ТИМАРИОН
«ТИМАРИОН»
анонимное сатирическое сочинение XII в., отличающееся раскованностью мысли. Среди его возможных авторов называют Феодора Продрома (особенности лексики и сочетание литературной пародии с сатирой) и врачаписателя Николая Каликла (обилие медицинских проблем, критическая оценка врачебной практики Асклепия, Гиппократа, Эрасистрата и др.). Сатира написана в форме беседы уроженца Каппадокии, философа Тимариона с его другом Кидионом, которому он рассказывает о том, как посетил ярмарку в Фессалонике, заболел на обратном пути и в полумертвом состоянии попал в преисподнюю. В описании загробного мира остроумно обыграны античные и христианские мотивы: у ворот Аида «клыкастый пес» Кербер встречает проводников душ радостным повизгиванием; драконы миролюбиво шипят; демоны Никтион и Оксибант насильственно разъединяют душу и тело Тимариона, за что их осуждают и отстраняют от должности. Среди судей преисподней – язычники Минос, Эак и византийский император Феофил (829 – 942), известный своей иконоборческой деятельностью. Ангелевнух подает ему советы. В роли экспертов выступают Асклепий и Гиппократ. По пути в суд мертвых Тимарион встречает известных политических деятелей, писателей, ученых: родственника императорской семьи, эгемона Фессалоники Михаила Палеолога, императора Романа Диогена (1067 – 7071) с выколотыми глазами, своего учителя, ритора Феодора из Смирны, преподававшего в Константинополе, античных философов Анаксагора, Фалеса, Пифагора, обличающего «кичливого», «ненавистного даже галилеянам» Иоанна Итала, которого он заставляет лаять и кусать Диогена. Михаил Пселл не назван по имени, но он легко узнаваем по внешним приметам (заикается, «не избавился от своей кривой губы»), роду занятий (составитель судебных протоколов), традиционному началу его речей («О светозарный император») и отношению к нему философов и софистов, восхищавшихся «ясностью и простотой слога, плавностью манеры и умением так подбирать слова, чтобы они соответствовали и приличествовали какому угодно содержанию». Присутствующие на суде ведут философские беседы, оценивают речи ораторов в зависимости от их построения, расположения частей и концовки. Автор «Тимариона» прибегает к пародийному обыгрыванию различных ситуаций потустороннего и земного мира, прошлого и настоящего, использует цитаты из Гомера, дает красочные описания ада и ярмарки в Фессалонике, на которую съехались купцы из Финикии. Пелопоннеса, Италии, Испании и Египта. Одна из рукописей этого произведения, хранившаяся в Ватиканской библиотеке, была вывезена Наполеоном Бонапартом во Францию и издана в 1813 г.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012