Тавиль
Тавиль
трактовка, аллегории; раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, смыслы которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним. Тавиль должен строго соответствовать комментариям пророка и сподвижников об этих аятах и хадисах, которые дошли по цепям передатчиков традиции (накль), и основываться на них. Такая трактовка приемлема в науке тафсира. Тавиль, не соответствующий наклю считается лишь частным мнением толкователя и в качестве доказательства принят быть не может. Более того, такого рода трактовки строго запрещены в одном из хадисов пророка Мухаммада и ведут к сектантству и нововведениям (бида). Тавиль также не должен противоречить ясным и недвусмысленным смыслам (нас–сам) Корана и Сунны. Для того, чтобы аллегорически истолковать какой–либо смысл аятов Корана необходимо представить доказательства о необходимости такого действия. Ученые ортодоксального Ислама всегда понимали смыслы аятов Корана и хадисов по их прямому ясному смыслу (насс). Тавиль же применяли только в самых исключительных случаях, если какието из них невозможно было воспринять на основании простого прочтения. Примером тавиля являются многочисленные аяты и хадисы об описании атрибутов Аллаха или рая и ада. Эти описания истинны, но, в то же время, они описываются на уровне человеческих понятий, и их истинная сущность неизвестна. Более того, буквальное смысловое понимание этих мест может привести к неоднозначным выводам. Поэтому применительно к этим моментам в некоторых случаях применяется аллегорическая трактовка, которая должна удовлетворять приведенным выше принципам. Тем не менее, всегда оговаривается, что истинный смысл этих хадисов и аятов известен только Аллаху, так как в Коране говорится: «А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха» (3: 7).