ТИХОН [Василий Иванович БЕЛАВИН]

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тихон (Белавин Василий Иванович)
(1865—1925) религиозный деятель. С 1914 г. архиепископ Литовский, член святейшего Синода. В июне 1917 г. избран архиепископом Московским и Коломенским, 13 августа 1917 г. митрополитом, 5 ноября 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси. Активно выступал против гонений большевиков на церковь. Подвергался за это политическому преследованию.

Источник: Краткий словарь по истории.

ТИХОН (Белавин Василий Иванович)
(1865—1925) — первый в советский период Патриарх Московский и всея Руси. Постриг в монахи принял в 1891 г. Епископ с 1897 г. В 1898—1907 гг. — архиепископ в Сев. Америке. В 1907—1913 гг. — архиепископ Ярославский и Ростовский; возглавлял местный отдел «Союза русского народа». С 1917 г. — Московский митрополит. 5 (18) ноября 1917 г. на 1-м Всероссийском Поместном соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. В период Гражданской войны в России в 1918—1922 гг. призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении церкви от государства и об изъятии церковных ценностей; критиковал заключение Брестского мирного договора 1918 г. В мае 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности привлечен к судебной ответственности и заключен под домашний арест в Донском монастыре. В июне 1923 г. призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Советской власти. Постановлением ЦИК СССР дело против него было прекращено (март 1924). Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ТИХОН [Василий Иванович БЕЛАВИН]
(19янв. 1865, Торопец Псковской губ. - 7 апр. 1925, Москва) — епископ в Америке (1898-1907), Патриарх Московский и всея России (1918-25), причислен к лику святых. Род. в семье священника Спасо-Преображенской церкви. Оконч. Торопецкое дух. уч-ще (1872), с отличием Псковскую дух. семинарию (1884), со ст. кандидата-магистранта богословия Санкт- Петербургскую дух. академию (1888). С 1888 преподавал богословие и франц. яз. в Псковской дух. семинарии. 22 дек. 1891 пострижен в мантию с наречением имени Т. (в честь св. Тихона Задонского), затем — иеродиакон и иеромонах. С 1892 — инспектор, затем ректор Холмской дух. семинарии, архимандрит. Епископ Люблинский, викарий Холмско-Вар- шавской епархии (19 окт. 1897). 14 сент. 1898, в возрасте 33 лет, назнач. в Америку епископом Алеутским и Аляскинским, вначале с пребыванием резиденции в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорке. Епископ (Алеутский и Аляскинский в 1898-1900, Алеутский и Северо-Амер. в 1900-07) Т. должен был управлять епархией, раскинувшейся на весь Северо-Амер. материк, включая Аляску и Канаду. Поставил целью распространение православия на амер. материке, привлекая в лоно Православной Рос. Церкви арабов, сербов, греков и быв. униатов, выходцев из Австро-Венгерской империи. Последних было принято в православие 40 тыс. Службы в православных храмах велись на двух и иногда на трёх яз. По инициативе Т. в богослужебную практику вводился англ. яз. За время правления Т. в Америке были основаны многие новые приходы, построен ряд церквей, включая Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, фундамент которого он торжественно освятил (1901) в присутствии посла Российской империи, Ген. консула, матросов и офицеров с крейсера «Ретвизан». Архиепископ (1905). В 1905—06 преобразовал миссионерскую школу в Миннеаполисе в семинарию, тогда же был основан мужской монастырь возле Саут-Канаан (шт. Пенсильвания), открылась дух. семинария в Кливленде. Т. основаны церковные школы и приюты для детей. Пребывание архиепископа Т. в Америке укрепило православие и способствовало его распространению на весь материк. Учреждены два вика- риатства — Аляскинское и Бруклинское, организовано «Братство Нью-Йоркской церкви», основан «Крестовоздвиженский союз сестёр». По инициативе Т. вводилась практика привлечения мирян к участию в управлении епархией. Деятельность архиепископа получила высокую оценку со стороны американцев, избран почётным гражданином США.
