Род. 1885, ум. 1953. Художник-авангардист, дизайнер, сценограф. Стоял у истоков художественного конструктивизма. Выпускник Пензенского художественного училища. Работы: "Матрос (Автопортрет)" (1911), "Продавец рыб" (1911), "Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу" ("Башня Татлина", 1919—20), модель одноместного летательного аппарата "Летатлин" (1929—32), натюрморты, пейзажи, портреты и др. Организатор "Первой выставки живописных рельефов" (1914). После Октябрьской революции председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса (1918), председатель Объединения левых течений в искусстве (1921—1925), руководитель Отдела материальной культуры ленинградского Государственного института художественной культуры (1923— 25), преподаватель Киевского художественного института (1925—27). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
Татлин, Владимир Евграфович
ТАТЛИН Владимир Евграфович
(16.12.1885, М. – 31.5.1953, там же), живописец, дизайнер, сценограф. Учился в МУЖВЗ (1902–03), ПХУ (1905– 10) у А. Афанасьева, И. Горюшкина-Сорокопудова. Параллельно занимался в ряде студий и авангардных кружков М. и СПб. (у И. Машкова, Я. Ционглинского, М. Бернштейна, М. Ларионова). В 1911 участвовал в иллюстрировании футуристич. книг; оформил спектакль «Царь Максимилиан» в Моск. худож. кружке, работал над сценографией опер Глинки «Жизнь за царя» (1913–15), Вагнера «Летучий голландец» (1915 – 1918). С 1909 участник выставок: «Золотое руно», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Современная живопись» и др. Зав. Моск. худож. коллегией ИЗО Наркомпроса, чл. Отдела музеев, куратор реформы худож. образования и монумент. пропаганды, чл. Бюро по созданию междунар. орг- ции деятелей иск-ва (1918–19). Пред. «Объединения левых течений в иск-ве» (1921–25). Работал в Пг., Л. (1919–25), Киеве (1925–27), М. (с 1927). Делал модели новой одежды, мебели, посуды. Осн. произв.: «Матрос» («Автопортрет», 1911, ГРМ), «Натурщица» (1913, ГТГ), проект и модель «Памятника III Интернационала» (башня Татлина, 1919–20), модель летат. аппарата «Летатлин» (1929–32). Как сценограф поставил ок. 20 спектаклей: в 1935 – «Комик 17 в.» (МХАТ-2), «Не сдадимся» (Камерный театр); «Дело» (1940, Центр. театр Сов. Арм.), «Глубокая разведка» (1940–43, МХАТ) и др. Персон. выставки: в М. (1932), Стокгольме (1967), М. (1977). Засл. деят. иск- в РСФСР (1931). Преподавал в Киевском худож. ин-те (1925–27), ВХУТЕИНе в М. (1927–30). Имя Т. носит худ. школа № 1 в Пенз. Лит: БСЭ. Т. 25; Искусство. 1987. № 8; Димаков Д. Велик ли Татлин //Временник. 1992. № 1; В. Татлин. Ретроспектива. Кельн, 1993; Великая утопия, русский и советский авангард 1915–1932. Берн: Каталог. М., 1993; Мастерская Татлина: Выставка 26– 27 мая 1996 г. Пенза: Буклет. Пенз., 1996; Стрельцова С. Жемчужина 20 века //Признание в любви. Пенз., 1998. О. А. Иванчикова, В. Пенз. Сазонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.