— талантливый беллетрист, известный под псевдонимом Лугового. Род. в 1853 г. в Костромской губ., в купеческой семье крестьянского происхождения. Под руководством иностранных гувернеров хорошо усвоил нем., франц. и англ. языки; некоторое время учился в казанской гимназии; в 1873 г., сдав выпускной экзамен в Пскове, поступил в СПб. технологический институт, но скоро его оставил, потому что по болезни отца ему пришлось стать во главе его обширных торговых предприятий. По делам отцовской фирмы, а позднее — и других фирм Т. пришлось много путешествовать по России и за границей и даже побывать в Америке. В конце 1870-х гг. Т. самостоятельно занялся экспортом хлеба и льна за границу. Сначала дела его шли блистательно, но затем ряд осложнений и задержек в кредите привели его дела к полному расстройству, и он всецело отдался литературной деятельности. В 1890-х гг. Т.-Луговой состоял несколько лет редактором "Нивы". В 1886 г. появилась его первая повесть "Не судил Бог" (в "Вестн. Европы"), вслед за которой он напечатал ряд повестей, рассказов, романов, драматических произведений ("За золотым руном", "Озимь") и стихотворений в "Вест. Евр.", "Сев. вест.", "Рус. мысли" и др. изд. В 1895—1900 гг. Т. собрал все им написанное в 4 т. "Сочинений". Первые 3 тома были представлены автором в Академию наук на соискание Пушкинских премий и по рецензии К. К. Арсеньева получили почетный отзыв (см. "11-ое присуждение премий имени А. С. Пушкина", СПб., 1896). Творчество Т. в общем носит напряженный характер. Он склонен к изысканности и любит эффектные положения; даже заглавия его произведений большею частью приподняты ("Между двух смутных идеалов", "Police verso", "Nocturne", "Алльмирор!", "Возврат. Роман колеблющихся настроений" и др.). Наибольший успех имело его "Pollice verso" (нем. перев. в "Universal Bibliothek", Реклама). Это интересно задуманные "параллели", четыре "панно", иллюстрирующие психологию толпы. Повесть начинается описанием боя гладиаторов в римском цирке, где неистовая толпа, опуская палец вниз (pollice verso), требует от гладиатора-победителя смерти гладиатора-побежденного. Во втором и третьем "панно" читатель переносится в Мадрид, на бой быков, затем в Антверпен — на дебют начинающего певца, которому, несмотря на заканчивающуюся смертью болезнь, приходится петь перед публикой, сердитой на скупого антрепренера за то, что он медлит ангажементом знаменитого тенора. В четвертом "панно" действие происходит в русском провинциальном университетском городе; молодой, блестяще начавший карьеру профессор-хирург делает — отчасти потому, что соперник, старый хирург, подставляет ему ножку, — неудачную операцию; больная умирает; взволнованный оператор дает сопернику пощечину; печать за это на него страшно накидывается, у него сразу падает практика, грозит удаление из университета, жена волнуется не за него, а за свою будущность — и доктор в конце концов застреливается. Сквозь этот калейдоскоп эпох и стран проходит одна и та же черта — беспощадная жестокость, с которою толпа, благоговея перед победителем, безжалостна к побежденному. Картины, набросанные автором, ярки и колоритны.
C. В.
{Брокгауз}