ТИЦИАН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Тициан
(Тициано Всчеллио) (1476/77 1576), итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных переживаний (например, «Даная», «Прометей», «Денарий кесаря»). Как и у подавляющего большинства мастеров эпохи Возрождения, в его творчестве преобладают сюжеты из античной мифологии.

Источник: Словарь античности. 1989

ТИЦИАН
Вечеллио (ок. 1487–1576) — итальянский живописец, представитель венецианской школы, один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения. Тициан воплотил в своем творчестве гу-манистические идеалы своей эпохи. Его жизнеутвер-ждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, отражением глубоких конфликтов своего времени. Живописное наследие Ти-циана, созданное на протяжении почти семидесятилет-него творческого пути, состоит приблизительно из 130 полотен. Работавший исключительно как живописец и предпочитавший технику масляной живописи, он так-же владел и техникой фрески, делал рисунки для гравюр на дереве. Ему свойственно многообразие жанров, включающее религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портрет, пейзажные рисунки, мно-гофигурные исторические композиции. Интерес к пей-зажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит отличают ранние работы Тициана («Христос и грешница» (1511); «Цыганская мадонна» (1512); «Флора» (1514) и др.) Спокойные и радостные образы этих его картин отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью.
Особый период творчества Тициана связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в ту эпоху главным культурным центром Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы («Вознесение Марии» (1516–18); «Празднество Венеры» (1518); «Положение во гроб» (1520) и др.). Произведения этого периода отличаются интенсивным контрастом синих и красных цветов, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Рубеж 1530–40-х годов стал в творчестве Тициана временем расцвета портретного искусства. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и досто-инство, лицемерие и подозрительность («Федериго Гонзага» (1520); «Ипполито Медичи» (1533); «Дож Ан-дреа Гритти» (1535). Модели Тициана предстают как сильные, яркие личности, чья индивидуальность проступает не только в чертах лица, но и во всем компози-ционном строе портретов, их ритмическом и цветовом решении. Вершиной творчества Тициана-портретиста являются портреты 1540-х гг., несущие отпечаток более сложного, иногда драматического представления о мире и человеке. Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, агрессив-ный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере («Папа Павел III» (1543); «Пьетро Аретино» (1545).
Последний период творчества Тициана (1550–70-е гг.) совпал с завершающим этапом истории венецианского искусства — Поздним Возрождением. В этот период меняется соотношение жанров в его творчестве. Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени. Тици-ана больше интересуют религиозные и мифологические композиции («Святой Иероним» (1553); «Положение во гроб» (1559); «Венера перед зеркалом» (1560). В произведениях этого цикла Тициан достиг вершин живописного мастерства и глубокого эмоционально-психологического толкования религиозных и мифологических тем. В основе колорита его поздних произведений лежит сложный красочный хроматизм: цветовая гамма строится на тонких оттенках коричневого, синестального, розово-красного, бледнозеленого цветов. Из сочетания этих цветов рож-даются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Искусство Тициана оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, от творчества крупнейших художников XVII в. Ру-бенса и Веласкеса до живописи XX века.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ТИЦИАН
Тициано Вечеллио, tiziano vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, близ Венеции – 1576, Венеция), итальянский живописец, один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 г. помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523 гг.), Мантуе (1536–37), Урбино (1542–44), Риме (1545–46), Аугсбурге (1548 и 1550–51 гг.) и при дворе испанского короля в Мадриде.
Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н. «Цыганская мадонна»; все – нач. 1510-х гг.) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. илл. на с. 351), он в это время дописывал. С Джорджоне Тициана роднит интерес к пейзажу, поэтичность замысла, лирическая созерцательность, тонкий колорит. К сер. 1510-х гг. Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. Живописные образы этого периода отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок. 1515–16 гг.; «Флора», ок. 1515 г.; «Динарий кесаря», 1518). Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок. 1520 г.).
На кон. 1510-х – 1530-е гг. приходится расцвет творчества Тициана, во многом связанный с общественным подъемом в Венеции. Художник писал монументальные композиции, исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии», или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. 1516–18 гг.). Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518; «Вакх и Ариадна», 1523; «Положение во гроб», 1520-е гг.). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534–38; «Мадонна семейства Пезаро», 1526; «Венера Урбинская», 1538).
В кон. 1530-х – 1540-х гг. созданы многие лучшие портреты Тициана. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548; см. илл. на с. 421; «Ипполито Медичи», 1532–33; т. н. «Ла Белла» – «Красавица», ок. 1536 г.; «Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545–46). Тициан находил для каждого портрета индивидуальное композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
С сер. 16 в. начался поздний период творчества Тициана. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок. 1554 г.; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг.). Поздние картины на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических коллизиях бытия. Героев этих полотен, исполненных глубокого трагизма, отличают цельность характеров, стоическое мужество («Св. Иероним», ок. 1552 г.; «Положение во гроб», 1559; «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян»; обе – 1560-е гг.). Золотистая колористическая гамма построена на неуловимых оттенках коричневого, серо-синего, розово-красного, блекло-зеленого. Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем (мастихином), и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалевка, обнажая местами зернистую фактуру холста.
Изобретенная Тицианом свободная манера письма, психологизм его портретов оказали ощутимое влияние на последующее развитие европейской живописи от П. Веронезе и Я. Тинторетто до Э. Делакруа и Э. Мане.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ТИЦИАН
ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576) Веласкес о Тициане: «В Венеции – все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи, знаменосцем которой является Тициан». Работы Тициана отличаются богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Помимо композиций на темы Священного Писания и античной мифологии, художник писал портреты, и его считают лучшим портретистом XVI века. Тициано Вечеллио родился в Пьеве?ди?Кадоре, маленькой деревне в Доломитовых Альпах, в семье Грегорио Вечелли. Год рождения Тициана точно не известен. В самом начале нового века мальчик переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, а затем учится у Джентиле и Джованни Беллини, самого популярного живописца Венеции того времени. Первые работы Тициана выдают влияние Беллини, а также Дюрера, с гравюрами которого его познакомил учитель. В 1507 году Тициан переходит в мастерскую Джорджоне, где остается до смерти последнего в 1510 году. В 1508 году, по свидетельству Дольче, Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в Венеции. В 1511 году Тициан делает росписи в Скуола ди Санто в Падуе. Здесь он предстает как настоящий монументалист. Его фрески обретают особую весомость, собранность, значительность. В других ранних работах Тициана, таких как «Цыганская мадонна» (около 1511–1512), «Св. Собеседование» (около 1512–1514), «Три возраста» (около 1513–1514), еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» (около 1514–1515) лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. Это одно из первых произведений художника, в котором ярко раскрывается его своеобразие. «Цель Тициана – передать определенное душевное состояние, – пишет Ю.Д. Колпинский. – Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел». В 1513 году Тициан получает приглашение от друга Рафаэля, прославленного гуманиста кардинала Пьетро Бембо поступить на службу к папе Льву X, но отвергает его. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам документов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников. В 1516 году от приора монастыря Санта?Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На полотне изображено вознесение мадонны. «Полная мощи, – пишет Бернсон, – вздымается Богоматерь над покорной ей Вселенной… Кажется, во всем мире нет силы, которая могла бы противостоять ее свободному взлету на небо. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью, и их ликующая радость действует на нас подобно восторженному взрыву оркестра в финале "Парсифаля" Вагнера». После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициан получает «Сенсерия» Фондако деи Тедески – привилегию писать портрет правящего дожа и годовое содержание в 100 дукатов. Работы Тициана 1515–1520 годов («Мадонна с вишнями», «Мадонна с четырьмя святыми», «Динарий кесаря») отличает энергия светотеневой лепки и цветового звучания. По заказу феррарского герцога Альфонсо дЭсте, своего влиятельного покровителя, Тициан пишет серию мифологических композиций: «Приношение Венере» (1518), «Вакханалия» (1518–1519), «Вакх и Ариадна» (1523) – большие по формату многофигурные композиции, отличающиеся напряженной динамикой. В них чувствуется влияние сочинений Катулла и Филострата. Примерно с 1519 года по 1522 год художник работает над полиптихом для церкви Санти?Надзаро э Чельсо в Брешии. «Великолепная фигура св. Себастьяна в "Вознесении Христа" предстает перед нами в титаническом напряжении всех сил, пытаясь, подобно "Рабу" Микеланджело, разорвать связывающие ее путы, – пишет И.А. Смирнова. – Картина эта свидетельствует и о том, что, стремясь изображать человеческую фигуру в сложных позах и ракурсах, Тициан начинает изучать ее более внимательно, тщательно штудировать натуру, его рисунок теперь приобретает особую крепость и уверенность». В 1526 году Тициан завершает «Мадонну Пезаро» для бокового алтаря церкви Санта?Мария Глариоза деи Фрари в Венеции. Отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Острыми портретными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики – семейство Пезаро. В феврале 1523 года художник едет в Феррару. Он получает первые заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи. По заказу дожа Андреа Гритти пишет его портрет и фреску «Св. Христофор» во Дворце дожей. В 1525 году Тициан женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Еще через три года мастер в очередной раз работает в Ферраре и занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти?Джованни э Паоло картины «Убиение Петра?мученика». С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение. Как пишет Вазари: «Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображенным каким?либо другим художником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством. Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства с Немецкого подворья, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. Портреты Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впоследствии императора, и его обоих сыновей, Максимилиана, ныне императора, и его брата. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла, герцога Саксонского, когда тот был в заточении. Однако что за потеря времени все это перечислять. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим». В 1540?е годы Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» – в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540–1541; «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546; «Семья Вендрамин», до 1547; «Карл V», 1548; «Карл V под Мюльбергом», 1548). Вообще тридцатые–сороковые годы, наверное, самый успешный период творческой деятельности Тициана. Художник живет всей полнотой интересов своего времени. Что позволило Лодовико Дольче сказать: «Он великолепный, умный собеседник, умеющий судить обо всем на свете». Тициан создает в это время несколько шедевров, где человек и мир, сохраняя свою титаничность, приобретают и все большую неповторимость. В композиция «Введение во храм» (1534–1538) яркие и сильные характеры выступают во всей своей определенности и образуют целостную группу, объединенную общим интересом к происходящему событию. На вершине огромной серой лестницы стоят первосвященник и священники. А на середине ступеней маленькая девочка, голубая, в желтом ореоле, поднимается, придерживая свое платье. В ней нет ничего возвышенного, она выхвачена из жизни. Она протягивает свою руку к первосвященнику, как бы настораживаясь и спрашивая его, чего он от нее хочет. Пышная процессия женщин и мужчин в длинных одеждах развертывается внизу лестницы. Зритель ощущает себя в реальном городе, населенном горожанами и крестьянами, но в