Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс
(ок. 160 - ок. 220)
   рим. писатель-теолог, ритор и юрист. Происх. из Карфагена. Род. в языч. семье. Ок. 195 принял христианство, выступал против язычников и гностиков на стороне епископальной церкви, затем против епископов в защиту секты монтанистов. В кон. жизни отказался от монтанизма. Соч. Т. («О душе», «Против гностиков», «О свидетельствах души» и др.) направлены не на разум, объяснение веры, а на утверждение ее априорного превосходства над несовершенным челов. разумом. По мн. Т., поиск истины - гл. проблема антич. философии - явл. результатом глубокого духовного кризиса, свид-вом отсутствия или утраты веры. Христ. вера, присутствующая в душе каждого человека, согласуется с естеств. рассудком, здравым образом мыслей и отвергает сложные умозрит. построения. Взгляды Т. во многом основывались на учении киников о возвращении к естеств. природе и на стоических тезисах о самопознании и аскетизме. Не вдаваясь в подробное опровержение антич. философии, Т. прямо противопоставляет ей внешне абсурдные христ. догматы, образуя разрушительные, парадоксальные сентенции: «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В учении о бытии Т. отождествлял чувственно-веществ. мир с миром духовным (Бог есть телесный дух), признавая лишь буквальное толкование Библии. Стоическим влиянием проникнуто учение Т. о Троице: Бог-отец, Бог-сын (Логос), Святой Дух (Благо Бога-отца), исходящий на людей через Бога-сына. Т. принадлежит идея непогрешимости церк. авторитета и доказательство прямой преемственности церкви по отношению к апостолам и Христу. Предвосхищая Августина, Т. разделял антич. общ-во на «лагерь дьявола» (языч. общность), к-рому суждена скорая гибель, и «лагерь Бога» (христ. общность), идеалы к-рого неизбежно восторжествуют. Источником зла в мире, по Т., явл. человек, т. к. его первый свободный выбор был связан со злом (первородный грех). Язык соч. Т. отличается своеобразием, изобилует неологизмами и фразами, нарушающими правила стиля.
   Соч.: Творения. Киев, 1910. Ч. 1; Избр. соч. М., 1994.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс
латинский христианский писатель, ок. 155–ок. 220 гг. н. э. Родился в Карфагене, сын римского центуриона. Получил глубокое риторическое и философское образование, о после крещения ок. 194 г. посвятил себя оживленной церковной деятельности. По-видимому, он не был священником. С рвением неофита он начал борьбу с различного рода ересями и взглядами, противоречащими тем, что господствовали в Церкви, а его горячая натура и тяготение к крайностям в конце концов привели его к разрыву с официальной церковью, которая казалась ему непоследовательной в своих нравственных требованиях. Он вступил в христианскую секту монтанистов, но не нашел там того, к чему стремился; это навело его на мысль об основании собственной секты — тертуллианистов. Утратив в своем ригоризме всякое представление о действительности, Т. все больше изолировал себя от общества. Хотя до конца не прекращал писательской деятельности. Из его богатого наследия сохранилось 30 произведений, которые обычно группируют по периодам, в которые они были созданы. Важнейшие из них: 1. Из произведений, написанных до принятия монтанизма (ок. 195–ок. 206 гг.): К язычникам (Ad nationes) и Апологет (Apologeticus), два знаменитых произведения в защиту христианства, в которых Т. разбивает религиозные, общественные и политические аргументы, против него направленные. О свидетельстве души (De testimonio animae) взывает к врожденным знаниям души об основных истинах веры. Против иудеев (Adversus Iudaeos) доказывает тезис о воплощении в Христе предсказаний пророков и описывает соотношения заповедей Моисея и христианского закона. Однако, аутентичность этого произведения представляется спорной. Против еретиков (De praescriptione haeretucorum), будучи одним из лучших сочинений Т., описывают роль традиции в передаче учения Христа. Против Гермогена (Adversus Hermogenem) доказывает сотворение мира Богом. К мученикам (Ad martyras) является призывом мужественно переносить страдания во имя Христа. О зрелищах (De spectaculus) призывает отказаться от языческих зрелищ, которые подогревают дурные наклонности. О молитве (De oratione) — сочинение для изучающих катехизис. О покаянии (De poenitentia) заключает в себе важные сведения о покаянных практиках в первые века христианства. 2. Сочинения монтанистского периода: Против Маркиона (Adversus Marcionem) является большим сочинением, направленным против ереси, которая нашла талантливого и предприимчивого защитника в Маркионе. Против гностиков направлено сочинение Лекарство от яда скорпиона (Scorpiacum). О теле Христовом (De carne Christi) опровергает учение докетистов, провозглашавших вочеловечение Христа фикцией. О душе (De anima) также принадлежит к антигностическим сочинениям. В произведении Против Праксеана (Adversus Praxean) мы находим самую точную формулировку учения Церкви о Троице. О чистоте (De exhortatione castitas), О единобрачии (De monogamia), О девичьих покровах (De virginibus velandus) представляют собой сочинения, в которых монтанистская ориентация Т. выступает во всей своей силе и приводит к своеобразной трактовке автором этих проблем. Об идолопоклонстве (De idololatria), О посте (De ieiunio) — свидетельствуют об избыточном ригоризме Т. в отношении актуальных на тот момент проблем Церкви. Возможно, Т. является также автором Повести о мученичестве св. Фелициты и Перпетуи. Ему приписывают несколько сочинений сомнительного авторства. Т. был первым христианским писателем, который писал по-латыни. Его заслуги перед теологией и христианской литературой очень велики и состоят прежде всего в разработке христианской апологетики и догматики и сохранении для нас фрагментов древних авторов, особенно антагонистов христианской ортодоксальной религии, чьи произведения погибли. Творчество Т. было тесно связано с его образованием и характером. Горячий нрав Т. находил выражение в полемических и апологетических произведениях, зато недостаток умеренности и внутреннего равновесия проявился в сочинениях на нравственные темы. На всех произведениях Т. лежит отпечаток его риторических упражнений и навыков. Диалектика часто перерастает в софистику, даже там, где он защищает правое дело, его аргументы ослабляются избытком риторики, что утомляет читателя. Однако, невозможно отказать Т. в искреннем рвении и желании служить делу, которому он себя посвятил, хотя пренебрежение здравым смыслом и сбило его с пути. Т. был блестящим знатоком права и античной литературы, он умел хорошо воспользоваться имеющимся у него материалом. Язык Т. носит черты поздней латыни, лексическое богатство которой Т. смело приспосабливает для изложения христианского учения, создавая при случае новые термины, впоследствии повсеместно принятые. Т. оказал большое влияние на современников и потомков, и хотя позднее он отошел от ортодоксального учения, по некоторым вопросам он по сей день представляется одним из важнейших источников изучения традиции первых веков христианской Церкви.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999