ит. tempera) – краска, получаемая из природных красителей, на основе эмульсионного связующего. Основным живописным материалом древнерусских иконописцев была яичная Т.
ТЕМПЕРА
Темпера
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ТЕМПЕРА
смешивать краски — живопись красками, связующим веществом в которых является эмульсия — натуральные: цельное яйцо, желток, соки растений, или искусственные: водный раствор клея с маслом и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Темпера
техника живописи красками, связующим веществом для к-рых в антич. эпоху были вода и яичный желток, с добавлением казеина, меда и др. веществ. Темперные краски нельзя смешивать, поэтому моделировка изображения достигается путем штриховки или наложением очень тонких слоев краски один на другой или рядом.
Лит.: Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 267 - 268.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 267 - 268.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ТЕМПЕРА
от лат. temperare – смягчать, смешивать), одна из техник живописи. Связующим веществом в темпере может быть яичный желток (например, в эпоху античности) или яичный белок (в Средние века и в эпоху Возрождения), к которому прибавляли мед, фиговый сок, казеин и др. вещества. Темперные краски нельзя смешивать, их накладывают тонкими слоями, одну рядом с другой, без переходов. Поэтому, в отличие от масляной живописи, в темпере используются простые сочетания красок. Для моделировки используют штриховку и оттенки тона. Темпера равномерно сохнет и не образует трещин (кракелюр). В этой технике работали уже античные живописцы, но наибольшее распространение она получила в Средние века виконописи и в росписях храмов, в Италии – в эпоху Возрождения. В 16 в. масляная живопись вытеснила темперу, но в кон. 19 в. эта техника стала вновь популярна.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ТЕМПЕРА
(ит. temperare — смешивать краски) — один из наиболее древних видов живописи, в котором используются краски из природных материалов, полученные путем их растирания в порошок и добавления связующей эмульсии. В качестве связующей основы используются эмульсии из воды и яичного желт-ка, либо из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком. В зависимости от состава эмульсии принято различать следующие виды темперы: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др. Темпера была известна уже в Древнем Египте, она использовалась в создании фаюмских портретов и ранних икон. Средневековые живописцы писали темперой на желтке на досках, а красочный слой покрывали олифой или мас-ляным лаком. С конца XV в. темпера вытесняется мас-ляной живописью, но с конца XIX в. темпера вновь применяется как техника станковой и декоративной живописи. Сегодня темперой пишут на бумаге, кар-тоне, холсте, дереве, пользуясь щетинными, колонковыми или беличьими кистями. Темперные краски после высыхания не боятся воды, и поэтому их применяют не только в станковой, но и в монумен-тальной живописи. Произведения, написанные тем-перными красками, имеют матовую поверхность.