городе, украшенном древностями, грандиозном своими постройками, разубранном искусством, озаренном солнцем, заключенном в благородный и богатый пейзаж. Счастливый Тициан любит мир, понимает его и воспроизводит его, улучшая, но не пересоздавая и не уничтожая. Самое прославленное произведение Тициана создано на светский сюжет – это «Венера Урбинская» (1538). Мифологическая тема не более чем предлог для изображения женщины, гордящейся красотой своего обнаженного тела. «Пожалуй, в истории европейской живописи нет более свежего, соблазнительного и притягательного образа обнаженной женщины, – пишет Н. Харрис. – В ее чувственности нет ничего грубого. На протяжении столетий поза "Венеры Урбинской" и окружающая ее обстановка неоднократно воспроизводились и варьировались: достаточно вспомнить скандально известную, "слишком современную" "Олимпию" французского импрессиониста Эдуара Мане». В сороковые годы Тициан много путешествует. Так в 1543 году художник едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Он пишет портрет Павла III по его заказу. Через два года Тициан посещает Рим, где его принимают кардинал Алессандро Фарнезе. В сопровождении художника Себастьяно дель Пьомбо он осматривает художественные памятники Рима. Микеланджело вместе с Вазари посещают Тициана в его мастерской. Получив 19 марта 1646 года диплом почетного гражданина Рима, художник возвращается в Венецию. Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио». В пятидесятые годы Тициан продолжает обращаться к мифологической тематике и воспеванию женской красоты («Даная», 1553–1554; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», около 1560). К этим образам близка знаменитая «Кающаяся Мария Магдалина» (1560). В то же время характер творчества художника меняется, в его религиозных композициях начинает доминировать драматическое начало («Мученичество св. Лаврентия», 1555; «Положение во гроб», 1559). «Существенный перелом происходит на рубеже 1550–60?х годов, – пишет И.А. Смирнова. – Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: "Диана и Актеон" и "Диана и Каллисто" (1559), "Похищение Европы" (1562), "Охота Дианы" (около 1565). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой "поздней манеры", характерной для последних работ Тициана ("Св. Себастьян", 1565–1570; "Пастух и нимфа", около 1570; "Наказание Марсия", 1570?е годы; "Оплакивание Христа", 1576). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство "поздней манеры" не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время». В последний период своего творчества Тициан вновь обратился к религиозной тематике. Такие шедевры, как «Коронование терновым венцом» (1570–1576) и «Пьета» (1570–1576), достигают вершин драматической экспрессии. О методе работы в этот период рассказал венецианский писатель Марко Боскини со слов ученика Тициана Пальмы Младшего. Тициан «…поворачивал холсты лицом к стене и оставлял их так в течение нескольких месяцев; а когда снова брался за кисти, он изучал их так сурово, будто они были его смертельными недругами, чтобы обнаружить в них ошибки; и, обнаружив что?либо, не соответствовавшее его замыслу, он как благодетельный хирург… начинал прибавлять и убавлять… Работая так, переделывая фигуры, он доводил их до высшего совершенства, какое может дать Природа и Искусство. И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. И так постепенно он облекал фигуры в живую плоть, снова и снова повторяя тот же процесс, пока им, казалось, не хватало только дыхания; никогда не писал он фигуры alla prima… Последние мазки он накладывал, объединяя пальцами цвета, сближая их с полутонами и объединяя одну краску с другой; иногда он пальцем накладывал темный штрих где?либо в углу, чтобы усилить его, иногда – мазок красного, подобный капле крови… И Пальма заверял меня, что оканчивал он картины больше пальцами, чем кистью». Замечательны два автопортрета (около 1562 и 1567), где художник изобразил себя старцем, исполненным высочайшего достоинства и мудрости, приходящей с годами. Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров. «Тициан – наиболее алчный из людей, когда?либо созданных природой», – писал придворный герцога Урбинского. «Ради денег он сделает все что угодно», – вторил ему испанский посол. Однако великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей. Тициан умер 27 августа 1576 года. На следующий день его торжественно похоронили в венецианской церкви Санта?Мария Глориоза деи Фрари.

