ТИМОФЕЙ
апостол, священномученик (ск. 680), празднуется 22 января/4 февраля. По крестьянским приметам, на день этого святителя приходится половина зимы, поэтому его называли Полузимником. На Тимофея же бывали сильные морозы, которые по имени этого святого назывались тимофеевскими.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
ТИМОФЕЙ
др.-греч. скульптор 1-й пол. 4 в. до н.э. Принял участие в скульп. работах в святилище Асклепия в Эпидавре (ок. 375 до н.э.). Вместе со скульпторами Скопасом, Леохаром, Бриаксисом и Пифеем участв. в исполн. скульптуры для Галикарнасского мавзолея (в кон. 1-й пол. 4 в. до н.э.). Т., вероятно, принадлежат статуи и рельефный фриз юж. стороны мавзолея с изображ. битвы греков с амазонками, проникнутый острой динамикой и обладающий большой декоратив. выразит.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТИМОФЕЙ
1) Греч. поэт и композитор, род. в 459 до н.э. в Милете, ум. в 360 в Афинах, автор дифирамбов и номов. Т. как модернист смешивал в одном муз. произв. различ. ритмы, расширил диапазон звуч. струнных инструментов. В кифародич. ном он ввел хоровое пение. В 190 под Каиром была найдена древ. книга из папируса с фрагментами лирич. нома «Персы», метрически разнообр., не имеющ. соотв. стихов и строф, вероятно, либретто к музыке программ. хар-ра. 2) Афинский политич. деятель, адми-рал, сын Конона, ученик Исократа, один из основат. 2-го Афинск. мор. союза. После войны, вспыхнувшей между членами союза (357 — 355 до н.э.), был вынужден покинуть Афины; ум. в 354 до н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Тимофей
Деян 16.1; 17.14,15; 18.5; 19.22; 20.4; Рим 16.21; 1Кор 4.17; 16.10; 2Кор 1.1,19; Флп 1.1; 2.19; Кол 1.1; 1Фес 1.1; 3.2,6; 2Фес 1.1; 1Тим 1.2,18; 2Тим 1.2; Флм 1.1; Евр 13.23)-молодой сотрудник и верный помощник ап. Павла, сын грека и еврейки Евники, которая вместе с бабкой наставила его с юности в вере. Житель Листры, он наверное был свидетелем как проповеди ап. Павла в этом городе, так и дальнейших бурных событий (Деян 14.6-7,19-20; 2Тим 3.10-11). При втором посещении Листры ап. Павел, видя его верность, взял его с собой, после чего Тимофей уже не покидал его. Не очень крепкого здоровья (1Тим 5.23), но очень крепкий духом, самоотверженный и скромный, он до конца был с ап. Павлом, разделив с ним заключение и в Кесарии, и в Риме, куда он пришел из Ефеса по просьбе ап. Павла (2Тим 4.9), пренебрегши смертельной опасностью, грозившей каждому христианину, появлявшемуся в Риме, особенно в этот последний год правления Нерона. В 1Фес 2.7 назван Апостолом (ср. 1Фес 1.1).
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
Тимофей
(Timotheos).
1. Греч, скульптор. 4 в. до н. э., соавтор фриза Мавзолея в Галикарнасе (3-я чет в. века) и скульптурных украшений храма Афины в Тегее (1-я четв. века), возможно, принимал участие в создании акротериев для храма Асклепия в Эпидавре.
2. Греч, поэт и композитор, род. в 450 до н. э. в Милете, ум. в 360 в Афинах, автор дифирамбов и номов. Т. как модернист смешивал в одном музыкальном произведении различные ритмы, расширил диапазон звучания струнных инструмент ов. В кифародический ном он ввел хоровое пение. В 1902 под Каиром была найдена др. книга из папируса с фрагментами лирич. нома «Персы», метрически разнообразного, не имеющего соответствия стихов и строф, вероятно, либретто к музыке программного характера.
