ТИБЕТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТИБЕТ
китайский Сицзан-Цзычжицюй - административный центр Лхаса. Тибетское государство возникло в VII в. В XIII—XIV вв. Т. находился в зависимости от монголов. В XVII в. глава буддийской (ламаистской) секты гэлукба далай-лама стал духовным и светским главой страны. С XVIII в. в составе Китая, включен маньчжурской династией Цин при сохранении правительства далай-ламы. В 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Т. В 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В 1965 г. создан Тибетский автономный район.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Тибет
Тибет (Tibet or Xizang), обл. в Центр. Азии, до периода кит. династии Цинь в осн. независимая от Китая. В 607 г. Т. был впервые объединен, и к 8 в.здесь сложилась обширная империя от Ланьчжоу (Китай) до Кашгара (Ср. Азия) и на Ю. до совр. Калькутты (Индия). Нек-рое время был серьезным соперником империиТан. Хубилай завоевал Вост. Т. и признал ламаизм (контролировавший все стороны жизнедеятельности человека). В 16-17 вв. обращенные в ламаизм Монголия и Китай вели споры по поводу преемников далай-ламы. Цинь провела неск. походов в Т. и в 1720 г. установила протекторат, включив Т. в китайскую империю. Далай-лама сохранил положение светского и духовного властителя на терр. Т.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Тибет

