самоназвание - татар), народ в Российской Федерации (5,52 млн. человек; без крымских Т.). Основное население Татарии (1765 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и других областях Российской Федерации. Т. называются также тюркоязычные общности Сибири (сибирские Т.), Крыма и др. Язык татарский кынчакской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.
ТАТАРЫ
ТАТАРЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ТАТАРЫ
народ родственный Туркам-Османам, все магометане, пользуются несколькими тюркскими диалектами. Европейские Т., по большей части, потомки Половцев, смешавшихся с Монголами Золотой Орды; Казанские, Астраханские, Крымские и Литовские, всего свыше трех миллионов душ.
Т. появились в наших степях около половины XI века; соседи узнали их, как Куманов и Половцев, Монголы же называли их Кыпчаками; поэтому и вся Азовско-Каспийская степь приобрела у них название Дешт-и-Кыпчак. В XIII веке они все вошли в состав населения Золотоордынской империи, а после ее падения по частям завоеваны Россией. В1945 г. все Крымские Т., свыше 150 тыс. душ, принудительно выселены в Среднюю Азию.
Т. появились в наших степях около половины XI века; соседи узнали их, как Куманов и Половцев, Монголы же называли их Кыпчаками; поэтому и вся Азовско-Каспийская степь приобрела у них название Дешт-и-Кыпчак. В XIII веке они все вошли в состав населения Золотоордынской империи, а после ее падения по частям завоеваны Россией. В1945 г. все Крымские Т., свыше 150 тыс. душ, принудительно выселены в Среднюю Азию.
Татары
Татары (Tartars), назв. нек-рых народов Центр, и Ср. Азии, произошедших от кочевников, напр, монголов, турков, кипчаков. Они говорили на различ. родственных тюркскому и монг. языках. На протяжении веков Т. представляли угрозу для мн. гос-в. "Татарскими" считались племена, жившие к Ю. от Амура и потерпевшие поражение от минского императора Юнли в нач. o 15 в. Папские послы, посетившие (ок. 1250 г.) монг. правителей, упорно называли их татарами, возможно, по ассоциации с Тартаром, по греч. мифологии нижней частью преисподней, куда бросали души умерших за совершенные преступления. Под тем же именем фигурируют народы 3олотой Орды. Нек-рые из казаков (первоначально камзаков, "свободных людей") на р. Днепр были Т. Впоследствии в России к Т. относили всех людей тюркского происх. В 16 в. ханства волжских Т. были присоединены к России. В 15 в. независимое ханство основали крымские Т., бывшие данниками османских турок, позже Россия присоединила Крым (1783).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Татары
(самоназвание – татар) – народ, основное население Татарстана (1,765 млн. чел.). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и других областях Российской Федерации. Татарами также называют тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность 6,71 млн. чел. (1992), из них в Российской Федерации 5,52 млн. чел. Язык татарский, принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Верующие – мусульмане-сунниты. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племен, кочевавших в 6 – 9 в.в. к юго-востоку от оз. Байкал. В 13 в. с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В 13 – 14 в.в оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16 – 19 в.в. в русских источниках татарами стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и др.). Для некоторых из них имя татары стало этнонимом. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3 – 4 в.в. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племен (См. Гунны). Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5 – 7 в.в. наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанное с экспансией Тюркского каганата (См. Тюркский каганат). В 7 – 8 в.в. в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали государство – Болгарию Волжско-Камскую (См. Болгары вожско-камские). В 13 – 15 в.в., когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В 15 – 16 в.в. в период существования отдельных феодальных государств (Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского и др.) происходит формирование отдельных групп татар Среднего Поволжья и Приуралья (См. Мишари). Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, в конце 19 в. сложились в нацию. Антропологически принадлежат к уральской расе. См. Уральская раса, Крымские татары, Кряшены, Мишари, Нагайбаки.