3. Афинский политич. деятель, адмирал, сын Конона, ученик Исократа, один из основателей 2-го Афинского морского союза. После войны, вспыхнувшей между членами союза (357–355 до н. э.), был вынужден покинуть Афины; ум. в 354 до н. э.
Источник: Словарь античности. 1989
Тимофей
Тимофей - святые православной церкви: 1) святой мученик, чтец при церкви в Фиваиде, пострадал вместе с женой Маврой около 286 г. После различных истязаний они были распяты на крестах, лицом друг к другу. Память 3 мая. 2) Святой мученик, ученик святого Вавилы сицилийского, пострадал в конце III века; память 24 января. 3) Святой мученик, пострадал в Газе, при Диоклетиане, в 304 г.; сначала его терзали бичами и острыми гребнями, потом сожгли медленным огнем; память 19 августа. 4) Святой мученик, диакон, пострадал в Мавритании в начале IV в., будучи сожжен на костре; память 19 декабря. 5) Священномученик, епископ в Пруссе (ныне Брусса). Император Юлиан велел заключить Тимофея в тюрьму за проповедь слова Божия и обличение неверных. Когда Юлиан узнал, что Тимофей и в заключении учит приходящих, он велел обезглавить его в тюрьме, в 362 г. Память Тимофея 10 июня. 6) Преподобный, подвизался в пустыне, в Малой Азии; имел дар исцеления; скончался в глубокой старости, в начале IX в. Память 21 февраля. 7) Преподобный, игумен Киево-Печерской лавры (1127 - 1132). Мощи его почивают в пещере преподобного Феодосия . Память 28 августа.
Источник: Биографический словарь. 2008
Тимофей
1) др.-гр. поэт (ок. 450 - 360), представитель поздней мелики. Происх. из Милета, много путешествовал, часто бывал в Афинах. Умер в Пелле (Македония). Вместо хоровых дифирамбов Т. стал писать т. н. номы, исполняемые солистом. Для усиления выразительности муз. сопровождения довел число струн на кифаре до И (против обычных 7). Из многочисл. произв. Т. благодаря папирусной находке дошла бол. часть от нома «Персы» (ок. 400), посвященного описанию битвы при Саламине. В «Персах» Т. пользуется свободными размерами, • йе соблюдая традиц. симметрии строф. Язык Т. отличается вычурностью и экстравагантными метафорами; натуралистически изображается ломаная речь пленного перса, придающая лирич. повествованию черты трагич. гротеска. Завершение нома интересно тем, что Т. дает оценку собствен, твор-ву.
В.Я.
2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. IV в. до н. э.). Работал на двух крупнейших памятниках IV в., от к-рых сохран. остатки - на храме Асклепия в Эпидавре (1-я четв. IV в.), где его имя упоминается в платежных счетах как автора акротериев и рельефов; и на Мавзолее в Галикарнасе (ок. 350), где ему принадлежал южный фриз. Сообщается также об отдельных статуях Т. - Артемиде, Асклепии, атлетах и др.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
ТИМОФЕЙ
почитающий Бога) — имя двух лиц: 1Мак 5:6-7 и др. — один из Сирийских предводителей войск Антиоха Епифана в войнах его с Иудеями, во времена Иуды Маккавея. Деян 16:1-3, Рим 16:21, 1Тим 1:2 и др. — ученик и ревностнейший сотрудник ап. Павла в деле Евангельской проповеди, уроженец Дервии, Ликаонской области или г. Листры. Имя его матери было Евника, Иудеянка, а имя бабки Лоида. Мать его и бабка уже были обращены к Христианству (Деян 16:1), и их великие добродетели имели благодетельное влияние на юного Тимофея. От них-то он получил превосходное Христианское воспитание. Отец Тимофея был из Греков. Всецелым обращением своим к Христианству Тимофей, без сомнения, был обязан ап. Павлу, потому что апостол везде называет его то сыном, то возлюбленным сыном, то верным в Господе сыном (1 Тим 1:18, 1 Кор 4:17, 2 Тим 1:2). Он был из детства научен Свящ. Писанию (2 Тим 3:15); он пользовался ранним, но здравым, религиозным воспитанием, благодаря неусыпным заботам о сем со стороны его матери и бабки; он имел и возгревал в себе дар Божий, так что ап. Павел избрал его своим сотрудником