ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Найдено 1 определение
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
В 1793 Пенз. вице-губернатор И. М. Долгорукий построил в Пенз. на усадьбе Полчанинова здание театра на 100 мест. 24 ноября состоялось первое представление комедия Екатерины II «Обманщики». Спектакли игрались любителями по воскресеньям, изредка приглашались актеры из Симбирска. Репертуар составляли комедии A. Пенз. Cумapoкoвa. С этого времени Т. ж. в Пенз. крае развивалась достаточно интенсивно. В нач. 19 в. в Пенз. было три постоянных театра «для публики», т. е. общедоступных: театр Горихвостова (итальянская опера), В. И. Кожина (легкие переводные комедии) и наиб. крупный и универсальный Г. В. Гладкова. Кроме того, в помещичьих усадьбах функционировали домашние крепостные театры А. Б. Куракина (преим. оперы и балеты популярных комПенз. В. Мартини, Ф. Керцелли, а также драмы и комедии), театры В. О. Мацнева, Р. И. Ранцева, Бекетовых, Араповых. «По количеству театров губерния была на третьем месте после Москвы и Петербурга, а среди провинциальных городов и губерний – на первом» (Т. Дынник), что дало повод именовать Пенз. в шутку «мордовскими Афинами». Самым долговечным оказался театр Г. В. Гладкова, функционировавший с 1806 по 1821, и его сына В. Г. Гладкова –с 1821 по 1829, в специально построенном здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне –ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и ок. 300 мест в партере и на галерее (см. Театр Гладковых). Состав труппы был смешанным: крепостные актеры, любители и немногие профессионалы. Только за первые 7 лет было сыграно комедий 103, опер и балетов 36, драм 32, трагедий 20, т. е. ок. 200 премьер. Ставились пьесы А. Пенз. Сумарокова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Д. И. Фонвизина, Мольера, Пенз.-О. Бомарше, А. Коцебу, переложения из У. Шекспира и Вольтера. В труппе выделялись талантливый трагик Сулейманов, актеры Бурдаев, Ханов и др. В 1820–40-е гг. эпизодически функционировали любительские домашние театры Акимовых, Бахметевых, Кишенских, Чемесовых, Пенз. Н. Арапова и губернатора А. А. Панчулидзева. Посетивший Пенз. в 1838 чиновник М. Пенз. Жданов отметил, что здесь нет театра, но на ярмарке играла труппа Болеславского. Однако в городе ставились любительские спектакли, напр. комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1834), цензурное разрешение на публичные представления к-рой было дано лишь спустя 30 лет. В 1846 Пенз. помещик И. Н. Горсткин приобрел и отремонтировал здание театра Гладковых, ставил спектакли силами любителей и сдавал здание приезжим труппам профессионалов. В 1840–50-е гг. антрепризу держал Залесский с репертуаром романтич. драм и трагедий («Эсмеральда» по В. Гюго, «Дочь разбойника», «Тридцать лет, или Жизнь игрока» и др.). В 1850 давала гастроли итал. опера, в 1853 труппа московских и петерб. актеров, в 1862–63 спектакли известного актера и реж. Пенз. М. Медведева, к- рый организовал в Пенз. первое актёрское т-во. В 1864 восемь спектаклей сыграл знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж. В 1876 театр перешел к Л. И. Горсткину, продолжившему дело отца. Следует отметить антрепризу Г. Граббе, ставившего в Летнем саду мелодрамы и водевили, В. Пенз. Далматова в сезоны 1877–81, в труппе к-рого играл будущий писатель В. А. Гиляровский. В репертуаре Далматова были пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Из актеров следует отметить бр. Адельгейм, Мамонта Дальского, Орленева, Федотову, семейство Садовских. После театра Горсткиных нек-рое время функционировал чисто коммерч. театр Вышеславцева. В нём начинали службу будущая нар. арт. Е. Пенз. Корчагина- Александровская, актер Н. Пенз. Россов, «чисто пензенский Гамлет» (Н. Буренин). В 1880–90-е гг. антрепризу держали реж. Дубовицкий, известный драматург и актер Д. Т. Ленский, впервые поставивший в Пенз. