способ самоорганизации исторического сообщества (форма научной коммуникации в исторической науке), признаваемого в качестве такового научным сообществом, и характе ризующееся общими ориентациями в коммуникативной, политической, философской, предметной сферах. В исторической науке отсутствует общепринятое понимание содержания этого термина. Некоторыми исследователями «течение» и «научная школа» рассматриваются как тождественные явления. Исследователи, полагающие, что историческое сообщество иерархически структурировано, понимают под течением наиболее широкие и аморфные группы историков, объединенные самыми общими методологическими принципами и, как правило, включающие в себя различные «направления» и «школы» (2). Научное течение отличает научное сообщество с меньшей, чем научная школа, внутренней интеграцией, круг общих подходов и оценок здесь гораздо уже, они охватывают принципиальные сферы. Научные течения, различающиеся по основным подходам и оценкам, но совпадающие в отдельных аспектах, обозначают обычно понятием «движение» (1). Противоположная точка зрения состоит в том, что в научной школе могут проявляться разные течения. Течение фиксируют не какие-либо особые уровни иерархии, а лишь ориентации самих школ в коммуникационной, политической, философской, тематической сферах (4). Возможно коррелировать понятие «течение» с науковедческими терминами «парадигма»,« исследовательская программа».
Лит.: 1) Бессмертный Ю. Л. Споры о главном: (К итогам коллоквиума)// Новая и новейшая история. 1990. №6. С. 127-128; 2) Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985. С. 9; 3) Мельникова О. М. Пермская научная археологическая школа О. Н. Бадера. Ижевск, 2003; 4) Мягков Г. 77. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000. С. 154. О. М. МЕЛЬНИКОВА
ТЕЧЕНИЕ НАУЧНОЕ
ТЕЧЕНИЕ НАУЧНОЕ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.