— известный педагог. Род. в 1844 г. в семье сельского священника Костромской губ. Образование получил в военно-учительской семинарии и был оставлен "образцовым" учителем особой при ней школы. Вместе с товарищами Т. открыл первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на фабрике Ф. С. Михайлова в Москве; как член комитета грамотности, руководил курсами по русскому языку для учительниц городских училищ; заведовал школой при фабрике Саввы Морозова сын и К° во Владимирской губ. и школой при фабрике Товарищества Тверской мануфактуры; многократно по приглашению земств руководит в разных губерниях учительскими съездами. Особенно выдается деятельность Т. на педагогических курсах в Москве при обществе воспитательниц и учительниц. В 1874 г. совет Московского благотворительного общества пригласил Т. организатором, а затем и инспектором своих школ; эту должность он занимает и в настоящее время, а также состоит наблюдателем за учебной частью по заведениям дамского попечительства о бедных. Составленные Т. руководства все предназначены для употребления в народной школе и постоянно подвергаются им исправлению и переработке. Так, напр., его "Грамматика" окончательный вид получила лишь в 10-м издании; "Букварь" был совершенно обновлен в 8 — 18-м изданиях; "Азбука правописания" значительно дополнена, распространена и обновлена (в отношении подбора материала) в 11 — 12-м издании; "Руководство к букварю" написано вновь в 8-м издании. "Азбука правописания" (ч. 1-я — 1-е изд. 1870 г., 19-е 1900 г.; часть II — 1-е изд. 1877 г., 5-е 1900 г.) явилась первым в нашей литературе сборником примеров и статей, подобранных таким образом, чтобы учащийся от первой и до последней ступени встречался лишь с известными ему правилами правописания (подобно тому, как в букваре упражнения даются лишь на известную букву). "Букварь" (1 изд. в 1872 г., 137 изд. в 1900 г.) имел задачей упростить процесс обучения грамоте, обходя всякие педагогические хитросплетения и излишние тонкости. В "Руководстве к букварю" изложен в самой доступной форме ряд практически выполнимых советов и указаний относительно употребления заключающегося в "Букваре" материала. "Элементарный курс грамматики" (1 изд. в 1873 г., 73 изд. в 1900 г.) — первое педагогически распланированное руководство для народной школы, идущее от легкого и простого к более сложному и трудному. Позднейшие его издания представляют собою полный элементарный курс, отвечающий потребностям лучших народных школ, каковы, напр., московские городские школы. Тогда явилась необходимость составить новый краткий учебник собственно для сельских школ, каковым и явились "Начатки грамматики" (1 изд. в 1885 г., 15 в 1900) и "Правописание до грамматики" (1 изд. в 1899 г., 2 изд. в 1900 г.); это — опыт обучения правописанию без грамматики. "Опыт плана и конспекта" (1 изд. в 1875 г., 2 изд. в 1900 г.) составлен Т. по поручению Московской городской управы как подробно мотивированная программа обучения родному языку в начальных школах. "Книга для церковно-славянского чтения" (ч. I — 1 изд. 1884 г., 19-ое 1900 г.; ч. II — 1 изд. 1893 г., 5 изд. 1900 г.) — почти первый у нас опыт правильной постановки этого чтения в начальной школе. Первое ее издание не было одобрено министерством народного просвещения и Св. Синодом, но впоследствии Синод нашел возможным допустить ее в библиотеки церковно-приходских школ. Для пользования ею составлено Т. особое "Руководство" (1 изд. 1884, 5-ое, 1900). "Школа грамотности" (1 изд. 1887 г., 3 изд. 1900 г.) — руководство для деревенского домашнего обучения. Обучение по этой книге доступно всякому, окончившему курс в народной школе, но она не получила широкого распространения, так как школы грамотности вскоре после ее издания перешли в ведение Св. Синода. "Методика обучения родному языку" (1 изд. в 1887 г., 7-ое в 1900 г.) является как бы общим итогом всей деятельности Т. "Вешние всходы", книга для классного чтения и бесед, устных и письменных упражнений в школе и семье (ч. I, 1 изд. 1895 г., 25 — 1900 г.; ч. II — 1 изд. 1896 г., 23 — 1900 г.; ч. III и IV — 1 изд. 1896 г., 12 — 1900 г.), проводит принцип естественной постепенности в ознакомлении ребенка с окружающим его миром, останавливаясь преимущественно на том, что важно и необходимо знать каждому человеку, стремясь внушить и укрепить гуманные чувства и возвышенные идеалы. К "Вешним всходам" составлено автором особое "Руководство" (1 изд. 1896, 5-ое 1900). "Из истории родной земли" — очерки и рассказы для школ и народа (1 изд. — 1891 г., 5 — 1900 г.); исторические события иллюстрируются здесь стихотворениями и драматическими отрывками лучших русских писателей. "Начатки географии" (1 изд. — 1884 г., 5 — 1900 г.) в общедоступном изложении знакомят с природой и жизнью родной земли, дают общие сведения о земном шаре и вселенной. К числу руководств для учителей относятся "Записки о педагогических курсах и съездах". С 1895 г. Т. издает для учителей журнал "Педагогический листок", выходивший по 1898 г. (при "Детском чтении") в количестве 4-х книг в год, а с 1899 г. выходящий как самостоятельный журнал (8 книг ежегодно). Несколько лет тому назад Т. предпринято издание серии книг под общим заглавием "Библиотека начального учителя", предназначаемых для самообразования учителей. С 1895 г. Т. редактирует журнал "Детское чтение". Лучшие произведения, помещенные в этом журнале, издаются отдельными книжками под общим названием "Библиотека детского чтения". Статьи Т. появлялись в "Народной школе", "Семье и школе", "Русской мысли", "Русских ведомостях", "СПб. ведомостях", "Курьере" и др. периодич. изданиях. Деятельное участие Т. принимал в работах Моск. комитета грамотности, Моск. комиссии по устройству народных чтений, "Учебного отдела Моск. отделения Имп. русского технич. общества", Моск. общества воспитательниц и учительниц, Моск. педагогического общества. Педагогические взгляды Т. подробно изложены в издании, изготовленном для Всемирной выставки 1900 г.: "Литературно-педагогические труды Дм. Ив. Тихомирова".
{Брокгауз}