ТАТАРЫ
, один из тюркских народов Поволжья и Приуралья. Этническую основу татар составили пришедшие в Поволжье булгары, с включением множества других этнических компонентов. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве в XV—XVI вв. Окончательные консолидационные процессы, приведшие к включению в единый народ различных этнотерриториальных групп, завершились во 2-й половине XIX — нач. XX вв. Татарский язык относится к булгаро-кипчакской подгруппе кипчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи. Большая часть татар — мусульмане-сунниты, за исключением православных крящен. Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские, при этом самой многочисленной считаются татары волго-уральские. Они также неоднородны, среди них выделяют несколько субэтнических и субконфессиональных общностей: казанские татары, касимовские татары, мишари, кряшены. Кроме Татарстана волго-уральские татары живут почти во всех областях и республиках Поволжья и Приуралья.
По переписи 1989 г., в Российской Федерации проживало 5522 тыс. татар, при этом 1765,4 тыс. человек проживало в Татарии, 1120,7 тыс. человек — в Башкирии. Перепись 2002 г. отметила в России 5558 тыс. татар. Перм. татары как самостоятельное этнотерриториальное образование относятся к приуральской подгруппе (вместе с населением др. обл. Урала и Республики Башкортостан) волго-уральской группы татарского этноса. Перм. татары — не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар, отличающихся некоторыми особенностями самосознания и отдельными чертами традиционной культуры. Наиболее крупной и наиболее консолидированной группой можно считать татар, расселённых в поречье Сылвы и Ирени (сылвенско-иренских татар): в Берёзовском, Кишертском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском, Чернушинском р-нах Перм. края. К муллинской группе относят татар деревень Кояново, Баш-Култаево и Янычи Перм. р-на. Жители этих деревень только в XIX в. стали считать себя татарами, в прошлом записывались башкирами. На территории Прикамья издавна существовали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами, как, например, в поречье р. Тулва, где также проживает значительное число татар (Бардымский р-н). Татарское и башкирское население Тулвинского поречья этнографы относят к единой этнографической группе — тулвинским татарам и башкирам. Несколько особняком стоит татарское население деревень Куединского р-на, которые исторически и географически тяготеют к татарскому населению северо-запада Башкирии. Перм. татары, как и большинство представителей татарского народа,— мусульмане-сунниты. Основу татарского населения Прикамья составляют потомки тех, кто давно освоил юж. районы Перм. края. Значительным был приток татарского населения и в XX в., именно в этот период формируется основная часть городских татар и башкир. Много татар переселилось в этот период в пограничные юж. районы Перм. обл. из Сев. Башкирии. Численность татарского населения в Прикамье в 1989 г. составила 150 460 человек. Перепись 2002 г. отметила сокращение их численности до 136 597. Кроме районов традиционного проживания, значительные группы татар сформировались в городах Пермь (по переписи 2002 г. — 40 112 татар), Чайковский (5277 татар), Березники (6610 татар), Кунгур (1581 татарин), Соликамск (1323 татарина). Одной из первых в Прикамье в начале 1990-х гг. была создана национально-культурная общественная организация татар и башкир Прикамья, в настоящее время — Национально-культурная автономия татар и башкир Перм. обл., имеющая организации и в районах компактного проживания татар и башкир в районах и городах области. В сети национальных школ ведётся преподавание на родном языке. Выпускаются газеты на татарском языке: краевая «Халык чишмэсе» («Народный родник») и «Тан» («Рассвет») в Бардымском р-не. Краевое радио готовит передачи на татарском языке; на татарском языке ведутся телепередачи в Бардымском р-не Перм. края.