После возвращения в Россию — архиепископ Ярославский и Ростовский (1907-13), Виленский и Литовский (с 3 янв. 1914). Во время Первой мировой войны эвакуировался в Москву. С 1915 присутствующий член Святейшего Синода. За время пастырского служения удостоен многих наград, в т.ч. орденов св. Анны I ст. (1904), св. Владимира II ст. (1909), св. Александра Невского (1913) и др. 23 июня 1917 епархиальным съездом духовенства и мирян избран на Московскую и Коломенскую кафедру. Митрополит (14 авг. 1917), председатель Поместного Собора Православной Рос. Церкви. 5 нояб. 1917 Собором избран и наречён Патриархом Московским и всея России — первым патриархом после смерти патриарха Гермогена (1700) при Петре I. Настолование Т. на Всерос. Патриарший престол состоялось 21 нояб. 1917, вслед за чем началось острое противостояние Рос. Церкви и сов. атеистич. власти. В слове 1(14) янв. 1918 перед новогодним молебном Т. сравнил сов. правительство с вавилонскими строителями, обличая их действия. В послании от 19 янв. (1 февр.) 1918 Т. анафематствовал тех по крещению православных христиан, которые участвовали в кровавых расправах и убийствах. 5(18) марта 1918 издал послание с резким осуждением Брестского мира. 13(26) окт. 1918 обратился с самым резким посланием к Совнаркому РСФСР, изобличив греховный характер его власти, призвав большевиков прекратить беззаконие, всякое насилие и взаимоистребление в России. Гонения на Церковь усилились. 3(16) февр. 1919 началась кампания по вскрытию святых мощей. 10(23) февр. 1922 — кампания по насильственному изъятию веками накопленных церковных ценностей. В то время по всей России велась ожесточённая борьба с Церковью, в результате которой были умерщвлены, зачастую мученически, десятки тысяч духовных лиц и мирян. В 1918-21 погибли 23 архиерея и более 10 тыс. представителей духовенства, а всего, по последним историч. исследованиям, большевики в 1917—41 убили ок. 134 тыс. клириков Православной Рос. Церкви и членов их семей. 21 мая 1922 Т. взят под стражу и затем находился в полной изоляции в Донском монастыре. 23 мая 1923 переведён в тюрьму ОГПУ на Лубянку, где подвергался оскорбительным допросам и угрозам со стороны представителей ленинской безбожной власти. Дело Т. получило большой международный резонанс, и власть решила отказаться от запланированного суда над Патриархом. С др. стороны Т. опасался усиления влияния созданной органами ОГПУ в 1922 так назыв. «живой церкви». 27 июня освобождён из-под стражи и вернулся в Донской монастырь. После выхода из заточения продолжал жить под неусыпной слежкой властей и органов госбезопасности. Сконч. в частной лечебнице на Остоженке на исходе праздника Благовещения, почитаемый всеми ветвями Православной Рос. Церкви на родине и за рубежом. Стоял на страже достоинства верховной церковной власти. Охранял чистоту веры и ограждал Церковь от националистич. страстей и социалистич. демагогии. Погребен в старом (зимнем) храме Московского Донского монастыря.
Причислен к лику святых Архиерейским собором Рус. Православной Церкви в Москве 9 окт. 1989. Мощи Т. обретены 22 февр. 1992.
Лит. Булгаков Н. Патриарх // НРС. 1990. 16 февр.; Губонин М.Е. С. 897-898; Иоанна, инокиня. Исповедник Святитель Тихон и Америка: // ПР. 1995. № 9. С. 4-6; Митрофанов Ггоргий, протоиерей. История Рус. Православной Церкви 1900-1927. СПб., 2002; Петров B. Рус. в Америке. XX век. Вашингтон, 1992. C. 91; Путешествие Его Преосвященства, Пре- освященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки // Амер. Православный Вестник. 1900. № 13. С. 268-274; Kishkovsky Leonid, Archpriesl. Archbishop Tikhon & the North American Diocese, 1898-1907 // Orthodox America 1974-1976. Tarasar Constance (gen. ed.). 1975. P. 82-101.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.