Тесей

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тесей
царь в Афинах (Древняя Греция) около 13 в. до н.э. Согласно преданиям, Тесей совершил множество подвигов (в том числе победил великана-разбойника Прокруста, чудовищного Минотавра, участвовал в войне с амазонками).

Источник: Исторический словарь

ТЕСЕЙ
Тезей — легендарный афинский царь (около ХIII в. до н. э.). Ему приписываются объединение Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно преданиям, Т. совершил много подвигов, в том числе победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТЕСЕЙ
Тезей (Tnseus), - легендарный афин. герой и царь (по традиции прибл. 13 в. до н. э.). Согласно антич. традиции, совершил ряд подвигов: победил разбойников Синида, Коринета, Скирона, Прокруста, чудовищного Минотавра, калидонского вепря, марафонского быка, спускался в подводное царство, участвовал в войне с амазонками и походе аргонавтов и мн. др. Т. приписываются традицией освобождение Афин от критской гегемонии, синойкизм Аттики, создание демократич. устройства в Афинах, учреждение праздников Панафиней и Синойкий, Истмийских игр, первое социальное деление граждан на эвпатридов, геоморов, демиургов. В честь Т. афиняне справляли ежемесячные праздники Тесеи, построили храм Тесейон (5 в. до н. э.).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТЕСЕЙ
великий мифический герой Аттики, сын афинского царя Эгея и Эфры. В юности он совершил многие геройские подвиги, убил нескольких страшных разбойников и чудовищ. Когда царь критский Минос в третий раз потребовал присылки семи юношей и семи девушек, которых афиняне посылали каждые десять лет на съедение Минотавру в виде дани за убийство Андрогея, то Тесей добровольно отправился на Крит в числе жертв с намерением убить Минотавра. На острове Крит в Тесея влюбилась дочь Миноса Ариадна, которая дала ему клубок ниток, чтобы выбраться из лабиринта, где находилось чудовище, и меч, чтобы убить его. Убив Минотавра, Тесей отплыл на родину, взяв с собой Ариадну, но покинул ее на острове Наксос. Приближаясь к берегу Аттики, он забыл поднять белый парус вместо черного, как обещал отцу в случае своего спасения. Приняв черный парус за доказательство гибели сына, Эгей утопился. Тесей стал царем Афин, принимал участие в походе аргонавтов и в охоте на Калидонского вепря. Дружба его с Пирифоем вошла в поговорку; Тесей даже сопровождал Пирифоя в подземный мир, после чего удалился на остров Скирос, где был убит Ликомедом, вероломно сбросившим его со скалы. При Тесее Афины,по преданию, сделались столицей аттических городских общин. Тесей участвовал в походе Геракла против амазонок, увез хитростью царицу их Антиопу, а после ее смерти женился на Федре. Афиняне считали Тесея своим героем и посвятили ему храм.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Тесей
(греч., лат. Theseus), аттич. мифич. герой, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, воспитывался в доме ее отца Питфея в Трезене. По дороге из Трезена в Афины, куда Т. возвращался к отцу, он убил Прокруста, Синиса, Скирона и Керкиона, победил марафонского быка и готовился сразиться с Минотавром, которому критский царь Минос отдавал на растерзание молодых афинян. После победы над Минотавром Т. удалось выйти из лабиринта с помощью клубка нитей, данных ему дочерью Миноса Ариадной. Т. стал царем Афин и принял участие в походе аргонавтов, участвовал в битве с кентаврами и в калидонской охоте, похитил Елену и привел ее к своей матери Эфре. Из похода против амазонок Т. привез в Афины их царицу Ипполиту (или Антиопу), которая стала его женой. От этого брака у Т. остался сын Ипполит. Его вторая жена Федра была виновницей гибели Ипполита. В преклонном возрасте Т. был вынужден покинуть Афины и удалиться на о. Скирос, где и был убит. В 475 до н. э. Кимон перенес его «останки» с острова в Афины. Начиная с 5 в. до н. э. Т., в честь которого в Афинах устраивались празднества, считался основателем города и основоположником демократии. В античном искусстве часто встречалась тема Т., особенно моменты ею жизни, связанные с именами Ариадны и Федры: рельефное изображение на сокровищнице афинян в Дельфах и на Тесейоне в Афинах; рисунки на вазах и рим. настенная живопись; скульптуры Кановы; картины Пуссена и Кокошки; драма Шекспира «Сон в летнюю ночь», трагедия Казандзакиса, эпос Боккаччо; оперы Люлли и Генделя.

