ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КРАСНОЙ АРМИИ

Найдено 1 определение
ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КРАСНОЙ АРМИИ
1918–1920 гг.). Организатор и руководитель мастерской, Н.Г. Виноградов окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. На последних курсах параллельно занимался в студии Вс. Мейерхольда, где изучал технику сценического движения и импровизации. За-тем — фронт Первой мировой войны, ранение, учеба в Петроградском Михайловском артиллерийском училище, снова фронт. В 1917 г. поручик Виноградов перешел на сторону революционных войск и стал красным командиром. В 1918 г. поступил в Передвижной театр П.П. Гайдебурова, но вскоре ушел из театра из-за несогласия с программой «передвижников». Занимался на кратких курсах мастерства сценических постановок (Курмасцеп) Вс. Мейерхольда. В конце 1918 г. Виноградов выступил с идеей создания театра героических представлений на современные темы. Агитпроп Политуправления Петроградского военного округа принял предложение, утвердил программу и репертуар. 130 красноармейцев, отобранных Виноградовым, на правах особой воинской части разместились и стали работать в бывшем особняке фабриканта Зингера. В качестве педагогов были привлечены актеры и режиссеры Передвижного театра П.П. Гайдебурова: Е.Д. Головинская, Н.А. Лебедев, В.В. Шимановский, Я.М. Чаров, а также хормейстер Н.Н. Бахтин и ученик Мейерхольда пантомимист Н.А. Щербаков. В марте 1919 г. состоялось первое представление созданной импровизационным путем инсценировки «Свержение самодержавия». По свидетельству Всеволодского-Гернгросса, «успех ее у собравшейся публики был громаден». Действие разворачивалось на двух сценах, расположенных у противоположных стен зала (с одной стороны — «помост Революции», с другой — «помост реакции»), и между ними. Зрители располагались по обеим сторонам игрового пространства. По проходу к «помосту реакции» направлялось шествие с портретом Николая II, с иконами и церковными хоругвями. С помоста гвардейцы (за их спинами «царь» и «генералы») расстреливали демонстрантов (залпы холостыми патронами, дым, запах пороха). Рабочие разбегались, уносили раненых... Затем гвардейцы гусиным шагом двигались к «помосту Революции»... Арест студентаподпольщика... Бунт Волынского полка... Штыковая атака по проходу от «помоста Революции» к «помосту реакции»... Победа. Ликование. Траурное шествие — похороны павших в бою, сопровождаемое хоровым исполнением песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Второе отделение — «Фронт». Арест царя. Торжество Революции: «Дубинушка». На официальной премьере 16 марта 1919 г. эту песню запевал Ф. Шаляпин. На представлении присутствовали М. Горький, М. Андреева, Ю. Юрьев, Вс. Мейерхольд, С. Радлов, В.Н. Соловьев, другие представители «левого» и «правого» искусства. В 1919–1920 гг. «Свержение самодержавия» было показано 250 раз в красноармейских казармах и действующих частях. Следующая постановка Мастерской — массовое действо «Третий Интернационал» — была осуществлена 11 мая 1919 г. в Александровском парке перед фасадом Народного дома. В действе кроме мастерской участвовали воинские части, отряд девушек-милиционеров, делегации иностранных рабочих организаций. Роли командиров красных отрядов, белогвардейских военачальников — Деникина, Колчака, Юденича — исполняли красноармейцы — актеры мастерской. «Красные» подавались в героико-патетическом ключе, «белые» — в комедийно-сатирическом. Оркестр по ходу представления исполнял торжественные увертюры, марши, пародийную смесь из государственных гимнов стран Антанты. В штурме оплота реакции (фасада Народного дома) принимали участие артиллерия, пехотинцы, краснофлотцы, кавалеристы. Фрагментыпленения генералов и свиты разыгрывались в традициях ярмарочного балаганного театра. Т.-Д.М.К.А., несмотря на короткий период работы, оказала большое влияние на самодеятельный и профессиональный агитационный театр, развитие т.н. жанра инсценировки, на эстетику знаменитых массовых петроградских зрелищ 1920 г. «Гимн освобождению труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца», аналогичных провинциальных «действ» 1920-х гг. (Иваново-Вознесенск, Иркутск, Казань, Воронеж, Новгород и др.). (А. Ш.) Лит.: Пиотровский А. Хроника Ленинградских празднеств 1919–1922 гг. // Массовые празднества. Л., 1926. С. 56–58; Шимановский В. У истоков // Жизнь искусства. 1927. № 36. 6 сент. С. 2; Всеволодский (Гернгросс) В. История русского театра. М., 1929. Т. 2. С. 387–389; История советского театра. Л., 1933. С. 244–246; Виноградов-Мамонт Н. Красноармейское чудо. Л., 1972.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010