Тибетское государство во второй половине VIII и в IX в.
Во второй половине VIII в. Тибетское государство достигло значительной силы, распространив свою власть на прилегавшие к Тибету области Средней Азии и Восточного Туркестана. На севере к Тибету отошла вся территория, заселенная тангутами и тогонцами (тугухунь) — одним из сяньбийских племен, на востоке — часть китайской провинции Сычуань. На западе тибетцы владели четырьмя округами, входившими в среднеазиатскую провинцию Танской империи.
В это время в Тибете шло интенсивное развитие феодальных отношений. Господствующим классом в стране являлись феодалы, крупные земельные собственники, эксплуатировавшие труд зависимых земледельцев и скотоводов. Известное влияние на укрепление и развитие феодальных отношений оказало соседство Тибета с Китаем — на востоке и со Средней Азией — на западе, т. е. со странами, в те времена передовыми и культурными. Связь с этими странами способствовала и подъему тибетской культуры.
Не менее значительным было влияние Индии и Непала, связанное и с распространением в Тибете буддизма. Некоторые тибетские правители второй половины VIII и первой половины IX в. выступали как ревностные покровители буддийской церкви. В стране появилось много монастырей. На тибетский язык переводились с санскрита буддийские сочинения. Из Индии призывались известные проповедники буддизма. Так, при Тисрон-дэбцзане (740—786) из Индии прибыл Падма Самбхава. С ним связано оформление тибетской разновидности буддизма, в которой большое место занял так называемый тантризм — мистическое учение о влиянии сверхъестественных сил на жизнь. Выходцы из Индии вместе с буддизмом распространяли в среде господствующего класса Тибета индийскую образованность, знакомили тибетцев с санскритом и индийской литературой.
Покровительство тибетских правителей буддизму объяснялось не только их стремлением найти в буддийской религии и церкви опору для своей власти над эксплуатируемым населением, но и соображениями внешнеполитического порядка Содействуя распространению буддизма, тибетские правители обеспечивали дружеские отношения с государствами Непала и Индии. Поддержка же этих государств была нужна тибетским правителям в их отношениях с Танской империей. Буддизм был и одним из орудий внешней экспансии: тибетские правители старались путем насаждения буддизма в Восточном Туркестане укрепить свое влияние в этом районе.
Развитие феодализма в Тибете сопровождалось борьбой между феодалами. С внешней стороны эта борьба принимала нередко форму религиозных распрей. Одни феодалы поддерживали буддийскую церковь, другие же отстаивали старую религию Тибета, так называемую бон, восходившую к примитивным верованиям в добрых и злых духов, в магию, т. е. к верованиям, характерным для общества, стоящего на первобытно-общинной ступени развития. Но эта внутренняя борьба в то время еще не разрослась до размеров, могущих угрожать политической целостности государства. У феодалов были сильны общие интересы, выражавшиеся в стремлении укрепить свое господствующее положение в обществе и вести активную внешнюю политику.
Попытки военных захватов делались по двум направлениям: в сторону Китая и в сторону Восточного Туркестана. Восточный Туркестан привлекал тибетских феодалов главным образом тем, что по нему проходили торговые пути между Востоком и Западом, контроль же над этими путями обеспечивал постоянный источник крупных доходов в виде пошлин и сборов. В связи с этим мирные отношения, установившиеся между Тибетом и Китаем в 730 г., в 40-х годах VIII в. были прерваны. Начались новые вторжения на китайскую территорию. В 763 г. тибетцам удалось на некоторое время захватить даже танскую столицу, и империя лишь с большими усилиями отразила их нашествие. Мирные отношения установились только в 822 г. В этом году в Лхасе был заключен договор Тибета с Китаем. В торжественной обстановке обе стороны принесли клятву соблюдать верность договору. Текст клятвы был выгравирован на каменной стеле, которая и была водружена в столице Тибета. Эта стела стоит и до сих пор как символ мирных отношений обоих народов.
Тибет в IX—XII вв.
Последующая история Тибета характеризуется распадом того относительно единого раннефеодального государства, которое существовало в Тибете со времени Сронцзан-гамбо (VII в.). Начались распри среди тибетских феодалов, вновь принявшие форму борьбы между приверженцами старой тибетской религии и сторонниками буддизма. Противникам королевской власти удалось убить короля Ралпачана (816—838), опиравшегося на буддийскую церковь, и возвести на трон его брата — Дарму (Ландарму).
После этого началось преследование буддизма: закрывались монастыри, обращались в мирское состояние монахи, сжигались буддийские сочинения. Индийцы, занимавшиеся в Тибете переводом буддийских книг на тибетский язык, бежали на родину. В основе этих событий лежала борьба феодалов за дележ монастырских богатств и владений, за превращение многочисленных монахов в земледельцев, ремесленников и скотоводов, труд которых могли бы эксплуатировать светские феодалы.
После Смерти Дармы (842 г.) на престол были возведены два его сына от разных жен. Каждый из них являлся ставленником определенной феодальной группы. Это повлекло за собой новую вспышку ожесточенной борьбы между феодалами. Страна распалась на ряд независимых и враждующих друг с другом владений. Распад могущественного Тибетского государства имел своим последствием усиление той ветви тибетцев, которая обитала за пределами собственно Тибета. Это были тангуты, жившие в районе Кукунора и Амдо. В 875 г. один из вождей тангутов — Тоба Сыгун установил свою власть над частью нынешней провинции Нинся. Этим самым было положено начало тому тангутскому государству, которое с XI в. под китайским наименованием Си-Ся превратилось в одно из крупных феодальных государств Центральной Азии.
Усиление тангутов сказалось на внутреннем положении Тибета: новая военная опасность заставила феодалов северо-восточной части страны объединиться. В 1015 г. в этой части Тибета и в прилегавших к ней районах Кукунора образовалось новое Тибетское государство. Оно продержалось до 1130 г. и пало под ударами чжурчженей, завладевших за несколько лет до этого северной частью Китая. Власть правителей северо-восточного Тибетского государства лишь в очень слабой степени распространялась на западную и южную части Тибета. Эти районы жили во многом обособленной жизнью. Там продолжали господствовать крупные феодалы, слабо связанные друг с другом.
Между тем гонения на буддистов в Тибете прекратились, и буддийская церковь стала постепенно восстанавливать свою силу. Вновь открывались монастыри и росло число монахов. Особенно быстро усилилась буддийская церковь в Южном и Западном Тибете, где снова появились проповедники буддизма из Индии. Среди них особое значение в истории тибетского буддизма получил Атиша, один из известных индийских проповедников и писателей. Поселившись в первой половине XI в. в Тибете, он вместе со своими учениками целиком отдался проповеди новой разновидности буддизма, получившей наименование секты кадампа. Эта секта насаждала в монашестве строгий аскетизм и развивала тот мистический тантризм, начало которому было положено еще при Падма Самбхава. Атиша явился подлинным родоначальником ламаизма, который в дальнейшем утвердился не только в Тибете, но и в Монголии. Для ламаизма характерен отход от пантеизма в деизм и мистику, развитие учения о перерождении, создание обширного пантеона богов. Церковная организация ламаизма строится на авторитете «учителей» — лам, т. е. духовенства, высшими представителями которого с XV в. стали далай-лама и панчень-лама.
Среди буддийских деятелей XI в. должен быть особо отмечен Миларайба, который может быть назван самым выдающимся представителем средневековой тибетской литературы. Гимны, составленные Миларайба, свидетельствуют о нем, как о большом поэте. Его автобиография свидетельствует о нем, как о выдающемся прозаике. Характерно, что Миларайба писал на простом, понятном всем языке. Религиозное содержание гимнов Миларайба не помешало выявиться в его поэзии мотивам скепсиса, искании и апелляции к человеческому разуму, стремящемуся к познанию. В гимнах Миларайба вместе с тем ярко выражены пантеистические элементы, делавшие для него все существующее в мире единым целым. Мотивы пантеизма представлены и в его автобиографии, в которой, помимо сведений о жизни автора, даются картины быта Южного Тибета того времени.
Рост влияния буддийской церкви и умножение богатств монастырей привели к тому, что многие светские феодалы начали превращаться в церковных. Они принимали различные духовные звания, входили в ряды князей церкви и таким образом открывали себе путь к присвоению новых земельных владений. Так создавались предпосылки для превращения Тибета в теократическое государство.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958