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, в спектаклях играли известные артисты Андреев- Бурлак, Киселевский, комик Жуковский, Зорина. В 1896 организуется Пенз. нар. театр, открывший сезон пьесой Островского «Бедность не порок». В его постановках участвовали члены ранее созданного драм. кружка имени Белинского: В. Э. Мейерхольд, Д. С. Волков, О. М. Мунт, а позже, уже в 20 в., И. И. Мозжухин, будущий маршал М. Н. Тухачевский и др. Период существования театра (до 1918) ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью. В его репертуаре наряду с традиц. классикой (Грибоедов, Сухово-Кобылин, Островский) были и совр. авторы: А. Пенз. Чехов, Л. Андреев, Л. Н. Толстой, С. Найдёнов, Е. Чириков, К. Гамсун, Г. Гауптман, Г. Ибсен. Работа местного театра не препятствует гастролям др. театров в Пенз. В 1904 в Пенз. приезжает Мейерхольд со своим «Товариществом Новой драмы», знакомя земляков с пьесами А. М. Горького. В 1911 гастролирует драм. труппа Д. С. Семченко, в 1912 театр В. В. Чарского, в 1913 антреприза Д. Ф. Константинова. Систематически гастролируют опера и оперетта (гл. обр. в летние сезоны). В иные годы в Пенз. одноврем. работали 2–3 труппы. В 1916 открывается специально построенный Нар. дом им. имПенз. Александра II, предоставивший театр. иск-ву превосходную сцену. Здание (ул. Московская, 89) до сих пор основное помещение стационарного Пенз. обл. драм. театра. В первые послереволюц. годы в городе возникают многочисл., часто кратковрем. самодеятельные театр. коллективы. Так, только в 1918–19 зафиксированы: Камерный театр, Свободный театр (он же Театр худож. миниатюр), Гарнизонный (он же театр «Народный дом»), Летний театр им. Белинского и просто «Новый летний театр». Наконец, Пролеткультовский театр и ещё Гос. студия драм. иск-в. Увлечение сценой носило более просвещенческий, нежели театрально- худож. характер. Наиб. типична «Госдрамстудия», «насчитывающая до 119 курсантов», поставившая неск. пьес классич. репертуара и одноактных спектаклей-инсценировок. Пополнив состав преподавателей за счёт выпускников местной драм. частной школы Зениной, студия организовала ещё и филиал при губвоенкомате – «175 курсантов-красноармейцев, преимущественно крестьян». Более серьезной была деятельность театра «Народный дом». Репертуар его включал помимо пьес, «созвучных эпохе» («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.), старую классику – Н. В. Гоголя, А. Пенз. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя Эдипа» Софокла. Кроме того, театр «стал давать не только драму, но и оперу из местных молодых сил» – оперной (Ф. Пенз. Вазерский) и балетной (И. В. Быстренина) студий. Затем они выделились в самостоят. оперный театр «Те-ма», существовавший до нач. 1919–20-х гг. В это же время театр. студии возникли и в уездных городах: Инсаре, Саранске, Нижнем Ломове, Кузнецке. В 1920 театр получает статус профессионального и ему присваивается имя А. В. Луначарского, пьесы к-рого – «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» шли на его сцене. Работа театра поражает своей интенсивностью: в отчете за янв. 1921 перечислены 22 драмы и 21 опера, поставленные, и указаны еще 24, принятые к постановке. В осн. это репертуар, типичный для большинства театров того времени. В 1930–40-е гг. репертуар обновляется за счёт новых сов. пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Хлеб» и «Чудесный сплав» В. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и мн. др.). Важным событием в жизни Пенз. края было открытие в 1934 филиала моск. академич. Малого театра в с. Земетчине (см. Земетчинский филиал московского Малого театра). В отличие от аналогичных филиалов других театров, комплектовавших труппы из второстепенных актеров, в данном случае коллектив возглавил выдающийся режиссер И. С. Платон, а в спектаклях принимали участие ведущие артисты. Неск. лет работал обл. колхозно-совхозный театр смешанного состава в Н. Ломове. В годы Вел. Отеч. войны Пенз. обл. драм. театр разрабатывает героико- патриотич. тематику («Парень из нашего города» К. М. Симонова и его