Тертерян, Авет (Альфред) Рубенович
род. 29 июля 1929 в Баку. Композитор. Нар. арт. АрмССР (1984). В 1957 окончил Ереванскую конс. им. Комитаса по кл. композиции Э. М. Мирзояна, в 1967 там же аспирантуру (рук. тот же). Отв. секретарь правления Союза композиторов АрмССР (1960—1963), зам. председателя правления (1963—1965), с 1979 член правления, с 1986 секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1970—1974 нач. отдела муз. учреждений Мин-ва культуры АрмССР. С 1985 проф. кафедры композиции Ереванской конс. им. Комитаса. Лауреат Гос. премии АрмССР (1978).
Соч.: оперы — Огненное кольцо (по мотивам повести Б. Лавренева "Сорок первый", Ереван, 1967), Землетрясение (по новелле Г. фон Клейна, 1984); балет Монологи Ричарда III (1979); симфонии — I для органа, медных, ударных инстр. и бас-гитары (1969), II для симф. орк., хора и муж. голоса (1972), III для большого симф. орк., зурны, дудука и усиленного ф-п. (1975), IV для симф. орк., 2-х клавесинов и органолы (1976), V для симф. орк., кяманчи и колоколов (1978), VI для кам. орк., кам. хора и большого симф. орк. (1981), VII для большого симф. орк. нар. инстр. и магнитофонной записи (1987); вок.-симф. цикл "Родина" (сл. О Шираза, 1957); Струн. квартет (1963); для влч. и ф-п. — Соната (1956); романсы на cл. арм. поэтов; песни; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Семь станций" С. Капутикян (Арм. драм. т-р, 1972), "История разрушенного города" П. Зейтунцяна (Ереван, Драм. т-р им. Сундукяна, 1974); музыка к фильмам, в т. ч. "Хроника ереванских дней" (1973).
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ТЕРТЕРЯН Авет (Альфред) Рубенович
(р. 29 VII 1929, Баку)
Поистине есть дни и мгновения, которые психологически и эмоционально перевешивают многие и многие годы, становятся каким-то поворотным моментом в жизни человека, определяют его судьбу, род занятий. Для двенадцатилетнего мальчика, впоследствии известного советского композитора Авета Тертеряна, такими недолгими, но насыщенными стали дни пребывания Сергея Прокофьева и его друзей в доме родителей Авета, в Баку, в конце 1941 г. В память врезалась манера Прокофьева держаться, разговаривать, высказывать свое мнение открыто, определенно ясно и каждый день начинать с работы. А тогда он сочинял оперу «Война и мир», и по утрам ошеломляющие, блистательные звуки музыки неслись из гостиной, где стоял рояль.
Гости разъехались, но через несколько лет, когда встал вопрос о выборе профессии - идти ли по стопам отца в медицинский институт или выбрать что-либо другое - юноша твердо решил - в музыкальное училище. Начальное музыкальное образование Авет получил ь семье, которая была чрезвычайно музыкальна, - отца, известного в Баку ларинголога, время от времени приглашали петь в театре заглавные партии в операх П. Чайковского и Дж. Верди, мать обладала прекрасным драматическим сопрано, младший брат Герман впоследствии стал дирижером.
Армянский композитор А. Сатян, автор широко популярных в Армении песен, а также известный педагог Г. Литинский, будучи в Баку, настоятельно советуют Тертеряну ехать в Ереван и серьезно заняться композицией. И вскоре Авет поступил в Ереванскую консерваторию, в класс композиции Э. Мирзояна. В годы учебы он пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая отмечается премией на республиканском конкурсе и на Всесоюзном смотре молодых композиторов, романсы на слова русских и армянских поэтов, Квартет до мажор, вокально-симфонический цикл «Родина» - сочинение, которое приносит ему настоящий успех, удостаивается Всесоюзной премии на конкурсе молодых композиторов в 1962 г. и год спустя под управлением А. Жюрайтиса звучит в Колонном зале Дома союзов. Вслед за первым успехом пришли и первые испытания, связанные с вокально-симфоническим циклом, названным «Революция». Первое исполнение произведения стало и последним. Однако работа не прошла даром. Замечательные стихи армянского поэта, певца революции Егише Чаренца, своей мощной силой, историческим звучанием, публицистическим накалом захватили воображение композитора. Именно тогда, в период творческой неудачи, происходит напряженное накопление сил и формируется главная тема творчества. Тогда в свои 35 лет композитор твердо знал - если ее не иметь, не стоит и заниматься композицией, и в дальнейшем он докажет преимущество этого взгляда: своя, главная тема... Она возникла в слиянии понятий - Родина и Революция, диалектического осознания этих величин, драматического характера их взаимодействия. Идея написать оперу, пронизанную высокими нравственными мотивами чаренцовской поэзии, направила композитора на поиски острого революционного сюжета. Привлеченный к работе в качестве либриттиста журналист В. Шахназарян вскоре подсказал - рассказ Б. Лавренева «Сорок первый». Действие оперы было перенесено в Армению, где в те же годы в горах Зангезура шли революционные бои. Героями стали крестьянская девушка и поручик из бывших дореволюционных войск. Страстные стихи Чаренца звучали в опере у чтеца, в хоре и в сольных партиях.