ТИБЕТ
кит. Сицзан), Тибетский автономный район, - расположен в юго-зап. части КНР, на Тибетском нагорье. Площ. 1,2 млн. км2. Нас. ок. 1,25 млн. чел., в осн. тибетцы и китайцы. Адм. ц. - г. Лхаса.

В этническом и историческом отношении с терр. совр. Тибетского автономного района тесно связаны также значит. части совр. пров. Цинхай, Сычуань, а также часть пров. Ганьсу и Юньнань; поэтому в ист. лит-ре под Т. часто понимается не только терр. Тибетского автономного района, но и весь обширный р-н, населенный тибетцами (площ. ок. 2 млн. км2).

Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившихся на терр. Т. ок. 6-5 вв. до н. э. и смешавшихся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть цянов перешла к земледелию, освоила выплавку металлов, строительство ирригационных сооружений. Разложение первобытнообщинного строя привело в нач. 7 в. к объединению всех осн. тибетских племен во главе с Намри - правителем Ярлунга (в юго-вост. части терр. Т.). Его сын и преемник Сронцзангамбо (ум. 649), к-рый укрепил позиции центр. власти и вел успешные войны за пределами Т., считается основателем Тибетской империи 7-9 вв. - первого раннефеод. гос. образования на терр. Т. В 1-й пол. 7 в. в Т. появилась письменность. Период расцвета Тибетской империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755-797), при котором тибетские войска заняли терр. совр. Непала, провинций Ганьсу, Цинхай, части Синьцзяна и др. В 787 гос. религией стал буддизм, проникший из Индии, Хотана и Китая.

В 7-9 вв. в Т. складываются феод. производств. отношения. В нач. 9 в. начался упадок Тибетского гос-ва, чему способствовали борьба с уйгурами, арабами, а также длит. войны с Китаем (начались вскоре после установления с ним Тибетом в 7 в. непосредственных контактов и продолжались с перерывами до 9 в.). Воен. неудачи совпали с ослаблением центр. власти, усилением местных правителей-феодалов, недовольных ростом экономич. и политич. влияния буддийского духовенства. В правление Лангдармы (836-842) начались преследования буддистов, а после его убийства Т. распался на самостоятельные феод. кн-ва, наиболее сильным из к-рых было княжество на З. во главе с потомками династии, правившей в Лхасе. В 11-12 вв. в Т. возник ряд буддийских сект (школ), основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими гос-вами.