Лит.:Дубова, Н.А. Русские, башкиры и татары южных районов Пермской области: (демогр. и социал.-эконом. характеристика) / Н.А. Дубова, О.Д. Комарова, А.Н. Ямсков // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 227—293; Исхаков, Д.М. От татар средневековья к татарам нового времени. Казань, 2000; Исхаков, Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993; Пермские татары. Казань, 1983; Пермь татарлар турында. Барда, 2000; Суслова, С.В. Народный костюм татар Поволжья и Урала: (сер. XIX — нач. XX в.) / С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. Казань, 2000; Татары. М., 2001; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Халиков, Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала: (сер. XIX — нач. XX вв.). Казань, 1995; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39— 113.
А.В. Черных
По переписи 1989 г., в Российской Федерации проживало 5522 тыс. татар, при этом 1765,4 тыс. человек проживало в Татарии, 1120,7 тыс. человек — в Башкирии. Перепись 2002 г. отметила в России 5558 тыс. татар. Перм. татары как самостоятельное этнотерриториальное образование относятся к приуральской подгруппе (вместе с населением др. обл. Урала и Республики Башкортостан) волго-уральской группы татарского этноса. Перм. татары — не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар, отличающихся некоторыми особенностями самосознания и отдельными чертами традиционной культуры. Наиболее крупной и наиболее консолидированной группой можно считать татар, расселённых в поречье Сылвы и Ирени (сылвенско-иренских татар): в Берёзовском, Кишертском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском, Чернушинском р-нах Перм. края. К муллинской группе относят татар деревень Кояново, Баш-Култаево и Янычи Перм. р-на. Жители этих деревень только в XIX в. стали считать себя татарами, в прошлом записывались башкирами. На территории Прикамья издавна существовали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами, как, например, в поречье р. Тулва, где также проживает значительное число татар (Бардымский р-н). Татарское и башкирское население Тулвинского поречья этнографы относят к единой этнографической группе — тулвинским татарам и башкирам. Несколько особняком стоит татарское население деревень Куединского р-на, которые исторически и географически тяготеют к татарскому населению северо-запада Башкирии. Перм. татары, как и большинство представителей татарского народа,— мусульмане-сунниты. Основу татарского населения Прикамья составляют потомки тех, кто давно освоил юж. районы Перм. края. Значительным был приток татарского населения и в XX в., именно в этот период формируется основная часть городских татар и башкир. Много татар переселилось в этот период в пограничные юж. районы Перм. обл. из Сев. Башкирии. Численность татарского населения в Прикамье в 1989 г. составила 150 460 человек. Перепись 2002 г. отметила сокращение их численности до 136 597. Кроме районов традиционного проживания, значительные группы татар сформировались в городах Пермь (по переписи 2002 г. — 40 112 татар), Чайковский (5277 татар), Березники (6610 татар), Кунгур (1581 татарин), Соликамск (1323 татарина). Одной из первых в Прикамье в начале 1990-х гг. была создана национально-культурная общественная организация татар и башкир Прикамья, в настоящее время — Национально-культурная автономия татар и башкир Перм. обл., имеющая организации и в районах компактного проживания татар и башкир в районах и городах области. В сети национальных школ ведётся преподавание на родном языке. Выпускаются газеты на татарском языке: краевая «Халык чишмэсе» («Народный родник») и «Тан» («Рассвет») в Бардымском р-не. Краевое радио готовит передачи на татарском языке; на татарском языке ведутся телепередачи в Бардымском р-не Перм. края.