Источник: 100 великих художников. 2004

Тициан
, собств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО (Tiziano Vecellio). Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве-ди-Кадоре) - 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом. (Tiziano Vecellio) Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве-ди-Кадоре) — 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста С. Дзуккато. Затем учился в мастерских Джентиле и Джованни Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне; в 1508 работал вместе с ним над росписями Фондако деи Тедески, после смерти Джорджоне (1510) заканчивал его картины. В 1517 получил должность официального живописца Венецианской республики. С 1516 одним из его заказчиков стал герцог Феррары Альфонсо д’Эсте, с 1524 — маркиз Мантуи Федериго Гонзага, с нач. 1530-х — император Карл V, с 1534 — урбинский герцог Франческо Мария делла Ровере, с 1543 — папа Павел III, с 1552 — испанский король Филипп II. В 1534 получил от императора Карла V титул графа Палатинского. Работал в Венеции, Падуе (1511), Ферраре (1519, 1524, 1529), Мантуе (1529, 1530-е), Урбино (1536), Болонье (1530, 1543), Риме (1545—1546), Аугсбурге (1548, 1550). Был тесно связан с интеллектуальными кругами Венеции; многолетняя дружба соединяла Тициана с писателем, публицистом и художественным критиком П. Аретино и ведущим архитектором Венеции Я. Сансовино. Живописное наследие Тициана, созданное на протяжении почти 70-летнего творческого пути, огромно: включает не менее 120—130 полотен, не считая работ, вышедших из его мастерской, а также не дошедших до нас, но упомянутых в источниках XVI в. Работавший исключительно как живописец и предпочитавший технику масляной живописи, он владел и техникой фрески, оставил ряд превосходных подготовительных рисунков, делал рисунки для гравюр на дереве. В творчестве Тициана воплотились неповторимое своеобразие и жизненная сила венецианского Возрождения, присущее венецианской школе чувственное богатство восприятия мира во всем многообразии его форм и красок. Ему равно доступны и героический пафос, и светлая радость бытия, сила эмоций и нюансы душевных состояний, идеальная возвышенность и тяготение к жизненной конкретности, деталям и приметам современной ему венецианской жизни. Ему свойственно многообразие жанров, включающее религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портрет, пейзажные мотивы, традиционную для Венеции "историю" — многофигурную сцену с элементами исторической композиции; в гравюрах на дереве, сделанных по рисункам Тициана, преобладает жанр сельской сцены. Долгий жизненный путь Тициана, совпавший с расцветом Высокого Возрождения и с Поздним Возрождением, наложил отпечаток на его творческие поиски и сложный путь познания мира — от чувства полнокровной радости бытия до сознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Творческое формирование Тициана связано отчасти с Джованни Беллини и в большей мере с Джорджоне, традиции которого вплоть до сер. 1510-х сказываются в работах Тициана, его обращении к теме сельской идиллии, пасторали, пейзажу. В то же время уже картины 1-й пол. 1510-х (Цыганская Мадонна, ок. 1511—1512, Вена, Музей истории искусства; Св. собеседование, ок. 1512—1514; Три возраста, ок. 1513—1514, обе — Эдинбург, Нац. галерея Шотландии; Флора, ок. 1514, Флоренция, галерея Уффици) отличает более полнокровное, мажорное восприятие мира. Оно находит выражение в чувственной прелести образов, праздничной полнозвучности красок аллегорической сцены Любовь земная и Любовь небесная (1514, Рим, галерея Боргезе). В работах 2-й пол. 1510-х от серии полуфигурных композиций, изображающих Мадонну со святыми (Мадонна с вишнями, Вена, Музей истории искусства; Мадонна с четырьмя святыми, Дрезден, Картинная галерея), до построенного на драматическом контрасте образов Динарии кесаря (ок. 1515—1516, Дрезден, Картинная галерея) нарастают монументальное начало, мощь светотеневой лепки и цветового звучания, эмоциональная яркость образов. Эти тенденции нашли развитие в семиметровом алтаре Ассунта (Вознесение Девы Марии, 1516—1518, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари), открывшем новый этап в творчестве Тициана и истории венецианского Высокого Возрождения. По монументальности и мощи изобразительного языка, титаничности образов этот алтарь сопоставим только с живописными работами Микеланджело. Героическая патетика Высокого Возрождения определяет и религиозные композиции 1520-х: многостворчатый алтарь Вознесение Христа (ок. 1519—1522, Брешия, церковь Санти Джованни э Чельсо), Положение во гроб (ок. 1525—1526, Париж, Лувр), погибшее в XIX в., но известное по копиям и гравюрам Убиение Петра Мученика (1528—1530), написанное для венецианской церкви Санти Джованни э Паоло. Работавший в ранние годы в тонкой сплавленной манере, моделировавший форму легкими переходами прозрачной светотени, избегавший сложных поз и открытых жестов, Тициан с кон. 1510-х начинает разрабатывать