Источник: Словарь античности. 1989

ТЕСЕЙ
Тезей — в греч. миф. сын афинск. царя Эгея и Эфры. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рожд. из семени Гефеста землей и воспит. Афиной, и автохтонов Краная и первого аттич. царя Кекрона. Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста. Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, к-рым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинск. царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкн. Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупл. за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстр. Эгеем. Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение к-рому обрекали жертвы. Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т. убил Минотавра — чудовище, рожд. быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбивш. в Т. Подобно др. героям, Т. сражался с амазонками, напавш. на Аттику. Он либо участв. в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу. Т. участв. в битве с кентаврами, бесчинствов. на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайш. друга Т. Т. — участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Антич. традиция припис. Т. объед. всех жителей Аттики в ед. народ (синойкизм) и ед. госуд. (полис) Афины, учрежд. праздников панафиней и синойкий, первое соц. деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкуп. и справедл. арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей, помог Гераклу, впавш. в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-перс. войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении. Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с о-ва Скирос и торжеств. погребены в Афинах. Место погреб. Т. счит. в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установл. празнест-во восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобожд. афинской молодежи от Минотавра), а также ежемесяч. праздники по восьмым числам: как сыну Посейдона — бога, к-рому приносят жертвы именно в это время (так как восьмерка — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надежность и незыблемость, свойств. Посейдону Неколебимому и Земледержцу).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Тесей
в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесея указывало на силу. Тесей принадлежал к поколению героев до Троянской войны. Рождение Тесея относилось к XIII в. до н. э. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея — чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Тесей — одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходил от Пелопа, значит, от Таланта и Зевса. Трезенский царь Питфей понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон (или сочетался с ней накануне на острове Сферос). Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии с тем, чтобы, повзрослев, Тесей с этими доспехами отправился к нему в Афины. Эгей не хотел, чтобы кто-либо знал об этом, так как боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Повзрослев, Тесей отправился в Афины морем. В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, надеявшейся, что ее сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой месяц гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, но не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Затем Тесею пришлось бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти, что проявилось во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим один раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем. Когда Минос приехал за данью в третий раз, Тесей решил сам отправиться на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекались жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Тесей повез с собой запасной белый парус, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей, рожденный Посейдоном, убил Минотавра — чудовище, рожденное быком Посейдона. Из лабиринта Тесей вышел благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с Ариадной бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом. Огорченный Тесей отправился в путь, забыв поменять паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море при виде черного паруса как знака смерти сына. Затем Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику: женился на одной из них, родившей сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны, — Федра. Последняя родила Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Тесей участвовал в битве с кентаврами. Тесей также являлся участником калидонской охоты. Тесей помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону (этим поступком преступил меру возможного, установленную богами для героев, и стал дерзостным героем). Некоторое время Тесей оставался в Аиде, где был прикован к скале Тирифой, но Геракл спас Тесея, отправив его в Афины. Другим дерзостным поступком Тесея было похищение Елены. Но в отсутствие Тесея Елена была отбита сестрами, захватившими в плен Эфру, мать Тесея, и передавшими власть в Афинах его родственнику Менесфею. Тесей вынужден был отправиться в изгнание на остров Скирос. Царь Скироса Ликомед коварно убил Тесея, столкнув его со скалы. Тесей объединил всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (Афины), учредил праздники панафиней и синойкий, ввел первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. В 476 г. до н. э. останки Тесея с копьем и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных. В честь Тесея было установлено празднество восьмого Пианепсиона (т. е. день освобождения афинской молодежи от Минотавра), ежемесячные праздники по восьмым числам (восемь — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат, знаменующий, по Плутарху, надежность и незыблемость). Деятельность Тесея стала началом демократического духа и первенства Афин среди полисов.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ТЕСЕЙ
   • Theseus,
