Это выражение обозначает различные направления философии истории, претендующие на осмысление развития человечества в его целостности и на выявление его законов и глубинного смысла. Как правило, все эти теории истории предлагают панорамное, монументальное и упорядоченное видение развития человеческих обществ во времени исходя из системных концептуальных построений на основе теологических принципов или метафизических гипотез. Время представляется как стрела или как окружность, и тогда видение истории приобретает трагический оттенок. Запад исторически унаследовал линейное и эсхатологическое прочтение истории, направленной к лучшему будущему, которое может знаменовать конец истории. Матрицей такого видения, безусловно, был христианский провиденциализм, выразителями которого стали святой Августин и позднее - Боссюэ, рассматривавшие историю как исполнение Божественного предначертания, призванное завершиться Страшным судом. Светские теории, такие как просветительский прогрессизм (Кондорсе), позитивизм (Конт) или диалектические концепции истории Гегеля и Маркса, в определенной мере унаследовали от прошлого идею, согласно которой история имеет смысл и перводвигатель. Циклические теории истории на Западе возникали реже. Подобные теории, опиравшиеся на аналогию с неизменными природными явлениями и веру в вечный круговорот вещей, существовали в Древней Греции, а затем исчезли в Европе, став достоянием Востока. Исключениями являются две последние великие теории истории XX в. Освальда Шпенглера (1880-1936) и Арнольда Тойнби (1889-1975), которые рассматривали историю как чередование «культур » и «цивилизаций», призванных рождаться, жить, приходить в упадок и, наконец, умирать. Это циклическое движение, в конечном счете, вписывалось в общий подъем по пути прогресса и даже в провиденциальное предназначение, что придавало, таким образом, историческому движению форму спирали.
• Позитивизм, Смысл истории, Финализм/Конец истории