Татиан
Татиан
Флавий Евтолмий (Tatianus, Flavius Eutolmius Т.), известный обществ, деятель и писатель позднего античного периода, с 391 — консул. Т. продолжил «Илиаду». За мнимые преступления был отстранен от должности, но в год своей смерти (396) реабилитирован. Был знаком с ритором Либанием.
Источник: Словарь античности. 1989
Татиан
II в. н. э., греческий христианский писатель, апологет. Родился ок. 130 г. в Сирии, откуда прибыл в Рим, где был учеником Юстина, затем возвратился на Восток и стал во главе гностической секты (так называемых энкратитов). Сохранились два его сочинения: Слово к грекам (Logos pros Hellenas) инвенктивного характера, в которой он порицал безнравственные мифы и идолопоклоннические культы, а также воззрения философов и искусство. Несмотря на неприязнь ко всему греческому, он пишет хорошим греческим языком, использует риторические фигуры. Второе его сочинение было написано по-гречески, но сохранилось только в сирийском переводе.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Татиан
греч. Tatiani) (II в. н.э.)
христианский писатель, сириец по происхождению, один из т. наз. ранних апологетов; отвергал брак, мясную пищу и вино (даже в причащении, откуда название Татиановой секты - «гидропарастаты», т.е. «освящающие воду»). Т. известен по его единственному сохранившемуся произведению «Слово к эллинам». Он жил в Риме, учился у Юстина Философа, вместе с которым подвергался преследованиям со стороны язычников. В противовес своему учителю, который с уважением говорил об эллинской культуре, Т. отвергал греческую цивилизацию, начиная с философии и кончая изобразительным искусством.
Татиан. Слово к эллинам / Пер. с древнегреч., вступ. статья и коммент. Д.Е. Афиногенова // ВДИ. 1993. № 1-2; Афиногенов Д.Е. К кому обращена апология Татиана? // ВДИ. 1990. № 1.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
христианский писатель, сириец по происхождению, один из т. наз. ранних апологетов; отвергал брак, мясную пищу и вино (даже в причащении, откуда название Татиановой секты - «гидропарастаты», т.е. «освящающие воду»). Т. известен по его единственному сохранившемуся произведению «Слово к эллинам». Он жил в Риме, учился у Юстина Философа, вместе с которым подвергался преследованиям со стороны язычников. В противовес своему учителю, который с уважением говорил об эллинской культуре, Т. отвергал греческую цивилизацию, начиная с философии и кончая изобразительным искусством.
Татиан. Слово к эллинам / Пер. с древнегреч., вступ. статья и коммент. Д.Е. Афиногенова // ВДИ. 1993. № 1-2; Афиногенов Д.Е. К кому обращена апология Татиана? // ВДИ. 1990. № 1.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ТАТИАН
• Tati?nus,
????????, имя, часто встречающееся во времена Римской империи, особенно на востоке. Самый замечательный Т., по прозвищу Сирийский — ?????, христианский апологет и гностик, живший во 2-й половине 2 в. от Р. X. Он родился в Ассирии и принял христианскую веру, не находя удовлетворения в греческой философии и чувствуя отвращение к безнравственности язычества. В Риме он жил некоторое время с мучеником Юстином, почитателем которого он был, а может быть, также и учеником, и после смерти его выступил учителем и защитником христианства. Затем он возвратился опять в Азию и сделался главою гностико-аскетической секты, названной по его имени тацианцами, ????????, и отличавшейся строгим соблюдением целомудрия и воздержанием от вина и известной пищи. Из творений его самое главное ?? ???? ´??????? ?????, oratio contra Graecos, слово против эллинов, более полемическое, чем апологетическое, написанное с большим жаром. Замечательно также сочинение его ?? ???? ????????, указатель согласных или однородных мест в четырех Евангелиях. Неизвестно, составил ли Т. первый этот указатель или он пользовался уже существовавшим сочинением подобного рода. Отличны от этого два евангельских согласия, найденные в средних веках и обыкновенно приписываемые Т. см. монографию Даниэля (1837).