Тит Ливий

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ливий Тит
(лат. Livius, 59–17 гг. до н. э.) — римский историк, большую часть жизни провел в Риме, трудясь над созданием «Римской истории от основания города» (142 книги; 35 сохранились — о событиях периода до 293 г. до н. э. и 218–168 гг. до н. э.). Эта книга принесла ему славу и богатство.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Ливии Тит
Ливии Тит (Livy Titus) (50 г. до н.э. — 17г. н.э.), рим. историк. Приехал в Рим из Падуи; был воспитателем будущего императора Клавдия. Автор истории Рима в 142 кн. Полностью сохранились 35 кн., остальные — в изложении и отрывках. Л. использовал древн. хроники (анналы), воспроизводя речи историч. лиц и перемежая факты с легендами и преданиями. До известной степени его труд — это панегирик возрожденным в «новую эпоху» при Августе рим. идеалам и ценностям.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Тит Ливий
Titus Livius) – великий римский историк эпохи принципата Августа. Родился в 59 г. до Р.Х. в Патавии (совр. Падуя), умер в 17 г. от Р.Х. Был близок к императору Августу, но никогда не занимался политической деятельностью. Тит Ливий писал диалоги общественно-философского содержания и трактаты по риторике, но все они утрачены, и его всемирная слава основана на единственном сочинении, сохранившемся далеко не полностью, которое традиционно принято именовать «История Рима от основания города». Из 142 книг, составлявших грандиозный исторический эпос, до нашего времени в оригинальном виде дошло только 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 г. и с 219 по 167 гг. О содержании несохранившихся книг дают представление созданные около 4 в. от Р.Х. краткие их изложения (эпитомы), которым удалось пережить века. Судя по ним, автор довел свое повествование до современных ему событий (9 г. до Р.Х.). Труд Тита Ливия является основным источником информации по истории Римской республики. Большинство фактов, в нем приведенных, имеют прямое или косвенное подтверждение в других источниках и считаются вполне надежными. Однако при этом в «Истории Рима от основания города» отсутствует анализ социально-экономических процессов, а военные действия описаны некомпетентно; данные из сочинений ранних историков Тит Ливий брал без критического отбора и почти не использовал подлинные документы. К тому же традиционная для римской анналистики летописная стилистика изложения материала, использованная автором, местами весьма однообразна и утомительна, изобилует монотонными перечислениями избранных магистратов и жертвоприношений многочисленным богам, клишированными картинами сражений и осад. Но, несмотря на это, сочинение Тита Ливия обладает огромной силой художественного воздействия на читателя, оно наполнено яркими образами исторических деятелей, живыми драматическими картинами, впечатляющими речами народных трибунов, политиков и полководцев.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

Ливий, Тит
59 г. до н. э.-17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Л. был автором не сохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже не сохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских - Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение обхватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Л. не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнийской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Л. трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги - только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится, предположительно, к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Мацера и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Л., варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Л. воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Л. к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Л. описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Л. верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Л. отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 40 речей. Талант повествователя Л. и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Л. является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля.. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Л. быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтиллиан и Тацит. Произведение Л. использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Ливий, Тит
лат. Titus Livius)
(59 до н. э. - 17 н. э.)
   Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей "Историей" - изложением мировой истории "от основания Рима". Из 142 книг "Истории" до нас полностью дошли только 35, в которых верхний временной предел связан с историей 2-й Пунической войны. Ливий стал знаменитостью еще при жизни. Его отличают развитое историческое мышление, чувство прошлого и твердые моральные устои. Цель своей работы Ливий видел в том, чтобы помочь людям извлечь практические уроки из прошлого.
