ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА
ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА
в греч. трагедию хор перешел из празднеств культа Диониса, составной частью к-рых были танцы сатиров. Инструментал. сопровожд. драматич. хора составляли прежде всего флейты. Композиция и стихи отлич. высокой художеств., хоровое пение имело драматич. функции; различали вступит. песнь (парод), песнь, к-рую хор поет стоя (стасим), заключит. песнь (гипорхема), лирич. диалог (коммос). Наряду с хором в драме известна монодия в сопровожд. флейты и кифары. Актер иногда декламир. стихи в сопровожд. флейты. В то время как в трагедиях Эсхила хоровое пение использ. шире, чем у Софокла, в произв. аттич. трагика Еврипида появл. сольное пение, испытыв. влияние нов. дифирамбов. В комедиях сопернич. с ним Аристофана хар-рны как незатейл. нар. сольные песни, так и пение с инструментал. прелюдией и эпилогом. Эллинистич. и рим. комедии одинаково свойственны декламация, пение и мелодекламация. С их монодиями и дуэтами, танцевал. номерами и музыкой в антрактах комедии Плавта преврат. в муз. комедии. Хоровое пение и музыка украшали пантомиму, причем участн. руководил флейтист с ножными трещотками. Импровизац. игра мима дополнялась популяр. танцевал. и песен. номерами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Театральная музыка
В греч. трагедию хор перешел из празднеств культа Диониса, составной частью которых были танцы сатиров. Инструментальное сопровождение драматич. хора составляли прежде всего флейты. Композиция и стихи отличались высокой художественностью, хоровое пение имело драматич. функции; различали вступительную песнь (парод), песнь, которую хор поет стоя (стасим), заключительную песнь (гипорхема), лирич. диалог (коммос). Наряду с хором в драме известна монодия в сопровождении флейты и кифары. Актер иногда декламировал стихи в сопровождении флейты. В то время как в трагедиях Эсхила хоровое пение используется шире, чем у Софокла, в произведениях аттич. трагика Еврипида появляется сольное пение, испытывавшее влияние нов. дифирамбов. В комедиях соперничавшего с ним Аристофана характерны как незатейливые народные сольные песни, так и пение с инструментальной прелюдией и эпилогом. Эллинистич. и рим. комедии одинаково свойственны декламация, пение и мелодекламация. С их монодиями и дуэтами, танцевальными номерами и музыкой в антрактах комедии Плавта превратились в музыкальные комедии. Хоровое пение и музыка украшали пантомиму, причем участниками руководил флейтист с ножными трещотками. Импровизационная шра мима дополнялась популярными танцевальными и песенными номерами.
Источник: Словарь античности. 1989