В 13 в. Т. попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань. В 14-17 вв. в Т. происходила борьба за власть между различными религиозными сектами (монастырями) и светскими феодалами. В сер. 14 в. ведущее положение занял род Пхакмотру, опиравшийся на монастыри секты Дрикунгпа. В сер. 15 в. его сменяет род Ринпунг, к-рый в сер. 16 в., в свою очередь, был оттеснен т. н. царями Цанга, опиравшимися на монастыри секты Карма-па. Однако ни одной из этих династий не удалось создать прочного централизованного гос-ва в масштабах всего Т.

В конце 14 - начале 15 вв. монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту - Гэлуг-ба (т. н. желтоша-почники). С 16 в. глава секты стал носить титул далай-ламы.

В 17 в. Гэлуг-ба вола борьбу со светскими феодалами и с другими сектами за установление своего господства на всем Т. С этой целью 5-й далай-лама Агвантлобсанг-джамцо (1617-82) обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы - царя (правителя области) Цзан. Секта Гэлуг-ба стала господствующей в Т., а ее глава - далай-лама - духовным и светским главой страны. Т. о., был завершен процесс объединения Т. и складывания теократич. формы правления.

В нач. 18 в. Т. стал объектом экспансии цинского Китая, сначала дипломатической, а затем и военной. Вначале династия Цин (1644-1911) попыталась укрепиться в Т. с помощью своего союзника - кукунорского князя Лхабсанга, к-рый, однако, был убит войсками ойратского хана Цэван-Рабдана, занявшими в 1717 Лхасу. Опасаясь усиления Джунгарского (Ойратского) ханства - главного противника в Центральной Азии, цинский двор осуществил ряд военных походов в Т. В 1720 цинские войска заняли Лхасу, разбили джунгарские войска и установили контроль над Т. Одновременно ряд тибетских земель, в т. ч. Амдо, был аннексирован Цинской империей.

Используя противоречия между отдельными группировками духовных и светских феодалов Т. и при помощи ряда карательных экспедиций, к-рые жестоко подавляли антицинские выступления тибетского народа (напр., в 1727-28, 1750), маньчжуры постепенно укрепляли в Т. свои позиции. В 1792 Т. был включен в состав Цинской империи.

Цинский двор посылал в Т. своего резидента, к-рый осуществлял верховный контроль над деятельностью пр-ва далай-ламы. В Т. были размещены гарнизоны маньчжурско-китайских войск. Ведение местных дел, однако, фактически осталось в руках правительства далай-ламы и его органов па местах. В 19 в., по мере углубления общего кризиса Цинской империи, реальная власть маньчжуров в Т. стала постепенно ослабевать.

В конце 19 в. Т. становится объектом экспансии Англии, подчинившей к этому времени непосредственных соседей Т.

В 1903-04 Англия осуществила вооруж. интервенцию в Т. Несмотря на героич. сопротивление тибетского народа, 3 авг. 1904 англ. войска вступили в Лхасу, а 7 сент. 1904 интервенты принудили тибетские власти подписать кабальный договор, устанавливавший зависимость Т. от Англии. Договор не был ратифицирован цинским пр-вом.

Проникновение Англии в Т. вызвало противодействие рус. пр-ва. Под его давлением англ. пр-во вынуждено было признать сюзеренные права Цинской империи в Т., что было отражено в англо-рус. соглашении от 31 авг. 1907, по к-рому обе стороны обязались уважать терр. целостность Т., не вмешиваться в его внутр. управление и сноситься с Т. только через кит. пр-во.

В восточнотибетских областях начались антицинские восстания. Опасаясь отпадения Т., Цины решили вооруж. путем укрепить там свою власть. В 1910 Лхасу заняли войска маньчжурского генерала Чжао Эр-фына. 13-й далай-лама бежал в Индию.