   Ливием восхищались в средневековой Европе, Данте называл его "непогрешимым". Одна из ранних работ Макиавелли - это комментарий к первым десяти книгам "Истории" Ливия. Ливий был также любимым автором Монтеня. Стиль изложения историка вьщержан в традициях Цицерона.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   римский историк, выходец из Патавии (совр. Падуя); получил философское и риторическое образование в Риме, где обратил на себя внимание императора Августа, который занимался историей и всячески покровительствовал талантам. Л. писал диалоги философского содержания; однако главным его сочинением является «История Рима от основания города» в 142 кн. (сохранилось 35 кн.), которая начинается мифическими временами, т.е. прибытием Энея в Италию. В целом содержание «Истории» можно представить в следующем виде: кн. I-V - царское время и Республика (кончая нашествием галлов в 390 г. до н.э.); кн. VI-XV - история Рима до покорения им Италии в 265 г. до н.э.; кн. XVI-XX - римская держава до 2-й Пунической войны (219 г. до н.э.), кн. XXI-XXX - события 2-й Пунической войны (до 201 г. до н.э. включительно); кн. XXXI-XLV - история Рима до конца 3-й Македон. войны (167 г. до н.э.), кн. XLVI-XC - римская рабовладельческая республика до смерти Суллы (78 г. до н.э.); кн. XCI-CXX - события до введения проскрипций (43 г. до н.э.); кн. CXXI-CXLI - последующая история Рима до смерти Друза (9 г. до н.э.).
   Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 1-3. М., 1989-1993; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 217-239.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   рим. историк. Род. в Патавии Цизальпийской Галлии (совр. Падуя), известном своими патриархальными традициями и приверженностью к республиканскому строю. Верность этим идеалам, усвоенным в юности, Л. пронес через всю жизнь. Биогр. свед. о нем не сохран., но совершенно очевидна принадлежность его семьи к состоятельным слоям общ-ва, поскольку он получил прекрасное ритор, и филос. образование и жил в Риме, не занимаясь ни полит, деятельностью, ни адвокатской практикой, а всецело посвятив себя лит. труду. Несмотря на «республиканизм» (носивший, впрочем, чисто умозрительный характер), Л. пользовался покровительством Августа, к-рый сам увлекался историей. Л. писал диалоги на ист.-филос. и на чисто филос. темы; он был прекрасным оратором и проявлял интерес к теории оратор, иск-ва, отдавая предпочтение стилю Цицерона. Ни диалоги, ни речи Л. не сохран. Всемирную славу принес ему монумент, труд «История Рима от основания города» в 142 кн., охватывавший период от миф. времен - прибытия Энея в Италию после падения Трои до поражения Вара в Тевтобургском лесу и смерти Друза (9 до н. э.), т. е. до совр. автору событий. От этого огромного соч. до нас дошли 35 кн.: I - X и XXI - XLV. Компактному сохранению части труда способствовало, возможно, то, что уже в древности «История» изд. по частям - декадам. В 1-й декаде события доведены до 3-й Самнитской войны (293); 3-я декада посвящена 2-й Пунической войне; 4-я и половина 5-й декад описывают послед, события - до победы над Македонией (167). О содержании ост. кн. известно из кратких переложений каждой из них в отд.; сохранился также ряд фр-тов в цитатах у разн. авторов и неск. извлечений из этого соч., к-рые начали делать очень рано, о чем свид-вует, в част.,Марциал, упоминающий о сокращенном изд. «Истории» Л.; кроме того, о содержании соч. Л. можно судить по произвед. др. авторов, написанным с использованием его «Истории». По жанру соч. Л. - летопись, анналы; за исключ. 1-й кн., в к-рой рассказывается о миф. и царском периодах, события излагаются последовательно - по годам и консулам. При этом история далекого прошлого дается почти конспективно;с приближением к современной автору жизни описание становится более подробным. Так, кн. I (от 8-й гл.) - XXX вмещали 550 лет; кн. XXXI - LXVIII - 100 лет; кн. LXIX - CVIII - 50 лет, CIX - CXIII - 42 года. Т. о., утрата кн., содержавших подробное изложение новейшей для автора и совр. ему истории - большая потеря для науки.