         ??????, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, дочери Пелопида Питфея, мудрого царя трезенского. Место, где он родился, находилось между Трезеном и Гермионой и называлось Генетлий (?????????). Paus. 2, 32, 9. Воспитал Т. Питфей, Хейрон научил его охоте, руководителем его был Коннид, которому за это афиняне накануне Тесеева праздника приносили в жертву барана. Юношей Т. отправился в Дельфы и принес в жертву Аполлону свои волосы. Когда он возвратился домой, мать повела его к каменной глыбе, под которой Эгей перед своим возвращением из Трезена в Афины положил свой меч и сандалии с поручением прислать к нему сына, когда тот подрастет настолько, что будет в состоянии вынуть из под скалы меч и обувь. Т. поднял скалу и, взяв меч и обувь, отправился с ними в Афины. По дороге ему пришлось испытать разные приключения. Близ Эпидавра он убил сына Гефеста, Перифета, прозванного Коринетом (дубиноносец), за то, что убивал дубиной проходящих путников; Т. взял эту дубину себе. На Истме он одолел сына Полипемона или Посейдона, разбойника Сина (Синна) с прозвищем Питиокамп (сосносгибатель), который разрывал путников, привязывая их к двум соснам, погнутым им. Т. убил его таким же способом. От дочери его Перигуны он имел сына Меланиппа (Ov. met. 7, 400 слл.). Затем он убил кроммионскую свинью Фаю (серую), а на границе Мегары и Аттики, на скиронской скале, Скирона, который грабил проходящих, заставлял их мыть ему ноги и потом ногами сталкивал их в море, где черепаха съедала их трупы. В Элевсине он победил аркадского борца Керкиона, сына Посейдона, сводного брата Триптолема, у Кефиса убил Дамаста или Полипемона, прозванного Прокрустом (вытягиватель) за то, что он вытягивал останавливавшихся у него путников в своей кровати до тех пор, пока они не умирали. В Кефисе Т. был очищен фиталидами (см. Phytalus, Фитал) от пролитой им крови и потом отправился к отцу, у которого в то время находилась убежавшая из Коринфа Медея (см. Argonautae, Аргонавты, 6). Она, узнав Т., уговорила Эгея отравить его во время пира. Но когда Т. вынул взятый им из-под скалы меч, для того чтобы разрезать мясо, отец узнал его, и Медея убежала со своим сыном от Эгея, Медом, в Колхиду, где возвратила власть отцу своему, свергнутому с престола. Эгей представил Т. народу; тогда сыновья Палланта, брата Эгея, подняли восстание, но были побеждены вследствие измены герольда Лея и убиты. Вскоре потом Т. удалось поймать живым марафонского быка, которого он принес в жертву Аполлону Дельфийскому. Когда в это время Минос в третий раз потребовал присылки 7 юношей и 7 девушек, которых афиняне через каждые 9 лет отсылали в виде дани за убийство Андрогея (см. Андрогей) в Крит, где бросали их на съедение Минотавру, Т. вызвался добровольно отправиться в числе прочих жертв и обещал отцу убить Минотавра. В лабиринте он одолел чудовище и вышел из запутанных ходов лабиринта при помощи нити, полученной от Ариадны (= ??????? от ??????), дочери Миноса и Пасифаи. Таким образом он освободил афинян от дани. Затем вместе с Ариадной он отправился в Афины, но она доехала только до Наксоса (Дия); по одному преданию, Дионис силой отнял ее у Т. и сделал своей женой, по другим — она была изменнически покинута во время сна Т. и найдена Дионисом, который сделал ее своей бессмертной супругой; существует также предание, что она сама убила себя на Наксосе. У Гомера (Ноm. Od. 11, 321 слл.) слились две рецензии текста, по одной — она была убита Артемидой на Наксосе, по другой — задержана ею при помощи Диониса, сделавшего ее своей супругой. При возвращении Т. в Афины Эгей вследствие ошибки своего сына убил сам себя (см. Aegeus, Эгеи). T. сделался царем Аттики и уговорил отдельные общины страны признать Афины столицей общего аттического государства. В память этого соединения он учредил панафенейский и синэкийский праздники (Плутарх называет последний метэкийским). Thuc. 2, 15. Он ввел также Истмийские игры и присоединил Мегару к Аттике, участвовал в походе Геракла против амазонок и получил в награду или же увел хитростью царицу амазонок Антиону или Гипполиту. В отмщение за это амазонки пошли войной на Афины, но Антиона способствовала заключению мира; по другому преданию, она была убита возле горячо любимого ею Т. От нее он имел сына Гипполита (см. Ипполит). После смерти Антионы он женился на сестре Ариадны, Федре, и имел от нее сыновей Акаманта и Демафонта. Т. принимал также участие в походе аргонавтов и в калидонской охоте. Замечательна была его дружба с лапифским царем Пейрифоем, который помог ему похитить Елену. Однако диоскуры в отсутствие Т. взяли Афидну, где была спрятана Елена, и взяли в плен мать Т. Эфру (см. Aethra, Эфра). T. же помогал Пейрифою при изгнании кентавров (см. Peirithous, Перифой) и спустился с ним в подземное царство, чтобы похитить для него супругу Аида. Но за такую дерзость Аид велел Эриниям наказать обоих, и они приросли к скалам, на которые сели в подземелии. Впоследствии Геракл освободил обоих или же только одного T. Verg. Aen. 6, 393. 617 (Ноm. Od. 11, 631 стих вставлен после). По возвращении из Аида Т. нашел на своем престоле Петеева сына Менесфея и настроение граждан неблагоприятным для себя. Тогда он отправил детей своих на Эвбею к сыну Халкодонта, Элефенору, проклял на Гаргетте афинян и удалился в Скир, где был сброшен царем Ликомедом со скалы в море, по другому преданию, он сам, споткнувшись, упал в пучину. Сыну его Демафонту удалось возвратить отцовскую власть в Афинах. Впоследствии афиняне почитали Т. как героя; останки его по приказанию Дельфийского оракула были перенесены Кимоном из Скира в Афины и над его могилой выстроен был великолепный храм ?? ???????, ок. 465 г. до Р. X. (Thuc. 1. 98. Plut. Thеs. 36). Праздник в честь его, ??????, праздновался 8 пианепсиона, кроме того, Т. и Посейдону был посвящен 8-й день каждого месяца. Т. принадлежит в героям посейдонского цикла мифов, Посейдон назывался его отцом, и Т. было первоначально только прозвище этого бога. Посейдон был национальный бог ионян, а Т. их главным героем, и афиняне старались придать ему такой же блеск, какой доряне придавали своему Гераклу. Поэтому многие приключения Т. представляют копию с подвигов Геракла и, как это бывает при подражаниях, превосходят образец. Впрочем, ионический герой никогда не достигал той славы, какой пользовался у всех греков Геракл. Афиняне считали Т. основателем и учредителем своего государства, само имя его имеет такой смысл (производное от ??????). ?. изображался подобно Гераклу; обыкновенно он представляется безбородым юношей с крепким телосложением, напоминающим Геракла, но с менее развитыми мускулами, указывающими более на ловкость в борьбе: он считался изобретателем палестры. Волосы его не так курчавы, как у Геракла. В более древних изображениях он представлен держащим меч, в позднейших — дубину и львиную шкуру. ср. биографию Т. у Плутарха.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
264.69 кб

