Тень

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ТЕНЬ
   • Umbra,
         назывался в шутку гость, не приглашенный к пиру, а приведенный другим гостем, о чем нужно было извещать хозяина заблаговременно. Horat. Sat. 2, 8, 22. ер. 1, 5, 28. Mart. 14, 217.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ТЕН
   • Tenes или Tennes,
         ??????, сын Кикна, царя Колон в Троаде, или Аполлона, брат Гемифеи. По наветам мачехи он вместе с сестрой был брошен отцом своим в море в ящике и был занесен на остров Левкофрис, который он назвал по своему имени Тенедосом и которым он управлял как царь. Кикн (??????) впоследствии узнал о невиновности своего сына, отправился к нему в Тенедос и был вместе с ним убит Ахиллесом. Т. поклонялись в Тенедосе как герою. Paus. 10, 14, 2.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Тень
евр. цель. Тень упоминается в символической речи Библии в различных значениях. Тень часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например, говорится о тени (сени) Всевышнего (Пс. 90:1) и т.д. Это слово употребляется также как символ тленности жизни (1 Пар. 29:15; Пс. 101:12; Еккл 6:12). Выражение «тень смертная» обозначает духовное и физическое бедствие и душевное беспокойство (Мат 4:16; Пс. 22:4). Завет закона уподобляется «тени» в противоположность «свету» Нового Завета (Кол. 2:17- Евр 8:5; 10:1).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ТЭН
Taine), Ипполит (21.IV.1828 - 5.III.1893) - франц. литературовед, философ и историк. Проф. истории искусств в Школе изящных искусств в Париже (1864-84). Чл. Франц. академии (с 1878). Труды Т. 50-60-х гг. были посвящены вопросам историографии ("Опыт о Тите Ливии", Р., 1856, рус. пер., СПБ, 1900) и особенно литературоведения (важнейшее соч. "История англ. литературы", v. 1-4, Р., 1863-64, рус. пер., т. 1-5, СПВ, 1871-1904) и философии ("Франц. философия первой пол. XIX в.", Р., 1857, рус. пер., СПБ, 1896; "Англ. позитивизм", Р., 1864, рус. пер., СПБ, 1866; "Философия искусства", Р., 1865, рус. пер., Воронеж, 1869; "Об уме", v. 1-2, Р., 1870, рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1872 и др.). Т. представитель культурно-историч. школы в литературоведении, был одним из наиболее влиятельных литературоведов своего времени. Исходя из методологии позитивизма, он попытался дать причинное объяснение явлений художеств. жизни. Наибольшее значение Т. придавал общественной психологии, к-рая, в свою очередь, определяется, согласно Т., 3 осн. факторами: "расой" (т. е. врожденными нац. особенностями), "средой" (климатом, а также политич. и социальными обстоятельствами) и ист. "моментом" (влиянием традиции). Свой "психологич. метод" Т. попытался применить и в осн. ист. труде - "Происхождение современной Франции" (v. 1-3, Р., 1876-93, рус. пер., т. 1-5, СПБ, 1907), посвященном Вел. франц. революции. Однако этот труд оказался полностью подчиненным реакц. политич. тенденции, отразив перелом в мировоззрении Т. от умеренного либерализма к крайней реакции под влиянием Парижской Коммуны 1871, к к-рой он отнесся резко враждебно. В этой книге Т. грубо извращал сущность революции, тенденциозно подбирая источники и интерпретируя события. Этот злобный памфлет проникнут ненавистью к народу, к-рый изображается, как "дикое стадо", как "чернь", развращенная просветительской философией и выступающая в ходе революции как "страшная разрушительная сила", подогреваемая демагогич. агитацией якобинцев. Якобинцы (к-рые для Т. не политич. направление, а особый "психологический тип" - демагоги, фанатики, помешанные на отвлеченных идеях) - объект особой ненависти Т.

Книга Т., выдержавшая много изданий, была одобрительно встречена в кругах реакционеров, но вызвала резкие нападки историков либерального и демократич. направлений. А. Олар выпустил в 1907 спец. труд, в к-ром подверг ее критике, убедительно доказав, что Т. фальсифицировал сущность революции и оклеветал ее передовых деятелей. Споры по этому вопросу, разгоревшиеся не только во Франции, но и в др. странах (в т. ч. в России), долго не затихали. Последователем ультрареакц. концепции Т. в новейшее время во Франции был П. Гаксот.

Лит.: Aulard A., Taine historien de la r?volution fran?aise, P., 1907; Matiez A., Taine historien, "Revue d´histoire moderne et contemporaine", 1906-07, v. 8; Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, "Рус. богатство", 1908, No 7; Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

A. И. Молок. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976