В период Синьхайской революции (1911-13) все цинские войска и чиновники из Т. были изгнаны. В связи со свержением династии Цин 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Т. разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Т. войсками Юань Ши-кая. В результате дипломатического вмешательства Англии в 1913-14 в Симле состоялась англо-китайско-тибетская конференция (см. Симлская конвенция). Был принят проект, предусматривавший широкую автономию и фактическую независимость (с признанием формального сюзеренитета Китая) для тибетских земель, находившихся к этому времени под юрисдикцией пр-ва далай-ламы. Кит. пр-во не ратифицировало Симлское соглашение. Напряженное положение на тибетско-китайской границе сохранялось вплоть до сер. 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками.

В сер. 30-х гг., после смерти 13-го далай-ламы, отношения между нанкинским гоминьдановским пр-вом, занятым отражением япон. агрессии, и Т. несколько нормализовались, однако вплоть до осени 1949 Т. проводил фактически независимую от нанкинского пр-ва политику. Одновременно в Т. сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны в Т. усиливается активность США.

Накануне победы народной революции в Китае контакты с гоминьдановским правительством были прерваны тибетскими властями, а 4 ноября 1949 т. и. Великое собрание, состоявшее из представителей тибетского правительства, монастырей и чиновничества, официально провозгласило "независимость Т.". После победы народной революции в Китае (1949) пр-во КНР сделало спец. заявление по Тибетскому вопросу (20 янв. 1950), в к-ром охарактеризовало действия местных тибетских властей как сепаратистские п резко осудило их. Одновременно оно предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров о мирном урегулировании вопроса. Это предложение не было принято, и в октябре того же года части Нар.-освободит. армии Китая начали продвижение к центр. р-нам Тибета. Тогда тибетские власти решили принять предложение Центр. нар. пр-ва Китая. 23 мая 1951 в Пекине между представителями пр-ва КНР п тибетского пр-ва было заключено "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", к-рое предоставляло Т. право на осуществление нац. автономии под общим руководством пр-ва КНР. Соглашение предусматривало сохранение здесь старой политич. системы, содержало обещание кит. пр-ва помочь развитию производит. сил и культуры тибетского народа.

К 1951 в Т. полностью господствовали феодальные производственные отношения. Вся земля принадлежала трем крупнейшим собственникам - пр-ву, светским феодалам и буддийской церкви (в Т. насчитывалось неск. тыс. монастырей со 150 тыс. монахов). Крестьяне фактически находились на положении крепостных. После 1951 пр-во КНР провело ряд мер для нек-рого облегчения тяжелого положения тибетского народа. Тибетским крестьянам и ремесленникам были предоставлены ден. ссуды, беднейшие земледельцы получили безвозмездно с.-х. орудия и семена. Здесь появилась сеть гос. магазинов и была ликвидирована система низких цен на тибетское сырье и высоких цен на ввозимые товары, появились первые совр. пром. предприятия. Началась работа по ликвидации неграмотности.

В 1959 в Т. произошел мятеж. После подавления мятежа Т. фактически перешел под контроль кит. военных властей. Одновременно были ликвидированы феодальная собственность на землю и теократическая форма правления. В 1965 был создан Тибетский автономный район. Однако больше половины тибетцев, по официальной статистике, проживает вне автономного района - в соседних провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, где созданы 9 тибетских автономных округов, один смешанный автономный округ и два автономных уезда.

В ходе т. п. "культурной революции" в Т. были разогнаны выборные органы власти, призванные осуществлять автономные права тибетского народа. Их место заняли "ревкомы", находящиеся под контролем армии. Насаждались т. н. народные коммуны. Тибетская национальная культура была объявлена "реакционной и феодальной", многие ее памятники уничтожены.

Осн. занятие населения Т. - с. х-во. В басс. р. Брахмапутры - местами земледелие (посевы ячменя, бобовых, картофеля). В большей (высокогорной) части Т. разводят овец, коз, яков (кочевое и полукочевое скотоводство). Т. остается одним из наиболее экономически отсталых районов КНР. Сельское хозяйство базируется на примитивной технике, начавшееся строительство мелких промышленных предприятий не изменило аграрного характера экономики. Жизненный уровень тибетского населения крайне низок.