в деле Евангельской проповеди. В позднейший период его жизни ап. Павел с такою высокою похвалою отзывается о нем: “Он делает дело Господне, как и я” (1Кор 16:10) в другом месте он свидетельствует, что “Сын Божий, Иисус Христос, проповедан у Коринфян им самим вместе с Силуаном и Тимофеем (2Кор 1:19). В послании к Фил 2:19-20 он превозносит его, как человека, с которым никто не может равняться в усердии и заботах о них. Апостол послал к своему духовному возлюбленному сыну два послания, первое и второе. По преданию, рукоположенный самим апостолом в епископы Ефесской церкви, Тимофей, по смерти апостола, долго управлял оною. “Рук ни на кого не возлагай поспешно” (1Тим 5:22), писал в это время, между прочим, апостол. Свое 15-ти летнее служение в сане епископа Тимефой, по преданию, окончил мученическою смертью при Домициане, а по другим при Нарве, будучи побит камнями, во время одного языческого праздника в честь Дианы, от раздраженных язычников. Святая память его празднуется Церковью 4 и 22-го января.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Тимофей
родился в Листре Ликаонской от грека отца и еврейки матери Евники, которая с самых юных лет наставляла его в Слове Божием (Деян. 16: 1; 2 Тим. 1:5; 3:15). Павел часто называет его своим сыном (1 Кор. 4:17; 1 Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; 2:1); из чего можно заключить, что Тимофей стал христианином, благодаря проповеди Павла, может быть, во время его первого посещения Листры (Деян. 14:6). Вероятно также, что Тимофей был очевидцем того случая, когда Павла едва не побили камнями евреи (Деян. 14:19; 2 Тим. 3:11) и слышал также проповедь апостола о кресте и о страданиях, как условии вступления в царство Божие (Деян. 14:22). Когда Павел в третий раз пришел в Листру, то о Тимофее был дан братьями такой хороший отзыв, что Павел взял его с собой в качестве спутника и сотрудника, обрезав его ради евреев (Деян. 15:2 и дал.). Тимофей вместе с Павлом отправились в путешествие через Македонию в Верию (Деян. 17:14), где задержался, и затем пришел к Павлу в Афины (ст. 15). Оттуда Павел послал его в Фессалонику (Фес. 3:1 и дал.), после чего Тимофей пришел к апостолу в Коринф с радостными вестями (3:6), и оставался там, в то время, когда Павел писал свои два послания к Фессалоникийцам (Деян. 18:5; 1 Фес. 1: 1; 2 Фес. 1:1). Затем он сопровождал Павла в Ефес (Деян. 18:18 и дал.), откуда был им послан в Македонию и Коринф (1 Кор. 4:17; 16:10). После этого он снова прибыл к Павлу в Македонию, когда тот писал второе послание к Коринфянам (2 Кор. 1:1), и последовал за ним в Коринф, откуда Павел писал свое послание к Римлянам (Рим. 16:21). Тимофей, отделившись от Павла на обратном пути последнего в Иерусалим, ожидал его в Троаде (Деян. 20:3 и дал.). Впоследствии он разделял его заключение в Кесарии и Риме (Кол. 1:1; Филим. 1; Фил. 1:1). Павел надеялся послать его из Рима в Филиппы (2:19). Затем, согласно 1 Тим. 1:3, в одно из путешествий Павла по Македонии Тимофей был оставлен в Ефесе, чтобы противодействовать тамошним лжеучителям. Незадолго до своей смерти Павел зовет его прийти к нему по возможности скорее (2 Тим. 4:9,13). Из 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6, видно, что он был торжественно посвящен на служение через рукоположение Павла и пресвитеров (1 Тим. 1:18), вероятно, для предстоящей деятельности в Ефесе. Автор послания к евреям говорит о заключении некоего Тимофея, неизвестно когда (Евр. 13:23). Тимофей, судя по всему, был бескорыстным, самоотверженным и скромным человеком. Он охотно допустил обрезать себя (Деян. 16:1 и дал.), нуждался в увещании «не пить одну воду» (1 Тим. 5:23); и был побуждаем к безбоязненному серьезному отношению к лжеучителям (1 Тим. 4:12; 5:20; 2 Тим. 1:5 и дал.; 3:10). Коринфянам предлагалось оказать ему должную честь (1 Кор. 16:10 и дал.).
