— живописец и рисовальщик баталических и жанровых сцен, издатель "Русского Художественного Листка", сын живописца, родился в Риге в 1820 г., там же учился рисованию, а затем в 1835 г. поступил в Петербургскую академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Своей специальностью он избрал баталический род живописи и занимался ею под руководством профессора А. П. Заурвельда, основателя этого направления в России. За рисунок "Группа уланов" ему дана была в 1838 г. малая серебряная медаль. В 1839 г. Т. кончил курс академии со званием художника XIV класса и получил большую серебряную медаль. После чего он некоторое время путешествовал по Востоку, где много работал с натуры; за это время им написана картина "Алжирка учит дитя ходить, заставляя его итти за черепахой". Т. писал не только красками, но и рисовал; он хорошо владел так называемым "италийским карандашем". Наиболее известны его рисунки: "Кавалер", "Гуляки", "Торговка", "Священник". В 1844 г. Т. отправился в Париж для усовершенствования и работал там под руководством О. Вернета. Он участвовал в парижских салонах и обратил на себя внимание двумя картинами: "Русский фельдъегерь" и "Арабский импровизатор у ворот Баль-эль-Уед в Алжире". Последняя картина, выставленная в 1848 г., считается лучшим его произведением. В 1849 г, Т. вернулся в Россию и стал издавать "Русский Художественный Листок" (с 1851 г.). Издание представляло собою периодический сборник, в котором помещались литографии, как самого T., так и других художников, с небольшим пояснительным текстом. Оно имело значительный успех, особенно во время Крымской кампании. T. сам находился на театре военных действий при участвовавших в кампании великих князьях и поместил в своем издании много рисунков, изображающих различные эпизоды войны. Он много путешествовал по России, побывал на Кавказе. где тогда шла борьба с горцами, заимствуя там сюжеты для своих баталических рисунков и картин. Большое число его акварельных и карандашных рисунков находится в альбомах особ Императорской фамилии. Бытовые свои произведения он издал в виде отдельного сборника под названием "Русские типы". В 1855 г. академия художеств избрала его своим членом. Издание "Русского Художественного Листка" продолжалось до 1863 г., когда T. вследствие болезни глаз принужден был оставить занятия искусством. Он уехал за границу и поселился в Берлине, где занимался живописью на фарфоре и фаянсе, составив у себя большую коллекцию своих работ этого рода. В последние годы своей жизни Т. заведовал частным керамическим заведением в Берлине, где и умер в 1893 г.
В. А. Никольский, "Русская живопись", СПб. 1904, стр. 272, 275, 277. — А.П. Новицкий, "История русского искусства´, Москва 1900, т. II, стр. 156. — Ф. И. Булгаков, "Наши художники", СПб. 1890, книга II, стр. 293. — А. Ивановский, "Ф. И. Прянишников и его картинная галерея", СПб. 1870, стр. 98—99, 144, 186—187. — Ф. Толль, "Настольный словарь для справок", СПб. 1864, т. III, стр. 666. — "Собрание материалов для истории Импер. академии художеств", т. II, стр. 363, 386, 390; т. III, стр. 248. — Д. Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1882, т. II, стр. 1556; прил., стр. 129, 130. — "Русская Старина", 1875, т. 14, стр. 66, 67, 511. — П. и Б. Ламбины, "Русская историческая библиография" за 1855 г., СПб. 1861, стр. 143, № 1438; то же за 1856 г., СПб. 1861, стр. 182, № 2464. — "Энциклопедический словарь" Эфрона, 1-е изд., полут. 53, стр. 332 (слово "Русск. Худож. Листок") и полут. 65, стр. 184—185.
{Половцов}