же «Русские люди», «Нашествие» Л. М. Леонова и др.). Артисты в составе творч. бригад давали концерты и выступали перед бойцами Кр. Армии. В те же годы функциoниpует театр в Кузнецке. В послевоен. годы приходит молодежь, окончившая театр. ин-ты и др. спец. учеб. заведения. Повышается исполнительская культура. Меняются и запросы зрителей. Налицо рост интереса к сцене, к драм. иск-ву, что находит отражение в большом кол-ве самодеятельных театр. коллективов. Так, в первые послевоен. годы в Пенз. ставили пьесы драм. кружки при ДК им. Кирова, при клубе железнодорожников, в педагогическом и индустр. ин-тах. Улучшается матер. база обл. драм. театра – его здание дважды капитально реконструируется, увеличивается состав труппы и т. д. Театральную жизнь других регионов области представляет Театр кузнецкий драматический, существовавший с 1898 до 1966, а также театры народные (в Сердобске, Лунине, Бессоновке и др.). Традиционно каждое лето на гастроли в Пенз. приезжали театры из Смоленска, Ульяновска, Горького, Ростова, Липецка, Таганрога, Шахт, Ижевска, Челябинска, Перми, Волгограда, Казани, Краснодара, Тернополя, Саратова, Иванова, Куйбышева и др. Проходили гастроли столичных театров: Моск. обл. театра драмы, Моск. академич. Малого театра, с к-рым установлена долговременная творч. связь. В свою очередь Пенз. театp посетил с гастролями немало городов страны, в том числе четырежды (в 1957, 1958, 1966, 1979) М., а в 1985 – Л. Мн. спектакли в Пенз. в 1980–90-е гг. ставили известные режиссёры: нар. арт. СССР Пенз. Л. Монастырский («Крошка» Ж. Летраза, «Левша-92» В. Константинова и Б. Рацера), В. Белякович («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова), реж. из Венгрии Антал Ренц, Геза Балог. В свою очередь, Пенз. реж. С. М. Рейнгольд, А. В. Иванов ставили спектакли в Венгрии. Мн. лет в Пенз. существует театр кукол. В 1992 организован театр юного зрителя. В Кузнецке с 1979 работает эксцентрич. молодёжный театр-студия «Бум». Особенностью Т. ж. послевоен. времени является интерес к тематике и драматургии краеведч. характера. Впервые были поставлены юношеские драмы М. Ю. Лермонтова «Испанцы» и «Странный человек», трагедия В. Г. Белинского «Дмитрий Калинин». Ставились пьесы совр. местных авторов: «Родное крыльцо» и «Мятежный год» В. И. Кирюшкина, «Лермонтов» В. Пенз. Налобина, «Три дуэли» А. С. Гуляева, «Несколько майских дней» В. Н. Садчикова, «Главный разговор – завтра» М. и В. Сидоренко, «Гусарская элегия» Н. М. Инюшкина и В. Н. Садчикова. Было мн. инсценировок прозы писателей-земляков и оригинальных драм. постановок на местном телевидении (В. Л. Садовского, В. С. Стенькина, К. Д. Вишневского, Н. М. Инюшкина и др.). В 1984 был открыт музей cцeнического искусства в доме, некогда принадлежавшем семейству Мейергольдов. На базе музея функционирует театр «Авансцена» (рук. Н. А. Кугель), осуществляющая постановку одноактных пьес. В музее, носящем имя В. Э. Мейерхольда, проходят посвященные его творч. наследию науч. конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных театроведов и искусствоведов. С Пенз. краем тесно связаны мн. лица, имевшие непосредственное отношение к театру. Как драматурги выступали И. М. Долгорукий, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, И. А. Салов, Пенз. Н. Арапов, С. А. Найденов, выдающимися актерами и театр. деятелями были В. Э. Мейерхольд, И. И. Мозжухин, кинорежиссер В. И. Пудовкин, театр. критик Н. Д. Волков, нар. артисты РСФСР Пенз. М. Кирсанов и Л. А. Лозицкая. «По туманной, но безошибочной классификации антрепренеров... город Пенза... всегда считался городом театральным» (А. Гладков). Лит: Молебнов М. Пенз. Пензенский крепостной театр Гладковых. Пенз., 1955; Дынник Т. Крепостной театр. М., 1933; Волков Н. Д. Театральные вечера. М., 1966; Гиляровский В. А. Мои скитания. Люди театра. М., 1987; Гладков; Дьяконов В. Лицедеи, певчие, музыканты. Саратов, 1991; Наследие. К. Д. Вишневский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
180.88 кб