Лит.:Дубова, Н.А. Русские, башкиры и татары южных районов Пермской области: (демогр. и социал.-эконом. характеристика) / Н.А. Дубова, О.Д. Комарова, А.Н. Ямсков // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 227—293; Исхаков, Д.М. От татар средневековья к татарам нового времени. Казань, 2000; Исхаков, Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993; Пермские татары. Казань, 1983; Пермь татарлар турында. Барда, 2000; Суслова, С.В. Народный костюм татар Поволжья и Урала: (сер. XIX — нач. XX в.) / С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. Казань, 2000; Татары. М., 2001; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Халиков, Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала: (сер. XIX — нач. XX вв.). Казань, 1995; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39— 113.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
Татары
свой этноним усвоили лишь в конце XIX - нач. XX в. Он образован по классической тюркской модели: татТатарыдатТатарыйат "чужой", эрТатарыат "люди", татар "чужие люди". Еще до н.э. он был заимствован китайцами и обозначал всех их сев. соседей. Этот этноним в Европе распространился во время татаро-монгольской экспансии. В Зап. Европе им обозначали все вост. народы. В XVI-XVII вв. рус. всех своих вост. соседей также называли Т. Позже этноним татар закрепился за тюрко-мусульманами. Но в процессе формирования наций мн. тюркские народы отказались от этнонима татар (напр., азербайджанцы, балкарцы, хакасы), он закрепился за прежними золотоордынскими кыпчаками Поволжья, Приуралья, Крыма и Добруджа (в Болгарии и Румынии). В этногенезе Т. Поволжья приняли участие тюркские и местные финно-угорские племена, поэтому татарский и башк. яз. значительно отличаются от тюркских яз. др. регионов своеобразными особенностями, возникшими в результате многовекового влияния местных финно-угорских яз. В разл. периоды истории предки Т. носили разные этнонимы, восходящие к назв. племен, выступавших инициаторами создания государственности. Так, в период Булгарского гос-ва (IX-XII вв.) этноним булгар или ас, или суас. Во время Зол. Орды (XIII-XV вв.) и Казанского ханства (XV-XVI вв.) как эндоэтноним применялись слова: булгар, кыпчак, казанлы, месельман, а как эктоэтноним слова: татары, казанцы. По материалам переписи 1989, в регионе 1998,46 тыс. чел. Т. Наиб. изв. локально-этнографические группы: тептяри, мишари, крещеные Т. (нагайбаки, бакалинцы), икчинские, среднеур., перм., сафакульские Т. и др. Ч. Т., живущих ныне в пределах Зап. Сибири, Сев. Башк., Перм. обл., именовались остяками (или иштяками). Яз. ур. Т. делится на говоры: мензелинский, бирский, перм., красноуфимский, златоустовский, турбалинский, каргалинский, абдуллинский, нагайбакский, икчинский - ср. диалект; байкибашевский, стерлитамакский, шарлыкский - мишарский диалект; сафакульский. В осн. массе ур. Т. имеют европеоидные черты, довольно шир. представлен, особенно у перм. Т., ур. тип. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие в сочетании со стойловым (а в Зауралье и пастбищным) жив-вом. Земледелие (выращивались рожь, овес, ячмень, просо, конопля, лен, позднее пшеница) велось по трехпольной системе с применением плуга с колесным передком (сабан), плетеных или рамных борон, др. орудий плужно-сошного типа (полусабан и др.). Из ремесел были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева, кузнечно-ювелирное ремесло и т.п. Т. участвовали в изыскательских работах, занимались заготовкой и сплавом леса, поставкой древесного угля, работали в шахтах, на зол. приисках, нефтяных промыслах. На У. Т. сохранили традиции строить бревенчатые дома типа изба-сени или изба-сени-изба, со специфическим арх. оформлением фасада: с нишей во фронтоне, украшенной накладным узором ("сияниями"), деление жил. ч. при помощи глухой перегородки на мужскую ("чистую") и женскую (кухонную) пол. Ур. Т. продолжают сохранять также и традиционную одежду. Нательная одежда (мужская и женская) туникообразного покроя, штаны с шир. шагом, приталенный камзол, стеганый на вате бешмет, женское платье с оборками, длинная мужская рубаха навыпуск, ичиги, валенки с узорами на голенищах и т.