Источн.: История Тибета и Хухунора, (пер. с кит. Н. Бичурин), ч. 1-2, СПБ, 1833; Тибетская летопись "Светлое зерцало царских родословных", пер. Б. И. Кузнецова, (Л.), 1961; Дас Сарат Чандра, Путешествие в Тибет, пер. с англ., СПБ, 1904; Сун ши (История династии Сун), цзюань 492, в сер.: Эрши сы ши (24 династийные истории), т. 18, Шанхай, 1958; Мин ши (История династии Мин), цзюань 331, там же, т. 24; Roerich N., The blue annals, v. 1-2, Calc, 1949-53; Bacot J., Thomas F. W., Toussaint Ch., Documents de Touen-Houang relatifs а l´histoire du Tibet, P., 1947.

Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Востриков А. И., Тибетская историч. литература, М., 1962; Леонтьев В. П., Иностранная экспансия в Тибете в 1888-1919 гг., М., 1956; Bell Ch., Tibet. Past and present, Oxf., 1924; Petech L., China and Tibet in the early 18th century, Leiden, 1950; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz.,1958; Stein R. A., La civilisation tib?taine, P., 1962; Tucci G., Tibetan painted serolls, v. 1-2, Roma, 1949; Richardson H. E., Tibet and its history, L., 1962 (док-ты в приложении).

В. А. Богословский, Б. П. Гуревич,

Л. И. Думан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Тибет: экскурс вовнутрь и вовне

Хохряков Вадим Вадимович
В статье анализируется книга С.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Буддологические исследования академика Ф. И. Щербатского и Тибет

Андреев Александр Иванович
Благодаря установлению дипломатических отношений России с Тибетом на рубеже ХТХ-ХХ в., Ф.И.
Читать PDF
0.00 байт

Спецкомандирока героя гражданской войны в России Василия хомутникова в Тибет к Далай-Ламе XIII

Убушаев Владимир Бадахаевич, Надбитов Мингиян Валерьевич
В данной статье рассматривается дипломатическая деятельность крупного государственного и военного деятеля Калмыкии Василия Алексеевича Хомутникова, осуществлявшего важное правительственное задание руководства Советской державы.
Читать PDF
319.50 кб

Тибет под патронажем Цин в XVIII В. : особенности взаимодействия

Люлина Анастасия Геннадьевна
Статья посвящена исследованию положения Тибета в системе китайских внешнеполитических отношений периода Цин XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Международная научная конференция «Тибет глазами российских путешественников» (6-7 июня 2014 г. , г.

Куканова В.В.
Читать PDF
0.00 байт

Шаумян Т. Л. Россия, Великобритания и Тибет в «Большой игре». М. , 2017

Читать PDF
393.78 кб

Ойраты и Тибет в XVII-XVIII вв. : об освещении некоторых событий, связанных с хошутами и джунгарами,

Бакаева Эльза Петровна
В статье рассматриваются события, связанные с участием ойратов в политической жизни Тибета в XVII-XVIII вв., освещаются некоторые факты, иллюстрирующие отношения светской и духовной власти.
Читать PDF
311.37 кб

Тибет в русской литературе

Бекметов Ринат Ферганович
В статье рассматриваются вопросы рецепции тибетской культуры в русском литературном сознании.
Читать PDF
380.93 кб

Южный Тибет (Таванг) в китайско-индийских отношениях

Чжун Жуй
Статья посвящена изучению особенного положения, которое занимает регион Таванг (находится в составе индийского штата Аруначал-прадеш, иначе Южный Тибет) в системе китайско-индийских отношений.
Читать PDF
324.59 кб

Как и почему Тибет стал «Центральной страной» буддизма

Урбанаева Ирина Сафроновна
В статье рассматриваются причины, по которым именно индийский буддизм стал духовной основой тибетской цивилизации, а Тибет – «центральной страной» буддизма.

Похожие термины:

  • Тибет (Смцзян)

    Тибет (Смцзян) (Tibet or Xizang), автономный р-н в составе Китайской Народной Республики. Формально оказался под контролем Китая в кон. 18 в., но к кон. 19 в. стал по сути независимым гос-вом, управляемым главой