ТЕНИШЕВА (ПЯТКОВСКАЯ) Мария Клавдиевна
ТЕНИШЕВА (ПЯТКОВСКАЯ) Мария Клавдиевна
1.06.1867 или 1864 (С.-Петербург) - 14.04.1928 (Сен-Клу, близ Парижа). Художник прикладного искусства, общественный деятель, меценат и коллекционер. Окончила гимназию Спешневой в Петербурге. Рано вышла замуж, вскоре оставила мужа и уехала в Париж. Училась в оперной школе немецкой певицы Матильды Маркези, выступала на профессиональной оперной сцене под именем Марии Дерсен (по фамилии отчима). Занималась рисованием у гравера Жильбера. В 1886 вернулась в Петербург. Поступила в ЦУТР, училась у Я. Ф. Ционглинского, Н. А. Гоголинского, И. Е. Репина. В 1896 вновь уехала в Париж, посещала академию Р. Жюльена, училась у Ж.-П. Лоранса и Б. Констана, брала уроки у Л. Бонна. В 1892 вышла замуж за князя В. Н. Тенишева (1843-1903). Благодаря состоянию мужа смогла осуществить значительные общественно-культурные начинания. В 1894/95 основала в собственном доме в Петербурге (Галерная ул., 13) студию живописи и рисунка для подготовки к поступлению в АХ (школа кн. М. К. Тенишевой). Студией руководил Репин; в ней прошли подготовку многие известные художники, в том числе И. Я. Билибин, Е. К. Маковская, С. В. Чехонин, 3. Е. Серебрякова. В 1896 при участии Репина организовала рисовальную школу в Смоленске. В 1893 приобрела имение Талашкино и хутор Фленово в Смоленской губернии, создала в них центр народных художественных промыслов. Организовала при сельской школе учебные мастерские прикладного искусства: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. С 1900 мастерские возглавлял С. В. Малютин. В Талашкине гостили и работали В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. В. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой и др. В 1901 провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине; для продажи этих изделий открыла в Москве магазин «Родник». Построила в Талашкине кабинет «Теремок», все предметы убранства были сделаны в мастерских. Во Фленове построила храм Святого Духа с росписями и мозаикой Рериха. Составила обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизацию которой поручила А. Н. Бенуа. В 1897 устроила выставку своего собрания, в 1898 подарила около 500 работ готовящемуся к открытию Русскому музею. Вместе с С. П. Дягилевым была учредительницей журнала «Мир искусства» и финансировала журнал (1898-1904). В 1899 участвовала в организации выставки «Мир искусства» в Петербурге. В 1906 помогла Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства в парижском Осеннем салоне. С помощью знатока русской старины И. Ф. Барщевского собрала большую коллекцию предметов народного творчества (в том числе икон). В 1906-08 дважды выставляла ее в Париже. Коллекция составила основу музея «Русская старина». который в 1911 был передан ею в дар городу Смоленску. Участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и его окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 стала почетным членом института и почетной гражданкой Смоленска. Занималась искусством эмали и инкрустации. Исполнила напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями (1908-11), медное блюдо с разноцветной эмалью для торжественной передачи ключей Смоленского музея директору Московского археологического института (1911), серебряную позолоченную икону Богоматери с эмалевыми портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых (1913). Выставляла эмали в салоне Национального общества изящных искусств в Париже (1906-08). Стала членом Национального общества изящных искусств и Союза декоративных искусств. Блюдо с эмалью приобрел Люксембургский музей Парижа. В 1914 показала эмали в Риме, получила диплом итальянского Министерства просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества. Проводила теоретические и экспериментальные исследования в области эмали. Совместно с французским художником-эмальером Жакеном работала над созданием эмали новых оттенков. В 1916 защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст диссертации, утраченный в годы революции, был восстановлен по черновым наброскам и опубликован А. Капитанским в Праге в 1930.) В 1918 уехала во Францию. Поселилась в Вокрессоне, близ Парижа, вместе с дочерью Лизой и двоюродной сестрой княгиней Е. К. Святополк-Четвертинской. Оборудовала мастерскую и продолжала создавать художественные эмали. Выставлялась в Осеннем салоне и салоне Марсова поля, участвовала в Выставке русского искусства в галерее Devambez (1921) и выставках в Лондоне. Открыла школу-мастерскую для детей эмигрантов. Устраивала у себя вечера воспоминаний, на которых присутствовали И. Я. Билибин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, Ф. А. Малявин, К. К. Рауш фон Траубенберг и др. Умерла от базедовой болезни. Похоронена на кладбище Сен-Клу, близ Парижа. В начале 1930-х Святополк-Четвертанская передала оборудование ее мастерской, материалы и технологические рецепты Т. Н. Родзянко для организации Школы эмалевого искусства в Праге. Русское историко-генеалогическое общество во Франции посмертно опубликовало мемуары художницы и издало памятный альбом «Храм Святого Духа в Талашкине».
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999