ТЕАТРЫ НАРОДНЫЕ
ТЕАТРЫ НАРОДНЫЕ
высшая форма театральной худож. самодеятельности. Создаются на базе творчески зрелых постоянно действующих любительских коллективов, имеющих стабильную труппу и полноценный репертуар. Преобразование драм. кружка в Т. н. происходит на основании «Положения о любительском драматическом театре», утвержденного Мин-вом культуры РСФСР в 1959. Прообразами современных Т. н. в Пенз. губ. 19 в. были объединения любителей драм. иск- ва, к-рые стремились сделать театр доступным широкой публике. Известен драм. кружок нар. театра им. В. Г. Белинского в Пенз. (организаторы Д. С. Волков, С. С. Колпашников, А. А. Косьминский, В. Е. Благославов). Он возник в 1896. На рубеже 19–20 вв. Т. н. были в Городище, Керенске, Мокшане, Рамзае, Чембаре. Широкое распространение Т. н. получили после 1917, когда был основан театр. коллектив в Лунине, в 1918 – в Сердобске и др. В 1930-е гг. создаются самодеятельные колх. театры, на базе к-рых с 1934 образовались проф. колх.- совх. театры. Новый подъем самодеятельного театр. творчества и организационное оформление Т. н. относятся к 1950-м гг. Драм. Т. н. возглавляли штатные реж. и художник – зав. постановочной частью. Актеры и др. сотрудники работали как любители. К числу первых в стране относится Бессоновский Т. н. В Пенз. и области работали Т. н. при Доме учителя (рук. – засл. работник культуры А. Пенз. Свиридов), ДК им. С. М. Кирова и Ф. Э. Дзержинского (рук. Г. И. Генин), «Современник» (рук. Л. Фролова, засл. работник культуры Э. С. Тихонов). Известен студенч. театр «Аэлита» Пенз. фарм. уч-ща (М. М. Щербакова, В. М. Люкшин). Статус Т. н. присвоен Н.- Ломов. ТЮЗу (Л. Токарева, Л. Ф. Болеева), Серд. театру кукол (реж. Г. И. Щетинина, Т. А. Бабаева, худ. М. А. Евсеев), Поимскому (И. С. Крепков, В. Ю. Девятаева). Известен камерный театр «Диалог» при ДК им. 40-летия Октября, созданный в 1983 реж. А. Пенз. Свиридовым на базе Т. н., работавшего с 1963. С 1990 «Диалог» возглавляет О. Н. Макарова. В 1987 в Пенз. статус Т. н. получила студия «Голос поэта» (рук. – засл. арт. Сев. Осетии И. Л. Дубровина). Этот же статус имеет театр-студия «Эксперимент» Пенз. уч-ща культуры и иск-в (реж. И. Б. Беккерт). С конца 1980-х гг. в области раз в 2 года проводится фестиваль Т. н. «Театральная весна». В 1998 в Пенз. обл. работали 17 Т. н. Лит: Быстров Н. Из прошлого народного театра //Пенз. городской вестник. 1911. № 11–13; Рожденные жизнью. Народные театры. М., 1959; Ящинин Б. М. Колхозный театр. М., 1960; Рейнгольд С., Гуляев А. Народные театры? Покажите //ППенз. 1977. 17 марта; Лунинскому народному театру – 60 лет //Сурская правда (Лунино). 1978. 2 февр.; Ларин Е. Не только ждать и надеяться //ППенз. 1990. 15 июня. В. А. Мочалов.
Источник: Пензенская энциклопедия.
НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ
Народный» — звание, с 1959 г. присваивавшееся театральным любительским коллективам государственными органами культуры и советами профсоюзов. В специальном нормативном документе — «Положении о народном самодеятельном театре», разработанном Министерством культуры СССР и ВЦСПС, определялось: «Народные самодеятельные театры являются высшей формой театральной художественной самодеятельностии призваны сыграть важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся, детей и юношества. Они обязаны нести в массы высокую культуру, обогащать их духовный мир, создавать подлинные произведения искусства. В своей деятельности народные самодеятельные театры стремятся так же, как и профессиональные театры, правдиво, глубоко и всесторонне отобразить в художественных образах великий процесс развернутого строительства коммунистического общества, героику творческого труда народа». Создание института Н.Т. на рубеже 1950–60-х гг. отвечало интересам государственной политики. Они появились в ряду других нововведений (бригады комтруда и т. п.) в ответ на идеологический заказ пришедшей к власти новой группировки партноменклатуры во главе с Н.С. Хрущевым, объявившим «новый исторический этап в жизни страны», который был определен как «переход к строительству коммунизма» и должен был сопровождаться «невиданным расцветом» культуры, искусства и самодеятельного творчества. В советской пропаганде того времени понятие «народный» превратилось в одну из главных идеологем. Назовем основные смыслы, в той или иной степени перенесенные на звание Н.Т.: – народный — в советской интерпретации — свойственный трудовым массам, рабочим и крестьянам (народное творчество — фольклор, народный праздник, народный — национальный — костюм); – народный — самодеятельный; занятия художественным творчеством трудящихся (народных) масс и трудовой (народной) интеллигенции в свободное от профессиональных занятий время; – народный — выражающий чаяния советского народа — «новой исторической общности»; – народный — принадлежащий социалистической стране, советскому государству, ибо только оно выражает и представляет интересы народа (народное хозяйство, народные депутаты, народный суд, народный театр); – народный — выражающий идеологию большевистской, коммунистической партии (т. к. «КПСС — авангард советского народа», «народ и партия — едины»). Н.Т. знаменовали собой начало грядущего (при коммунизме) слияния самодеятельного и профессионального творчества путем восхождения артистов «из народа» к высотам художественного творчества и достижения мастерами сцены всеобъемлющей «народности». Определение «народный» отменяло остаточные признаки классовых и иных социальных различий в названиях театров («рабочий», «сельский», «колхозный», «профсоюзный» и т. п.). В то же время Н.Т. возникли под влиянием реальных процессов в культуре — в результате появления на границе любительского и профессионального театров значительной прослойки коллективов переходного характера. Они имели в активном репертуаре несколько названий, регулярно выступали перед публикой со спектаклями, не уступавшими по художественному уровню постановкам профессиональных трупп. Среди первых театров, которым было присвоено звание «народный», были коллективы, работавшие не одно десятилетие: театры ДК Московского Метростроя (рук. Л. Новский), ДК Горьковского автозавода (рук. Н. Никольский), КинельЧеркасского РДК Куйбышевской обл. (рук. К. Гумеров), ДК ЗИЛ (рук. С. Штейн), Ленинградского областного ДК работников просвещения (рук. В. Ремизов), Ле-нинградского ДК имени Кирова (рук. О. Ремез), ДК Выборгской стороны, г. Ленинград (рук. Т. Сукова, Л. Менакер), Московского ДК имени Горбунова (рук. Ю. Поличинецкий) и др. В сельской местности первыми звание получили коллективы сел Бутурлиновка и Никольское (Воронежская обл.), Нариманово (Татарская АССР), Красный Яр (Астраханская обл.), Бессоновка (Пензенская обл.). Одновременно звание «народный» было присвоено и молодежным коллективам, возникшим на волне «оттепели» (Студенческий театр МГУ, ивановский Молодежный театр, пермский Театр молодежи и др.). Вводя новое звено, власть стремилась сохранить упорядоченность строго ранжированной социалистической культуры. «Народные» театры проходили по разряду художественной самодеятельности, по ведомству культурно-просветительской работы государственных и профсоюзных органов. Вместе с тем их статус по сравнению с основной массой любительских объединений повышался. Функционально Н.Т. приближались к сфере профессионального искусства. Штатное расписание драматических Н.