ТЕМПОРАЛЫЮСТЬ

Найдено 1 определение
ТЕМПОРАЛЫЮСТЬ
абстрактный термин, стремящийся обрести конкретное содержание. Он характеризует восприятие времени и его качественную специфику. Современное понимание темпоральности оформилось в философии М. Хайдеггера, который преодолел с его помощью апористичность толкования времени в философской традиции. В работе «Бытие и Время» (1927) философ показал, что Человек - единственное в этом мире существо, способное задавать вопросы о себе самом и смыслах окружающего, включая проблематику онтологического различения. В то же время он единственный, находясь в состоянии постоянного становления, оказывается тем, что сам из себя сделает. Поэтому важнейшей сущностной характеристикой Человека (Dasein; l’Etre) является его Т., понимаемая как определенное временное качество, а не просто «бытие во времени». Это новое понимание темпоральности сделало возможным развитие теории множественности исторических времен в социологии (Ж. Гурвич) и в истории (Ф. Бродель). Историки долго исходили из того, что существует одно время: время часов и календарей, время ньютоновской физики и техники. Это время координировало человеческую деятельность и служило мерой механических величин (скорость, дистанция и проч.). В исторических трудах не различали время личное и социальное, живое психологическое время и условное хронологическое, имеющее пространственное и цифровое измерение. Сегодня очевидно, что время - это многоликое множество. Существуют бесчисленные темпоральности, гетерогенные и однородные, а также множество длительностей; возможны разные способы сочленения прошлого, настоящего и будущего (понятие режима историчности, обоснованное Ф. Артогом). Вопрос о «порядке времени» (К. Помьян) как философской и исторической категории, необходимой для понимания исторических трансформаций и того, как эти трансформации воспринимают люди, является центральной проблемой исторической эпистемологии. Понятие «темпоральность» - ключевое как для понимания исторического процесса, так и для его описания средствами исторической науки, поскольку категория времени - основа теоретических построений истории. Погружаясь в темпоральную проблематику, историки перешли, по словам Ф. Артога, от «вопросов ко времени» к «времени как вопросу». Теме исторического времени посвящено множество научных мероприятий - конференций, коллоквиумов, круглых столов. Она занимает значительное место в работах историков, которые считаются новаторскими. Опубликовано немало текстов, где время и Т. являются специальными объектами конкретно-исторического исследования. В истории, как и в антропологии, описание «репрезентаций времени» уступило место изучению условий производства и опыта темпоральности в конкретных обстоятельствах.
Историки исследуют темпоральности событий: революции, праздника, бунта, сражения; изучают темпоральности города, музея, коллекции, тюрьмы, нарратива, мифа, славы, образа. В центре междисциплинарных исторических исследований - «живое» время конкретных людей в определенных ситуациях. Осмысливается темпоральный опыт ссыльного, эмигранта, мемуариста, социолога, историка, математика. Историки озабочены поиском таких способов историописания, которые позволили бы преодолеть тиранию прошлого / настоящего и найти подходы к овладению будущим. Их интересует не столько ушедшее гомогенное прошлое, сколько прошлое, изломанное памятью, которая оттеняется в прерывностях истории. В таких способах написания истории, учитывающих субъектность историка, на первом плане оказывается историография как практика, позволяющая удовлетворить потребность в историческом познании и вместе с тем избежать ловушек наивного реализма по отношению к тому, что историком познается.
Лит.: Артог Ф. Времена мира. История, историческое письмо // Новое литературное обозрение. 2007. №3. С. 22-34; GellA. The anthropology of Time. Cultural Constructions of Temporal Maps and Image. Oxford: Berg, 1992; Vrancken D. L’action publique a l’epreuve des temporalites socials // Le temps des politiques socials / ChatelV. (ed.). Fribourg: Academic Press, 2008. P. 117-140; Figures du temps. Les nouvelles temporalites du travail et de la formation. Paris: L'Harmattan, 2004; Rosa H. Acceleration. Une critique sociale du temps. Paris: La Decouverte, 2010. 3. А. ЧЕКАНЦЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.