д. Для них характерен татарский комплекс украшений с татарскими же назв. Вместе с тем одежда приобрела и нек-рые своеобразные черты в деталях (напр., преобладание монет в женском уборе мангайча, в браслетах, украшении калфака). Осн. традиционной кухни Т. составляла мясо-молочная и растительная пища, мучные изделия (токмач, салма, чумар, икмэк, коймак, актлама и др.), печеные изделия с начинкой (бэлэш, гебэдия), пресные сдобы (бавырсак, чэкчэк, майаши) и др. Осн. ч. Т. придерживается мусульманской религии суннитского толка. Имеются две небольшие группы (бакалинские и нагайбакские кряшены. т.е. крещеные Т.) т.е. крещеные Т.) православного вероисповедания. Фольклор ур. Т. богат и характеризуется разнообразием жанров: сказки, предания, легенды, пословицы и поговорки, лирические и обрядовые песни, баиты, мунаджаты и др. Нар. праздники ур. Т., как и у Т. вообще, связаны с культом земледелия: сабантуй (праздник сабана) проходил перед нач. весеннего сева, красили яйца, проводили разл. спортивные состязания, с 1940-50-х стали праздновать после завершения весенних посевных работ; шийлык или карга (янгыр, сабан) боткасы - обряд моления дождя. Из праздников мусульманского календаря отмечались гает бэйрэме (ураза гаете, корбан гаете) и нек-рые др. У нагайбакских и бакалинских Т.-кряшен наиб. изв. праздниками являются пасха (олыкен), троица, масленица (майчабу) и др. Лит.: Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958; Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990; Закиев М.З. Татар халкы теленен барлыкка килyе. Казань, 1977; Он же. Проблемы языка и происхождения волжских татар. Казань, 1986; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992; Пермские татары. Казань, 1983; Приуральские татары. Казань, 1990; Происхождение казанских татар. Казань, 1948; Рамазанов Д.Б. Формирование татарских говоров юго-запада Башкирии. Казань, 1984; Татары и Татарстан. Казань, 1983; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. Закиев М.З., Рамазанова Д.Е.
ТАТАРЫ
группа тюркоязычных народов (Т. Ср. Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование к-рых протекали в разных ист. условиях. Впервые термин "Т." в форме "да-да" или "та-тань" отмечается в кит. источниках 8-9 вв. Так назывались сев. группы монг. племен, кочевавшие в 6-9 вв. на терр. совр. Сев.-Вост. Монголии, Приамурья и Маньчжурии. В 13 в. с тат.-монг. нашествием наименование "Т." проникает в Европу. В 13-14 вв. оно переносится на нек-рые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 вв. Т. стали называться многие как тюркоязычные, так и нек-рые иноязычные народности, жившие на окраинах Рус. гос-ва (азербайджанцы, народности Сев. Кавказа, Ср. Азии, Поволжья и др.). Для нек-рых из них имя Т. стало самоназванием. Числ. Т. в СССР - 5931 т. ч. (1970). Самыми многочисленными из них являются Т. Ср. Поволжья и Приуралья, сформировавшиеся к концу 19 в. в нацию и подразделяющиеся в этнографическом отношении на казанских Т., Т.-мишарей, касимовских Т. и кряшен. Верующие Т., за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие, насильственно крещенных частично еще в 16 в. ("старо-крещены") и частично в 18 в. ("ново-крещены"), - мусульмане-сунниты. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 вв. н. э. и связано с эпохой нашествия в Вост. Европу гуннов и др. кочевых племен. Оседая в Приуралье и Поволжье, эти племена воспринимали элементы культуры, а частично смешивались с местными финно-угорскими народами. В 5-7 вв. наблюдается вторая волна проникновения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные р-ны Зап. Сибири, Приуралья и Поволжья, что было связано с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 вв. в Поволжье из Приазовья проникают болгарские, также тюркоязычные племена, к-рые вместе с ранними тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали свое гос-во - Болгария Волжско-Камская. В 13-15 