Театральная жизнь Карелии в годы нэпа

Филимончик Светлана Николаевна
Освещается развитие театральной деятельности в Карелии в 1920-е гг. Театр занимал важное место в общественной жизни региона, приобщая к культуре и развивая художественный вкус зрителей.
Читать PDF
1.36 мб

Театральная жизнь Пскова 1920-х гг. В лицах

Никандрова Ирина Евгеньевна
Читать PDF
449.78 кб

Театральная жизнь Дальневосточной республики

Осипова Эрика Викторовна
The Theatrical Life of the Far Eastern Republic is the title of the article by a scientific researcher of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Acad
Читать PDF
70.53 кб

Театральная жизнь в Маньчжурии, 1904-1905 гг

Людмила Викторовна Преснякова
В статье повествуется о театральной жизнь в Порт-Артуре и Харбине, и участии в ней российских актеров.
Читать PDF
592.43 кб

Театральная жизнь в Лондоне во времена Оскара Уайльда

Соснин Алексей Владимирович
В статье дается обзор лондонской театральной жизни времен О. Уайльда, рассказывается о творческих исканиях Уайльда-автора пьес и ряда драматургов, его современников; исследуются направления эволюции английской драмы в 80-90 гг.
Читать PDF
11.04 мб

Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов

Филимончик Светлана Николаевна
Охарактеризованы социально-политические и культурные факторы, определившие развитие театрального искусства Карелии в послереволюционную эпоху. Показано, что инициатором создания профессионального театра стал Олонецкий губисполком.
Читать PDF
52.03 мб

ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ В ЭПОХУ АННЫ ИОАННОВНЫ

Старикова Людмила Михайловна
Читать PDF
18.47 мб

ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ В ЭПОХУ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. ИМПЕРАТОРСКИЕ ТРУППЫ

Старикова Людмила Михайловна
В царствование императрицы Елизаветы Петровны в России произошло важнейшее событие 30 августа 1756 года был, наконец, учрежден в Петербурге государственный публичный постоянно действующий профессиональный национальный театр.
Читать PDF
117.80 кб

2006. 02. 010. Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: кабаре и теа

Капица В. Ф.
Читать PDF
1.72 мб

Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв. (в контексте истории развития русского и Европейского теа

О. Б. Бокарева
Статья знакомит читателей с историей создания придворного частного (вторая половина XVII в.) и публичного (первая половина XVIII в.
Читать PDF
129.69 кб

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РЯЗАНСКОГО КРАЯ НАЧАЛА XX ВЕКА В. И. МОРДВИНОВ И РЯЗАНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

Рознова Анастасия Сергеевна
В данной статье воссоздается панорама музыкально-театральной жизни Рязанского края в начале XX столетия. Объектом внимания является любительская антреприза созданного в 1908 году Рязанского музыкального общества.
Читать PDF
506.90 кб

Проблема исторического исследования феномена городской культуры. Театр и театральная жизнь Курска в

Семенов М. Ю.
Читать PDF
138.82 кб

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ФРАНЦИИ XVII - XVIII ВЕКОВ В ОТРАЖЕНИИ СЛОВАРЯ "ТЕАТРАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ" Ж.М.Б. КЛЕМА

Усаченко Наталья Алексеевна
Словарь «Театральные анекдоты» одно из наиболее полных собраний анекдотов о театре, опубликованных во Франции XVIII века, в котором описывается взаимодействие театра и общества.