Теория культуры

Найдено 1 определение
Теория культуры
Античные учения, связан ные с вопросами Т. к., и в первую очередь с проблемами ее возникновения и развития, формировались главным образом в рамках философии с частичным привлечением опыта, накоил. спец. Науками — историей, этнологией, медициной и другими. Т. о., провести четкую границу между историей и Т. к. невозможно Первые вопросы культурно-теоретич. характера (в их зачаточном виде) находим у Гесиода. Там мифологич. традиция (пять веков, Прометей) помогает автору осветить и объяснить основополагающие условия человеч. существования. Образ «золотою века», в котором элементы первобытных отношений слились с чаяниями yгнетенных слоев (мелких земледельцев греч. метрополии), составлял противоположность реальности, где необходимым условием жизни был тяжелый труд. Милетские натурфилософы, стремясь определить место человека в мире, выдвинули культурно-теоретич. вопросы антропологич. свойства. Анаксимандр в своем учении о происхождении человека, облеч. в форму мифа, объявил отличительной чертой человека продолжительную фазу детства, в которой человек познает мир. Ксенофан вопреки традиционным мифологич. представлениям о культуре как даре богов объяснял ее возникновение стремлением человека продвигаться вперед шаг за шагом «в поисках лучшего». Начиная с 5 в. до н. э. в различных источниках (у натурфилософов, софистов, медиков) можно обнаружить свидетельства уже сформированной Т. к. Софист Протагор, пытаясь дать генетич. объяснение возникновения культуры, использовал миф о Прометее. Кроме того, он полагал, что умения и навыки присущи человеку от природы. Демокрит, стремясь дать причинное объяснение их возникновения, исходил из понятия необходимости, которая заставила людей в столкновении с окружающим миром развивать в себе особые навыки. Анаксагор подчеркивал, как важна для развития культуры человеч. рука. Принципиально важное значение для Т. к. 5 в. до н. э. играла антитеза «фюсис–номос» («природа — закон»), следствием которой явилось осмысление культуры как некоей «второй натуры» (Демокрит). Платон и Аристотель развивали учения 5 в. до н. э. (важность разделения труда, возникновение искусств и наук и другие); при этом они стремились к синтезу др. мифологич. (у Платона — — золотой век) и историко-философских концепций (теория цикличности). Исократ подчеркивал особую значимость логоса (языка и разума) в процессе становления культуры. Из Т. к. эллинистич. эпохи в первую очередь заслуживает упоминания теория Эпикура и его учеников, сведения о которой сохранились, в частности, у Лукреция и Диогена Лаэртского. Движущими силами развития культуры, согласно этой теории, являются необходимость, выгода и опыт. Лукреций представил подробную картину развития материальной культуры, языка, религии, государства и права; замечательно его стремление к историч. анализу (разложение первобытного общества, появление собственности и другие). Стоик Посидоний в своем учении о развитии культуры опирался, подобно Эпикуру, на Демокрита; при этом объяснение развития культуры, исходящее из понятия необходимости, приобрело у него теологил. смысл (тяжелые условия жизни человека определены провидением, с тем чтобы дать людям повод к развитию своих возможностей). Как и в более ранних античных Т. к., Посидоний уделял особое внимание достижениям материальной культуры (гончарный круг, свод, руль). Все эти изобретения он приписывал др. «мудрецам». Т. к. Посидония оказала сильное влияние на Цицерона, Витрувия, Манилия и других. В новое время мыслители продолжают обращаться к античным Т. к. — это Бэкон и Вико, франц. просветители (Руссо, Гельвеций), которые опирались, в частности, на Лукреция. Воззрения Протагора и Посидония, воспринятые из более поздних источников, оказали влияние на взгляды Гердера.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
641.22 кб

К онтологической теории культуры

Серов Николай Викторович
Онтологическое множество культурологических данных цветовой семантики систематизировано по критерию воспроизводимых ахромных канонов, эпитетов, идиом и маркеров, что позволило элиминировать личные данные, вкусы и предпочтения разл
Читать PDF
923.85 кб

Теория культуры: опыт генерализации

Флиер Андрей Яковлевич
В статье осуществляется системное обобщение авторских взглядов на природу культуры, ее социальные функции и морфологию, основания ее исторической устойчивости и механизмы исторической изменчивости, а также на мировоззренческие осн
Читать PDF
1.14 мб

Теория культуры как философия истории

Флиер Андрей Яковлевич
в статье анализируется познавательная нацеленность теории культуры на анализ закономерностей исторического процесса, на постижение и интерпретацию смысла истории в контексте смысла культуры.
Читать PDF
598.34 кб

Системное обоснование теории культуры

А. Я. Флиер
Статья является этапом работы автора над формулированием положений нормативной теории культуры как системной функциональной интерпретации ее свойств.
Читать PDF
262.65 кб

Э. С. Маркарян. Очерки теории культуры

Галинская И.Л.
Читать PDF
1.96 мб

На пути к теории культурной трансляции

Тетенькин Алексей Владимирович
Статья посвящена проблеме изучения трансляции продуктов культуры. Автор анализирует разработки теории культурной трансмиссии Л.С.
Читать PDF
143.67 кб

Два учебных пособия по теории культуры

Трифонова Г.А. Культурология: Теория культуры: Учеб. пособие для студентов. Владивосток, 1999. 69 с.; Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Южанова Л.В., Ледовских Н.П., Рогачева А.Г. и др. Рязань, 1999. 339 с.
Читать PDF
466.75 кб

Конститутивы культурологической теории

Драч Геннадий Владимирович
Рассматривается проблема конституирования культурологической теории.
Читать PDF
158.40 кб

К типологии фракталов в теории культуры

Николаева Елена Валентиновна
Статья посвящена проблеме классификации фракталов в культурологическом исследовательском поле.
Читать PDF
257.40 кб

Политическая культура. Теория и практика

Денисов Владимир Васильевич
Читать PDF
777.56 кб

Теоретические основы культурной политики

Гасанова Надежда Курамагомедовна
В статье изложены некоторые результаты исследования теоретико-методологических оснований культурной политики, принятых в либерально-демократических странах.
Читать PDF
390.07 кб

Теоретические основы культурного наследия

Галкова О. В.
В статье на основе российских и международных документов анализируются теоретические основы культурного наследия с точки зрения их практического использования в развитии культурного менеджмента и охраны памятников истории и культу
Читать PDF
168.58 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Юрий Федорович
Читать PDF
59.10 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Ю. Ф.
Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека по Кьеркегору это эстетическая.
Читать PDF
909.24 кб

Массовая культура: очерк теорий. У истоков

Шапинская Екатерина Николаевна
Статья является началом серии публикаций по теории массовой культуры.

Найдено книг по теме — 18

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ

    Культурно-исторический тип - понятие, классифицирующее человеческие культуры в их локальной и исторической ограниченности и фиксирующее различия между ними. Восходит к биологическому делению пр
  • Теория культурно - исторических типов цивилизации

    история представляется не как единый процесс, а как "множество мощных культур", вырастающих из недр породившей их страны. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых