исполнителей татарской песни, детские конкурсы исполнителей нац. музыки, юбилейные вечера известных представителей татарского народа. Нац. праздник сабантуй проводится практически во всех населенных пунктах с компактным проживанием т. Лит.: Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края: учебно-справочное пособие. / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009, с. 160–230; Она же. Семейная обрядность чепецких татар (сер. XIX–XX в.). – Ижевск, 2003; Она же. Татары в истории г. Глазова (1678–1920 гг.) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность: История севера Удмуртии в XVI–XX вв. – Глазов, 2008; Марданов Р. Иж ш?h?ре татарлары тарихыннан. – Казань, 2006; Шепталин А.А. Татарское национальное движение в Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. – М., Ижевск, 2003. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009