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
ТИМОФЕЙ
• Timoth?us,
????????,
1. Т. Милетский, сочинитель дифирамбов, см. Dithyrambus, Дифирамб;
2. ваятель, жил ок. 350 г. до Р. X. и вместе со Скопасом, Леотаром и др. трудился над украшением Мавсолея. Plin. 36, 5, 4;
3. сын Конона, вместе с которым возвратился в 393 г. в Афины. Не только громкое имя отца и унаследованные богатства, но и высокое образование, полученное им у Исократа и Платона, обратили на него внимание афинян. Как полководец, он отличался храбростью, осмотрительностью и проницательностью; но в частной жизни был также предан порокам своего времени, особенно невоздержанию и расточительности. В 378 г. он вместе с Хабрием и Каллистратом командовал флотом, снаряженным против Спарты; но главное влияние принадлежало тогда Хабрию. В 375 г. Тимофей, опустошив берега Лаконики, взял с флотом в 60 кораблей остров Керкиру и выказал снисходительность и умеренность к побежденной партии (Хеn. Hell. 5, 4, 62); затем он победил спартанца Николоха при Левке или Ализии (в Акарнании) и хотя вследствие недостатка в деньгах не мог извлечь всех выгод из своей победы, тем не менее способствовал заключению мира в 374 г., условия которого, впрочем, не совсем были приведены в исполнение (ibid. 6, 2, 1). Сделав потом во Фракии новые завоевания, он получил приказ снова отправиться в Керкиру, теснимую Мнасиппом, но за неимением средств пропустил удобное время и за это лишен был начальства (ibid. 6, 2, 13. Dem. Tim. p. 1186 слл.), по обвинению предводителей демократической партии, Ификрата и Каллистрата, он был даже привлечен к ответственности (Хеn. Hell. 5, 6, 2. 6, 2, 1), но благодаря заступничеству своих друзей Ясона Ферейского и Алкета Эпирского был освобожден от суда и отправился на некоторое время в Персию, где участвовал в покорении Египта. По возвращении в Афины он примирился с Ификратом, выдав свою дочь за его сына Менесфея, и содействовал упрочению могущества Афин на море и прекращению захватов фивян. В 368 г. он был послан с флотом на помощь персидскому сатрапу, Ариобарзану, но когда оказалось, что тот отделился от царя, Т. напал на Самос, занятый персами, и взял его после 11-месячной осады (в 366 г.). В следующие годы он действовал близ Геллеспонта и получил Сеcт и Крифоту от Ариобарзана, которого афиняне и спартанцы стали поддерживать с тех пор, как афиняне вступили в сношения с персидским царем; в 364 г. взял Торону, Мефону, Пидну, Потидею, покорил халкидийцев, но потерпел неудачу при Амфиполе и Олинфе. Diod. Sic. 15, 81. Dem. Olinth. 1, 6, 10. В союзнической войне, после гибели Хабрия, он вместе с Ификратом был поставлен во главе флота, и им было поручено сообща с Харетом действовать против союзников; но когда они, несмотря на желание последнего, отказались начать сражение по причине сильной бури, он обвинил их перед афинянами в измене, в 354 г. Diod. Sic. 16, 7. 21. Dinarch. in Dem. 14. Ификрат уклонился от суда, Т. же был наказан пеней в 100 талантов и отправился в изгнание в Халкиду, где и умер. Скоро потом сыну его, Конону, пеня была сбавлена до 10 талантов, которые ему позволено было употребить на починку городских стен. ср. Rehdantz, vitae Iphicratis, Chabriae, Timothei (1845).
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884