Т., театров кукол и юного зрителя предусматривало руководителя и художника — зав. постановочной частью. В музыкальных коллективах разрешалось кроме этого иметь дирижера, хормейстера, концертмейстера, балетмейстера. Выделялись ассигнования на постановочные расходы. Должностные оклады руководителей устанавливались по тарифным ставкам профессиональных театров. В Московском государственном библиотечном институте (ныне Академия культуры и искусства) было открыто очное, а в Театральном училище им. Щукина — заочное отделение режиссеров Н.Т. Во Всероссийском театральном обществе (ВТО) был создан кабинет народных театров. Создание института Н.Т. неоднозначно сказалось на развитии любительского театрального творчества последующих десятилетий. Многие коллективы с обретением звания получили бульшую самостоятельность, относительную независимость от массовых мероприятий базовых клубов, домов и дворцов культуры, возможность сосредоточиться на сценическом творчестве, стабильность, хотя и скромного, материального положения. Система постоянно действующих областных, зональных, центральных (в Москве и Ленинграде) лабораторий и семинаров режиссеров Н.Т., развернутая ВТО, способствовала их профессиональному росту, включению в общетеатральный процесс, сближению с наиболее активным демократическим (шестидесятническим) крылом творческой интеллигенции. Одновременно унификация штатных, финансовых, организационных рамок пресекала начавшиеся в атмосфере «оттепели» поиски нестандартных форм театрального строительства. Так, Студенческий театр МГУ под руководством Р. Быкова к 1958 г. имел самостоятельный счет в банке и пятнадцать человек оплачиваемого художественно-технического персонала. Быков планировал постепенное превращение студенческого театра в профессиональный. Ивановский Молодежный театр к тому времени получил статус городского любительского театра, возможность одновременно опираться на материальную поддержку комсомольских, государственных и профсоюзных организаций. С появлением Положения о народных коллективах подобные «отклонения» стали преследоваться. Руководящие инстанции культуры пытались выстроить репертуар Н.Т. в соответствии с идеологическими требованиями. Всячески поощрялись постановкиреволюционного, героического содержания. Лучшие из них показывались на сцене Кремлевского театра, по Центральному телевидению: «Егор Булычов и другие» М. Горького в постановке театра ДК Выборгской стороны, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова — спектакль Коломенского народного театра ДК вагоностроителей, «Дом Павлова» П. Ульева о защитниках Сталинграда — постановка народного театра ДК им. Гагарина из Волгограда и подобные им масштабные «полотна». «Актер народного театра — идейный боец, гражданин, художник», — внушали передовые статьи специальных изданий. Однако реальная картина жизни Н.Т. существенно расходилась с положениями программных документов. Наряду с театрами — последовательными и искренними служителями коммунистической идеи — действовали традиционные провинциальные любительские труппы, ориентированные на вкусы «простонародной» публики, игравшие преимущественно мелодрамы и немудрящие комедии типа «Свидание у черемухи» А. Ларева, «В сиреневом саду» Ц. Солодаря, «Судьбаиндейка» А. Софронова. Все большее влияние приобретали молодежные Н.Т. Они возрождали студийные принципы, формировали свой, альтернативный по отношению к официозу репертуар (Володин, Вампилов, Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Распутин, Васильев). К концу 1970-х — началу 1980-х гг. Н.Т. потеряли свою значимость как для участников любительских коллективов, так и для партийно-государственных органов. Разбухшая сеть (к этому времени только в России, согласно статистическим данным, насчитывалось около двух тысяч Н.Т.) состояла по большей части из вполне заурядных, влачивших жалкое существование кружков, в немалой степени из «мертвых душ» — распавшихся, но фигурировавших в отчетах коллективов. Ассигнования повсеместно урезались, сокращались штаты руководителей. В среде театрального любительства все больший интерес и стремление к подражанию вызывали т. н. театры-студии. Это «звание» никто не давал, молодые коллективы присваивали его себе сами, выносили в первую строку, даже если были «народными». Примечательно, что в конце 1980-х гг. кабинет народных театров ВТО (СТД) был переименован в отдел любительских театров и студийного движения. (А. Ш.) Лит.: Народные театры. Вып. 1. М., 1962. Вып. 2. М., 1963; Сегодня и завтра народного театра. М., 1963; Режиссер и коллектив. Вып. 1. М., 1961. Вып. 2. М., 1962. Вып. 3. М., 1963; В будни и праздники. М., 1979; Сидорина И., Корбина М. Народные театры России. М., 1981; Народные театры: Взгляд со стороны. Сами о себе: Сб. М., 1981; Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х — начало 1990-х годов. СПб., 1999.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010