Опера получила широкий резонанс, была признана ярким, талантливым, новаторским сочинением. Спустя несколько лет после премьеры в Ереване (1967) она прозвучала на сцене театра в Галле (ГДР), а в 1978 г. открывала там же Международный фестиваль Г. Ф. Генделя, который ежегодно проводится на родине композитора.
После создания оперы композитор пишет 6 симфоний. Возможность фклософскя осмыслить в симфонических просторах те же образы, те же темы особенно привлекает его. Затем появляются балет «Ричард III» по В. Шекспиру, опера «Землетрясение» по рассказу немецкого писателя Г. Клейста «Землетрясение в Чили» и снова симфонии - Седьмая, Восьмая. Тот, кто хоть раз внимательно прослушал какую-либо симфонию Тертеряиа, впоследствии без труда узнает его музыку. Она специфична, пространственна, требует сосредоточенного внимания. Здесь каждый возникающий звук - сам по себе образ, идея, и мы следим с неослабевающим вниманием за его дальнейшим движением, как за судьбой героя. Звуковая образность симфоний достигает почти сценической выразительности: звук-маска, звук-лицедей, он же поэтическая метафора, и мы разгадываем ее смысл. Произведения Тертеряна побуждают слушателя обратить свой внутренний взор к подлинным ценностям жизни, к ее вечным истокам, задуматься о хрупкости мира и о его красоте. Поэтому поэтическими вершинами симфоний и опер Тертеряна всегда оказываются простейшие мелодические фразы народного происхождения, исполненные или голо- сом - натуральнейшим из инструментов, или народными инструментами. Так звучит 2 часть Второй симфонии - одноголосная импровизация баритона; эпизод из Третьей симфонии - ансамбль двух дудуков и двух зурн; мелодия каманчи, пронизывающая весь цикл в Пятой симфонии; партия дапа в Седьмой; в Шестой вершиной станет хор, где вместо слов - звуки армянского алфавита «айб, бен, гим, дан» и т. д. как своего рода символ просвещения и духовности. Простейшие, казалось бы, символы, но в них заложен глубокий смысл. В этом творчество Тертеряна перекликается с искусством таких художников, как А. Тарковский и С. Параджанов. «О чем Ваши симфонии»? - спрашивают у Тертеряна слушатели. «Обо всем», - отвечает композитор, предоставляя каждому понять их содержание.
Симфонии Тертеряна исполняются на самых престижных музыкальных международных фестивалях - в Загребе, где каждую весну проводится смотр современной музыки, на «Варшавской осени», в Западном Берлине. Звучат они и в нашей стране- в Ереване, Москве, Ленинграде, Тбилиси, Минске, Таллинне, Новосибирске, Саратове, Ташкенте... Для дирижера музыка Тертеряна раскрывает возможность очень широко использовать свой творческий потенциал музыканта. Исполнитель здесь словно включается в соавторство. Интересная деталь: симфонии, в зависимости от трактовки, от умения, как говорит композитор, «слушать звук», могут длиться разное время. Его Четвертая симфония звучала и 22 и 30 минут, Седьмая - и 27 и 38! В такое активное, творческое соавторство с композитором вошли Д. Ханджян - замечательный интерпретатор его 4 первых симфоний. Г. Рождественский, в блистательном исполнении которого прозвучали Четвертая и Пятая, А. Лазарев, в чьем исполнении впечатляюще звучит Шестая симфония, написанная для камерного оркестра, камерного хора и 9 фонограмм с записью большого симфонического оркестра, клавесинов и колокольного перезвона.
Музыка Тертеряна приглашает также и слушателя к соучастию. Ее ведущая цель - объединить духовные усилия и композитора, и исполнителя, и слушателя в неустанном и трудном познании жизни. /М. Рухкян/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.