Культовые формы помощи в традиционном хакасском обществе (почитание тёсей)

Макина Анастасия Ивановна
Анализу хакасских фетишей тёсей посвящено большое количество работ, но их систематизация с точки зрения выполнения функций помощи представлена в данной статье впервые.
Читать PDF
126.71 кб

Тесей с мечом и клубком ниток в сетях Ариадны (заметки на полях пьесы В. Пелевина)

Разинов Юрий Анатольевич
Статья посвящена семантике лабиринта, как одного из универсальных символов культуры. При этом различаются три модели лабиринта.
Читать PDF
101.27 кб

Миф о Минотавре в художественном сознании XX В. (Андре Жид "Тесей", Хулио кортасар "Цари", Хорхе Луи

Кузнецова Н. В.
Читать PDF
91.59 кб

Особенности художественного мифологизма в романе Мэри Рено «Тесей»

Артамонова Мария Валериевна
В статье раскрываются основные моменты развития литературного мифологизма в истории литературы и их специфика их функционирования в дилогии М. Рено "Тесей". В романе М.

Похожие термины:

  • Тесей (Тезей)

    греч. ?????? Theseus)    легендарный афинский герой, сын царя Эгея и трезенской царевны Этры (Эфры). По преданию, Т. освободил Аттику от владычества критского царя Миноса; отправившись вместе с обреченным