ТАУБЕ, бар. Михаил Фердинандович

Найдено 1 определение
ТАУБЕ, бар. Михаил Фердинандович
1855— 1924), математик, философ, поэт и публицист, общественный деятель, член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН). Из семьи обрусевших немцев. Закончил Ин-т инженеров путей сообщения (1882), преподавал в нем математику. В н. ХХ в. получил известность как один из выдающихся теоретиков неославянофильства и автор работ по истории русской самобытной мысли («Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством» (1905), «Дуализм Запада и триединство Востока» (1910), «Триединство, как основа соборности и духовности» (1910), «Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский» (1912) и др.). Но наибольшее значение имели его работы по проблемам логики и теории познания: «Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика» (1909), «Современный спиритизм» (1909), «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства» (1912). Был активным сотрудником ряда правомонархических изданий (журналы «Мирный труд», «Прямой путь», газеты «Русское знамя», «Голос русского» и др.), нередко печатался под псевдонимом М.Вашутин, в 1911 издал сборник своих газетных статей «К возрождению славянорусского самосознания». С самого начала бар. Таубе принял активное участие в право-монархическом движении. Он был участником 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6–12 апр. 1906, на котором сделал доклад «О коренном вопросе русского государственного домостроительства». Принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), как делегат от Петербургского отдела СРН. В нояб. 1906 бар. Таубе был уже кандидатом в члены Главного Совета СРН. Однако, видимо, не поладив с А. И. Дубровиным, в дальнейшем в деятельности Союза не участвовал. И только с янв. 1911, когда из состава Главного Совета вышли все сторонники Дубровина, он снова стал сначала кандидатом, а с дек. 1912 — членом Главного Совета СРН, в 1912 был также председателем печатного разряда Союза. 23 янв. 1912 бар. Таубе, как один из выдающихся деятелей патриотического движения, был избран членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов.
Он принимал активное участие в работах Съезда сторонников Маркова (4-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Санкт-Петербурге 14–16 мая 1912) и 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912, где был избран председателем программного отдела, которому было поручено делегатами обсудить вопрос о развитии и проведении в жизнь основоположений СРН и других монархических организаций. Отдел разработал по этому вопросу документ в катехизической форме, который было решено отпечатать для широкого распространения в народе. 5-й Съезд просил бар. Таубе наряду с С. А. Володимеровым и проф. А. С. Вязигиным, П. В. Никольским, И. П. Созоновичем, П. А. Некрасовым озаботиться вопросом о создании Ломоносовского общества русского языка. Принимал он участие и в работе 6-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 19–23 февр. 1913, на котором возглавлял комиссию по вопросу о постройке в Петербурге монархического храма-памятника. Помимо СРН, бар. Таубе принимал активное участие в деятельности другой монархической организации — Русского Собрания (РС): 24 марта 1913 он был избран членом Совета РС (в составе Совета оставался до 1916), 12 сент. 1913 стал одним из заведующих пятничными докладами (важная должность в РС, позволявшая определять направление дискуссий), с 14 нояб. 1913 стал членом Попечительского Совета гимназии РС, 12 дек. 1913 избран почетным попечителем гимназии. После 1917 остался в России. В 1919 читал лекции в братстве Св. Софии в Петрограде и богословских кружках. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели у него дома на Английском проспекте 38. Кружок продолжал существовать и после кончины мыслителя, однако в 1928 был разгромлен чекистами. У детей барона Таубе судьба сложилась по-разному. Иван, белый офицер, эмигрировал, Александр (1889–?), бывший до революции дипломатом, преподавал языки в Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве. С отцом жили сын Сергей (1894–1937) и дочь Мария (1899–1929), они были членами его кружка. Сергей был штабс-капитаном л.-гв. Преображенского полка в Первую мировую войну, затем служил в Красной армии, воевал с А. В. Колчаком, что не уберегло его от репрессий, он шесть раз арестовывался, в 1928 за участие в кружке получил 3 года лагерей, а в 1937 был расстрелян. Больная туберкулезом Мария в 1928 была осуждена на 3 года и отправлена на Соловки, где вскоре скончалась. Брат бар. Таубе Сергей Фердинандович (1877–1931), работавший экономистом ВСНХ, был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и расстрелян 29 апр. 1931. Бар. Таубе писал стихи, его стихотворение «Черносотенец» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие, вполне автобиографические, строки: «Кто верой крепко православен;/ В ком нет сомнений ни на миг,/ Что русский Царь самодержавен,/ Неограничен и велик. —/ Тот черносотенец природный,/ Тот предан родине навек,/ В том — дух исконный, дух народный:/ Тот сердцем русский человек».
Соч.: Всеславянское значение «Руслана и Людмилы». Пг., 1904; Владимир Соловьев.«Россия и Всемирная церковь». Рец. СПб., 1904; Памяти Софии Александровны Леонтьевой-Левицкой (24 янв. 1904). Харьков, 1904; Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством. Харьков, 1905; Славянофильство и его определения. Харьков, 1905; Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению. Харьков, 1906; Памятка о Ф. М. Достоевском. Харьков, 1906; Образование великодержавных единиц. Харьков, 1906; К характеристике славянофильства, как политического учения. Разбор статьи М.Чадова «Возможно ли возрождение славянофильства». Харьков, 1906; Мистическое восприятие и духовное озарение. Харьков, 1907; Московская философско-математическая школа, основанная проф. Бугаевым и славянофильство Хомякова. Харьков, 1908; Хомяков. Харьков, 1908; Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика. Пг., 1909; Современный спиритизм. Пг., 1909; Дуализм Запада и триединство Востока. Харьков, 1910; А. С. Хомяков, как антимистицист. Харьков, 1910; Триединство, как основа соборности и духовности. Пг., 1910; К возрождению славяно-русского самосознания. Сборник. Пг., 1911; Учение о пустоте, как основа буддизма. Харьков, 1911; Современный спиритизм и мистицизм. Харьков, 1912; Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и еп. Феофан, затворник Вышенский. Харьков, 1912; Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства. Пг., 1912; Учение о вероятностях, как путь к творческому пониманию духовного, душевного и вещественного. По поводу двух книг проф. Некрасова: «Теория вероятностей» и «Вера, знание и опыт: основной метод общественных и естественных наук. (Гносеологический и номографический очерк)». Харьков, 1914; Политическое масонство и его участие в крамоле России. По поводу книги «Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов» гр. С. Д. Толь. Харьков, 1914.
Лит.: Антонов В. В.«Воскресенье» Мейера и «воскресники» Назарова. Духовные поиски петроградской интеллигенции 1920-х // Невский архив. Историкокраеведческий сборник. Т. 4. СПб., 1999; Некрасов П. А. Законы мысли, выстраиваемые на основах триединства // Миссионерское обозрение. 1909. № 6; Некрасов П. А. Теоретико-познавательные построения в славянофильском духе // Мирный труд. 1913. Кн. 6–7; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Степанов А. Таубе, бар. Михаил Фердинандович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008