   Соч. Л. - труд глубоко патриотический. Л. считал историю «наставницей жизни», знание к-рой учит как на положительных примерах, давая образцы для подражания, так и на отрицательных, показывая, чего следует избегать. При этом Л. не становится в позу стороннего наблюдателя, напротив - он отчетливо выражает свои полит, взгляды. Л. - приверженец свободы, враг насилия и тирании, независимо от того, исходит ли она от отд. лица или от группы людей, как это было, напр., в 302, когда к власти в Риме пришли децемвиры. Идеалом Л. была рим. аристократ, республика в эпоху ее расцвета. Именно тогда, по его мн., развились лучшие черты рим. характера: любовь к родине, благородство, смелость, а также уважение к законам и умение повиноваться им. Эти качества в сочетании с воен. выучкой дали силы молодому морально здоровому гос-ву покорить весь мир. Но господство над др. народами и странами оказалось столь же пагубным, как и тирания внутри гос-ва. Оно породило неумеренное честолюбие и корыстолюбие, привело к падению нравов и утрате прежних идеалов. В этом вопросе Л. стоит на тех же позициях, что и Саллюстий. Прославляя старую республику и героев прошлого, Л. ратует за возрождение во всех сферах жизни «обычаев предков», что полностью соотв. политике Августа. Т. о., полит, направление Л. - умеренный республиканизм и лояльность по отношению к Августу. Как историк Л. по совр. понятиям не безупречен. Он не пользовался архивными материалами, а перерабатывал труды своих предшественников, не всегда достаточно надежные. При наличии противоречий в источниках он либо принимал ту версию, к-рую предлагало больш-во, либо ту, к-рая ему самому казалась наиб, заслуживающей доверия. Как части, человек, далекий от полит, деятельности, Л. недостаточно сведущ в истории гос. права и переносит на древ, общ-во совр. ему юрид. нормы; он подчас ошибается в трактовке воен. вопросов, а батальные сцены, за редким исключ., изображает по опред.. стереотипу. В соч. Л. встречаются погрешности в хронол., неточности в геогр. описаниях, а также недостатки, свойственные всякому эклектическому произв.: повторы, противоречия, ссылки на то, чего в данном соч. нет. Одн. все эти недостатки не умаляют ценности соч. Л. как важнейшего источника по истории республиканского Рима. Несомненны также лит. достоинства этого труда, обеспечившие ему огромную популярность еще при жизни автора. В эпоху Империи соч. Л. приобретает непререкаемый авторитет и как ист., и как худож. произв. По изяществу и чистоте стиля Квинтилиан сравнивал Л. с Геродотом и отмечал особое свойство его речи, к-рое он назвал «молочным изобилием» и к-рое надо понимать как нечто среднее между «саллюстианской краткостью» и чрезмерным многословием. С похвалой отзывались о Л. Тацит и Сенека. После VI в. имя Л. покрывается забвением (последнее упоминание о нем имеется у грамматика Присциана), но начиная с XII в., когда были найдены сохран. кн. Л., и вплоть до нач. XIX в. Л. рассматривали как одного из крупнейших рим. историков. XIX в. прошел под знаком критики Л. как историка: тщательно изучались его ошибки, неточности и противоречия, одн. в наст. вр. крайние суждения отпали, и совр. исследователи восстановили лит.-худож. и ист. значимость соч. Л.
   Соч.: Римская история от основания города. М., 1892 - 1899; Т. 1 - 4. История Рима от основания города. М., 1989. Т. 1; М., 1991. Т. 2; М., 1993. Т. 3; 49,141 - 253.
   Лит.: Кузнецова Т. И.,Миллер Т. А. Античная эпическая историография. М., 1984; 6, 377 - 379; 52, , 471 - 491; 117, 398 - 401; 123, 373 - 376.
   Я. К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997