более сложный, эмоциональный изобразительный язык, основанный на мощи красочных аккордов, сильном, взволнованном движении, приобщается к разработанной мастерами флорентийско-римского Возрождения богатейшей системе поз, ракурсов, пластически выразительных жестов. Это отличает не только религиозные, но и мифологические композиции кон. 1510 — нач. 1520-х — серию Вакханалий, написанных для феррарского герцога Альфонсо д’Эсте (Праздник Венеры, ок. 1518—1519; Праздник на Андросе, ок. 1520, обе — Мадрид, Прадо; Вакх и Ариадна, ок. 1522—1523, Лондон, Нац. галерея), в которой мир античных мифов предстает полным ликующих жизненных сил. На рубеже 1520—1530-х в творчестве Тициана появляются новые мотивы, наметившиеся еще в монументальном алтаре Мадонна Пезаро (1519—1526, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари), где интонации героического триумфа, подчеркнутые динамикой композиции, мощью двух огромных, уходящих в небо колонн, смягчаются приветливостью и женственностью юной Мадонны, мягко склоняющейся с высоты трона к стоящим у его подножия святым и членам семьи Пезаро. В 1530-е образная многоплановость, полифоничность, наметившаяся в Мадонне Пезаро, получает дальнейшее развитие. С одной стороны, Тициан возвращается к мотивам своих ранних полотен (Мадонна с кроликом, ок. 1530, Париж, Лувр; Мадонна со св. Екатериной, ок. 1530, Лондон, Нац. галерея). В Венере Урбинской (ок. 1538, Флоренция, галерея Уффици) Тициан повторяет с некоторыми изменениями позу джорджониевской Спящей Венеры, пропорции ее обнаженного тела, даже тона темно-красного ложа, оттеняющих теплое свечение наготы богини; в то же время он вступает в полемику с Джорджоне, изображая Венеру бодрствующей, переносит ее из идеального вневременного мира природы в освещенный неярким светом покой с двумя служанками у сундуков с нарядами и спящей в ногах собачкой, открывая в этих приметах современности эстетическую среду, достойную прекрасной богини. Одновременно в 1530-е Тициан обращается к традиционному венецианскому жанру "истории", разработанному Джентиле Беллини и Карпаччо. В монументальном полотне Введение во храм (1534—1538, Венеция, галереи Академии) он, перенеся, подобно своим предшественникам, легендарное событие в мир, напоминающий современную ему Венецию, сообщил этому миру новую полноту жизни, эмоциональное богатство, торжественный размах. В написанном в 1538 для Дворца дожей полотне Битва при Сполето, позднее погибшем при пожаре, он, судя по гравюрам и копиям, создал новый тип многофигурной композиции, полной драматического пафоса. Эти драматические интонации усиливаются в работах Тициана 1540-х, завершающих период его творческой зрелости: монументальном полотне "Се Человек" (1543, Вена, Музей истории искусства), Короновании тернием (ок. 1542, Париж, Лувр), плафонах Каин и Авель, Жертвоприношение Авраама, Давид и Голиаф (ок. 1543—1544, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). 1510—1540-е были временем наибольшего расцвета творчества Тициана-портретиста. По свидетельству Вазари, Тициан обратился к портретному жанру еще в мастерской Джорджоне. Но, за исключением Концерта (ок. 1510—1512, Флоренция, галерея Питти), долгое время приписывавшегося Джорджоне, в ранних портретах Тициана (т. н. Ариосто, ок. 1510; Скьявона, ок. 1511, оба — Лондон, Нац. галерея) складывается иной стиль: преобладает эмоциональная сдержанность, спокойная уверенность, величавая широта композиции. В 1520—1530-е Тициан становится ведущим портретистом Италии, создает обширную портретную галерею современников (Юноша с перчаткой, нач. 1520-х, Париж, Лувр; Винченцо Мосит, ок. 1525—1526, Флоренция, галерея Питти; Федериго Гонзага, 1520-е, Мадрид, Прадо; Ипполито Медичи, 1533, Флоренция, галерея Питти; Дож Андреа Гритти, ок. 1535—1538, Вашингтон, Нац. галерея искусства; парные портреты четы урбинских герцогов Франческо Мария делла Ровере и Элеоноры Гонзага, 1536—1538, Флоренция, галерея Уффици). Модели Тициана предстают в них как сильные, яркие личности, чья индивидуальность, характер проступают не только в чертах тонко, однако без излишней детализации прописанных лиц, но и во всем композиционном строе портретов, их ритмическом и цветовом решении. Вершиной творчества Тициана являются портреты 1540-х, несущие отпечаток более сложного, иногда драматического представления о мире и человеке. Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, даже агрессивный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере (Папа Павел III, 1543; Пьер Луиджи Фарнезе, 1546, оба — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Пьетро Аретино, 1545, Флоренция, галерея Питти). Одновременно художника привлекает печальная отрешенность раздумья, нашедшая воплощение в Портрете Ипполито Риминальди (1540-е, Флоренция, галерея Питти). Особое место в творчестве Тициана 1540-х занимают большие портретные полотна, изображающие заказчика или группу заказчиков в полный рост (Обращение Альфонсо д’Авалос к солдатам, 1540—1541, Мадрид, Прадо; Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе, 1546, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Семья Вендрамин, до 1547, Лондон, Нац. галерея; Император Карл V, 1548, Мюнхен, Старая пинакотека; Карл V под Мюльбергом, 1548, Мадрид, Прадо). Эти работы не вписываются в рамки парадного портрета. Друг Тициана П. Аретино назвал этот жанр "историей", видимо, имея в виду внесенное в них Тицианом сюжетное начало. Но историзм тициановских портретов шире. В них есть несвойственное портретистам Возрождения чувство связи человека с историей, реальным течением событий и драматическими коллизиями современности. Последний период творчества Тициана (1550—1570-е) относится к завершающему этапу истории венецианского искусства XVI в. — Позднему Возрождению. Соотношение жанров в его творчестве в эти годы меняется. Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени, хотя он и создает здесь несколько значительных и глубоких работ (Якопо де Страда, ок. 1566—1568, Вена, Музей истории искусства; Автопортрет, 2-я пол. 1560-х, Мадрид, Прадо). Для многочисленных религиозных и мифологических композиций 1550—1570-х характерно более глубокое и драматическое прочтение темы. В 1550-х это драматическое начало иногда проявляется бурно и эффектно, выражается в преувеличенности и патетике жестов, сложности движения (Нисхождение Св. Духа, ок. 1555, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Одновременно Тициан обращается к эффектам ночного освещения (алтарь Мученичество св. Лаврентия, 1555, Венеция, церковь Джезуити), подчеркивает свободное, стремительное движение мазка, мерцание и вспышки цвета на общем темном фоне (Св. Иероним, 1553, Милан, галерея Брера; Положение во гроб, 1559, Мадрид, Прадо). Новое развитие получает в 1550-е и мифологическая тематика, мотив сияющей женской красоты. В Венере с органистом (ок. 1550), втором варианте Данаи (1553—1554), Венере и Адонисе (1554, все — Мадрид, Прадо), Венере перед зеркалом (ок. 1560, Вашингтон, Нац. галерея искусства) красота тициановских героинь приобретает более зрелый, открыто-чувственный характер, их обнаженные тела, написанные в тонкой, сплавленной манере, драгоценно светятся на фоне пейзажей и тканей, становятся центром пронизанного динамическими силами и эмоциями мира. Единство цветущей, полной жизненной прелести красоты и драматической эмоциональности определяет и решение Кающейся Марии Магдалины (ок. 1560, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Важное место в творчестве Тициана кон. 1550-х — нач. 1560-х занимает цикл мифологических композиций на темы Метаморфоз Овидия, написанных для испанского короля Филиппа II и названных самим художником "Поэзиями": Диана и Актеон (1559), Диана и Каллисто (1559, обе — Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), Похищение Европы (1562, Бостон, Музей И. Гарднер), Персей и Андромеда (ок. 1562, Лондон, собрание Уоллес), Охота Дианы (ок. 1565, Лондон, Нац. галерея). В этих полных драматизма, пронизанных стремительным движением полотнах, написанных с несвойственной даже Тициану живописной свободой, уже начинают складываться элементы его "поздней манеры". Она определяет характер его последних работ (Св. Себастьян, ок. 1565— 1570, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Пастух и нимфа, ок. 1570, Вена, Музей истории искусства; Тарквиний и Лукреция, 1570-е, Вена, галерея Академии; Наказание Марсия, 1570-е, Кромержиж, Картинная галерея; Коронование тернием, 1570-е, Мюнхен, Старая пинакотека; Оплакивание Христа, 1576, Венеция, галереи Академии). Их отличает особая живописная структура полотна, воспринимавшаяся некоторыми современниками художника как незаконченность. В этих картинах размыта граница между формами и фоном, нет определенности цвета, поверхность полотна соткана из свободных, наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцем мазков, из тончайших оттенков дополняющих друг друга или контрастирующих красочных тонов, образующих общий серебристо- или золотисто-бурый пространственный фон, из которого как бы на наших глазах рождаются формы и приглушенные, мерцающие краски, возникает величественный драматический мир, одновременно находящийся в становлении и поколебленный до основания. Искусство Тициана оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, на творчество крупнейших художников XVII в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.
Лит.: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964; Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера. М,, 1972; Смирнова И. А. Тициан. М., 1987; Hetzer T. Tizian. Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Mein, 1935; Tietze H. Tizian. Leben und Werk. Wien, 1937. Vol. 1—2; Pallucchini R. Il Tiziano. Firetze, 1969. Vol. 1—2; Panofsky E. Problems in Tizian. Mostly Iconografic. New York, 1969; Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969—1976. Vol. 1—3.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
459.72 кб