вв., когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нек-рая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 вв., в период существования отдельных тюркоязычных феод. гос-в (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и др. ханств), происходит формирование отдельных тат. народностей - средневолжско-уральских (казанские, мишари, касимовские), астраханских, сибирских, крымских и др. Казанские Т. наиболее компактно живут в Тат. и Башк. АССР. Значит. число их расселено также в Марийской и Удмуртской АССР, в Пермской, Кировской, Свердловской и Оренбургской обл., в Москве. Антропологич. состав смешанный, с преобладанием европеоидных типов (до 60%). Осн. занятие - земледелие. Много казанских Т. работает в пром-сти и различных областях науки и культуры. Среди казанских Т. выделяется группа кряшен, образовавшаяся в 16-18 вв. в результате обращения Т.-мусульман в христианство. Несмотря на религ. обособленность, они сохранили казанско-тат. говор и архаич. элементы быта, особенно одежды (древняя форма шейного украшения "яка-чылбыры", широкая длинная женская рубаха и др.). В антропологическом отношении у них также преобладает европеоидный тип. Своеобразной является нагайбакская группа кряшен, живущая в Западной Башкирии и Челябинской обл. (см. Нагайбаки). Мишари небольшими группами живут в ряде районов по левому и правому берегам Ср. Волги. Осн. их занятие - земледелие. По культуре и быту близки к казанским Т. Касимовские Т. живут (со 2-й пол. 15 в.) вокруг г. Касимова Рязанской обл. По быту и языку они примыкают к казанско-тат. группе; одновременно их культура содержит много и мишарских элементов. В антропологическом отношении близки к казанским Т. Астраханские Т. (кундровские и карагаши) - потомки ногайско-тат. населения Золотой Орды, живут в р-не Астрахани, в дельте Волги. В культуре и быту много степных скотоводческих традиций (долго сохранялись решетчатая юрта, арба с большими колесами, следы родоплеменных делений и т. д.). Характеризуются заметно выраженной монголоидностью. Осн. занятия - скотоводство и бахчеводство. Язык - ногайский, но с кон. 19 в. интеллигенция приняла лит. язык Т. Ср. Поволжья. Крымские Т. отличаются от средневолжских Т. по происхождению и истории формирования, по быту и языку (имеют свой лит. язык). Различаются степные крымские Т. (потомки ногайцев) и южнобережные крымские Т. (потомки анатолийских тюрок). Указом Президиума Верх. Совета СССР от 5 сент. 1967 сняты огульные обвинения крымских Т. в их сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, необоснованно выдвинутые в 1944 по отношению ко всему тат. населению Крыма. Т., ранее проживавшие в Крыму, укоренились в Узб. ССР, РСФСР и др. союзных республиках и пользуются всеми правами сов. граждан с учетом их национальных интересов и культурных особенностей. К крымским Т. близки литов. и рум. Т. См. также Сибирские татары. В 19-20 вв. большинство групп Т. сблизилось с Т. Ср. Поволжья, имеющими более развитую экономику и культуру, получившими после Окт. революции автономию (см. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) и сформировавшимися в социалистич. нацию (числ. Т. в Тат. АССР, по переписи 1970, - 1536 тыс. чел.). В наст. время почти половина населения Татарии живет в городах, работая в различных отраслях пром-сти, науки и культуры. За годы Сов. власти произошли крупные изменения в быту и культуре тат. народа, но многие черты самобытной культуры народа продолжают сохраняться, получая дальнейшее развитие в лит-ре, музыке, зодчестве, изобразит. иск-ве, составляя нац. форму социалистич. культуры Т. Лит.: Происхождение казанских татар, Каз., 1948; Трофимова Т. А., Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии, М.-Л., 1949; История Тат. АССР, Каз., 1968; Воробьев Н. И., Казанские татары, Каз., 1953; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (библ.); Татары Ср. Поволжья и Приуралья, М., 1967; Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Сб. ст., Казань, 1971. Р. Г. Мухамедова, Г. М. Хисамутдинов, А. X. Халиков. Казань.