ТИХА
ТИХА
Тихе — в греч. миф. божество случая; Т. символиз. изменч. мира, его неустойч. и случайность любого факта личной и обществ. жизни. Имя Т., океаниды и спутницы Персефоны, впервые встреч. в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Т. У Архилоха Т. находится рядом с Мойрой; у Пиндара она — дочь Зевса и тоже близка мойрам.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТИХА
• ????,
1. богиня случая и судьбы; Гесиод (Hesiod. theog. 360) причисляет ее к дочерям Океана и Тефеи, Пиндар к Майорам. Ее изображали с различными атрибутами: как управительница судеб она держит в руках руль жизни и шар, символ переменчивости счастья, как дарующая счастье и благополучие — рог Амалфеи, а иногда Плутоса (богатство) и называется ???? ?????? (bona Fortuna). B позднейшее время ее почитали в разных местах, особенно как спасительницу и охранительницу государства (???????, ????? ????? ?????????? (Pind. ol. 12, 1), ?????????, ???????, охранительница акрополей в Сиконе). Римская Fors Fortuna совершенно соответствует греческой ????, она также богиня случая и особенно счастья и изобилия. Учреждение культа ее приписывают Анку Марцию или Сервию Туллию, который, как говорит предание, в благодарность за то, что, будучи сыном рабыни, сделался царем, построил храм Fortunae primigeniae на Капитолии и другой Forti Fortunae у Тибра ниже города. Fors Primigenia, называвшаяся так, вероятно, потому, что определяла всякому при рождении судьбу, имела также храм на Квиринале, где почитали ее также как F. Publica, как F. всего римского народа. Противоположное значение имела F. Privata. Вообще культ Фортуны у римлян был очень распространен, она имела множество храмов, в которых почитали ее под различными именами, напр., F. Plebeia, F. Patricia, F. Equestris, F. Libera (свободных), F. liberum (детей), Virginalis, Muliebris, Barbata (которая выращивает мальчиков в юношей), Virilis, богиня счастья мужчин; впоследствии значение ее изменилось, и она считалась богиней женщин у мужчин. Ov. fast. 4, 145. Другие названия она получила от приписываемых ей качеств и действий, напр., Respiciens (обращающая внимание), Blanda (милостивая), Dabia, Brevis, Stata (сомнительная, кратковременная, постоянная), Bona, Mala, Averrunca (отклоняющая беду), Comes (спутница), Redux и т. д. Праздник в честь F. Fortunae был 24 июня у вышеупомянутого храма Сервия, к которому подплывали на украшенных цветами лодках. Ov. fast. 6, 773 слл. Это был преимущественно плебейский праздник. Кроме Рима Fortuna издавна почиталась также в других городах Лациума, напр., в Анции (ср. Horat. Od. 1, 35), в Пренесте, где сделалась также богиней-предсказательницей;
2. часть города Сиракуз, см. Syracusae, Сиракузы.
1. богиня случая и судьбы; Гесиод (Hesiod. theog. 360) причисляет ее к дочерям Океана и Тефеи, Пиндар к Майорам. Ее изображали с различными атрибутами: как управительница судеб она держит в руках руль жизни и шар, символ переменчивости счастья, как дарующая счастье и благополучие — рог Амалфеи, а иногда Плутоса (богатство) и называется ???? ?????? (bona Fortuna). B позднейшее время ее почитали в разных местах, особенно как спасительницу и охранительницу государства (???????, ????? ????? ?????????? (Pind. ol. 12, 1), ?????????, ???????, охранительница акрополей в Сиконе). Римская Fors Fortuna совершенно соответствует греческой ????, она также богиня случая и особенно счастья и изобилия. Учреждение культа ее приписывают Анку Марцию или Сервию Туллию, который, как говорит предание, в благодарность за то, что, будучи сыном рабыни, сделался царем, построил храм Fortunae primigeniae на Капитолии и другой Forti Fortunae у Тибра ниже города. Fors Primigenia, называвшаяся так, вероятно, потому, что определяла всякому при рождении судьбу, имела также храм на Квиринале, где почитали ее также как F. Publica, как F. всего римского народа. Противоположное значение имела F. Privata. Вообще культ Фортуны у римлян был очень распространен, она имела множество храмов, в которых почитали ее под различными именами, напр., F. Plebeia, F. Patricia, F. Equestris, F. Libera (свободных), F. liberum (детей), Virginalis, Muliebris, Barbata (которая выращивает мальчиков в юношей), Virilis, богиня счастья мужчин; впоследствии значение ее изменилось, и она считалась богиней женщин у мужчин. Ov. fast. 4, 145. Другие названия она получила от приписываемых ей качеств и действий, напр., Respiciens (обращающая внимание), Blanda (милостивая), Dabia, Brevis, Stata (сомнительная, кратковременная, постоянная), Bona, Mala, Averrunca (отклоняющая беду), Comes (спутница), Redux и т. д. Праздник в честь F. Fortunae был 24 июня у вышеупомянутого храма Сервия, к которому подплывали на украшенных цветами лодках. Ov. fast. 6, 773 слл. Это был преимущественно плебейский праздник. Кроме Рима Fortuna издавна почиталась также в других городах Лациума, напр., в Анции (ср. Horat. Od. 1, 35), в Пренесте, где сделалась также богиней-предсказательницей;
2. часть города Сиракуз, см. Syracusae, Сиракузы.