История реставрации картины Тициана Вечеллио «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини»

Лапшин Максим Вадимович
В предлагаемой статье рассматривается реставрационная деятельность яркого художника и коллекционера древнерусского искусства П. Д. Корина на примере его работы над известным произведением из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Читать PDF
360.25 кб

Эффекты освещения в произведениях Тициана

Артамонов Юрий Сергеевич
В статье рассматривается эволюция в использовании освещения как композиционного фактора в живописи Тициана. Автором анализируется связь между колористической системой и приемами распределения света.
Читать PDF
197.87 кб

«Орфей и Эвридика» Тициана. К вопросу о влиянии живописи Босха в контексте венецианской школы

Артамонов Юрий Сергеевич
В статье рассматривается проблема влияния произведений Иеронима Босха на раннее творчество Тициана Вечеллио.
Читать PDF
73.68 кб

Проблема возраста в живописи ренессанса на примере картин Джорджоне и Тициана «Три возраста» («Tre e

Петровская Н. И.
Читать PDF
367.87 кб

Аспекты стиля Тициана и проблема генезиса искусства барокко

Артамонов Ю.С.
Читать PDF
446.90 кб

Проблема периодизации стиля Тициана

Артамонов Ю.С.
Читать PDF
224.79 кб

«Мария Магдалина» Тициана: мистицизм любви

Макарова Нина Ильинична
Проводится анализ картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» в свете мистицизма любви популярного течения в позднесредневековом и ренессансном католицизме, развившегося во многом на основе комментариев к библейской книге «Песнь Пе
Читать PDF
111.51 кб

"динарий кесаря" Тициана и "Великий инквизитор" Ф. М. Достоевского: проблема христианского искусства

Медведев Александр Александрович
С точки зрения проблемы христианского искусства в творчестве Ф.М.