Ткачество

Найдено 1 определение
Ткачество

Одежда, сшитая из различных материалов, стала применяться людьми очень давно: кусочки тканей были обнаружены при раскопках древнеегипетских гробниц, датированных V тыс. до н. э. Они были сделаны изо льна. 240 метров нити, из которой была сделана пряжа, весили всего 1 грамм.
Предшественником ткачества можно считать плетение. Изготавливая различные маты из веток и стеблей, люди распространили это умение на плетение нитей из различных волокон.
В различных регионах для изготовления волокон применяли различные материалы: в Европе – лен, коноплю и шерсть, в Индии – хлопок, в Китае – шелк. Процесс превращения сырья в волокна был весьма трудоемким.
Полученные волокна превращались в ткань на простейшем ткацком станке, представлявшем собой закрепленный на двух вертикальных брусках стержень. К нему привязывали нити, составлявшие основу ткани. Во избежание спутывания нити натягивались при помощи подвесов. Поперечная нить – уток – наматывалась на заостренную палку и с ее помощью пропускалась через основу таким образом, чтобы соседние нити основы находились по разные стороны утка. Этот способ тканья копировал плетение и требовал много времени для пропускания утка.
Позже для разделения нитей между нитями основы стали создавать ромбообразное пространство – зев, образованное четными и нечетными нитями основы. В это пространство вкладывалась уточная нить, сматывавшаяся со шпули, находившейся в челноке – рабочем органе ткацкого станка. Одно из устройств, которое образовывало зев, применяется в ткацких станках до сих пор. Оно представляет собой рамку, называемую ремизкой, к планкам которой прикреплены проволочки с петлей посередине – глазком. Через глазки пропускались нитки основы. Вначале это были либо четные, либо нечетные. Потянув на себя ремизку, ткач отделял четные нити от нечетных и прокидывал уток через основу одним броском. При обратном движении утка оставшиеся нити проходились поодиночке. Позже к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки, вторые концы которых поочередно крепились к двум ремизкам. Потянув поочередно за ремезы, ткач отделял то четные, то нечетные нити, перебрасывая уток через основу. Это позволило значительно ускорить работу.
Такой способ крепления позволял использовать несколько ремизок, прикрепляя к ним каждую третью или четвертую нить. Это позволяло менять способы переплетения и ткать разные ткани.
Горизонтальный ткацкий станок применялся до XVIII в. В него были внесены некоторые изменения: нити основы параллельно наматывали на специальный валик – навой. На такой же валик наматывалась и готовая ткань. Для разделения нитей основы применялся специальный гребень – бердо, который закреплялся на качающейся раме – батане. Последовательное поднятие ремизок осуществлялось посредством нажимания ткачом педалей. Таким образом, руки ткача освобождались. Ткани были узкими из?за ручной прокидки челнока.
В XVI в. был изобретен ленточный станок, способный одновременно ткать несколько лент.
В XIV–XVI вв. появились прядильные машины с ручным и ножным приводом, обеспечившие значительное увеличение количества пряжи. Теперь ткацкие станки не успевали перерабатывать все сырье, изготовленное на новых машинах. Были необходимы ткацкие машины, которые смогли бы удовлетворить нужды развивающейся текстильной промышленности.
В 1678 г. француз де Женн изобрел первый механический ткацкий станок, приводившийся в действие гидравлическим двигателем. В 1745 г. французский механик Вокансон сконструировал один из первых механических ткацких станков, также приводившийся в движение гидравлическим двигателем. Однако эти механические ткацкие станки были еще очень несовершенны, а двигательная сила их была слишком неудобна для примитивной техники текстильной промышленности XVIII века.
В 1785 г. англичанин Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок. Вначале его конструкция была весьма примитивна, поэтому над усовершенствованием своего станка Картрайт работал до конца XVIII в. Он с самого начала предусматривал, что его станок будет приводиться в движение паровым двигателем. В 1792 г. он создал легко управляемый механический ткацкий станок, удовлетворяющий требованиям, предъявлявшимся в то время к ткачеству. Картрайт в своем станке добился полной механизации всех основных операций ручного ткачества: прокидки челнока, подъема ремизного аппарата, пробоя бердом уточной нити, сматывания запасных нитей основы, удаления готовой ткани и шлихтования основы (пропитывания нитей клеящим раствором?шлихтой для увеличения прочности).
В первой четверти XIX в. над усовершенствованием ткацкого станка работали и многие другие изобретатели. Во Франции в 1804 г. Жаккар изобрел ткацкую машину для узорчатого тканья. Станок Жаккара давал ткань с разнообразными красочными узорами; имел набор ниток различных цветов.
В начале XIX в. в связи с усложнявшейся конструкцией ткацких станков некоторые их части начали делать из металла. С 1803 по 1813 г. англичанин Хоррокс получает ряд патентов на ткацкие станки с железной станиной. Эти станки имели преимущества по сравнению с деревянными: меньше изнашивались при работе и занимали немного места. В начале XIX в. были механизированы и некоторые вспомогательные операции ткачества, появились шлихтовальные и другие машины.
В дальнейшем конструкторы направляли свои усилия на превращение механического станка в автоматический. Были созданы механизмы, заменявшие пустые шпули в челноке на ходу, без остановки станка, приспособления, автоматически останавливающие станок при обрыве основной нити.
В новых станках челнок двигался между нитями основы ударяемый специальными деревянными погонялками. Его торможение осуществлялось силой трения о челночную коробку, в которую он влетал. Предельная частота перемещений челнока, равная примерно 200–220 ударам в минуту, была достигнута еще в середине XIX в. и с тех пор не увеличивалась. Одна из причин этого – шум.
Увеличение скорости челнока пытались достичь разными способами: при помощи электромагнитов, пороховых взрывов и т. п. В конце концов стали использовать многочелночные станки непрерывного действия. В них уточную нить стали прокладывать много маленьких челноков одновременно. Производительность многочелночных станков намного выше, чем на одночелночных, а уровень шума значительно снизился.
Разрабатываются конструкции бесчелночных станков, в которых уток заменен капелькой воды, тянущей за собой нить, струей сжатого воздуха. Применяется также и прокладчик утка – небольшая пластинка массой около 40 г с пружинным зажимом нити. Перемещаясь в направляющей гребенке, прокладчик прокладывает нить в зеве со скоростью до 25 м/с.
В бесчелночных станках уточная нить сматывается не с шпули, а с неподвижной бобины, расположенной на станине станка.
На рапирном ткацком станке уточная нить вводится в зев захватами, расположенными на концах стержней (рапир), совершающих возвратно?поступательные движения с двух сторон станка.
Применяются также и пневморапирные станки, в которых две полые рапиры вводятся в зев, образуя воздушный канал. В правую рапиру сжатым воздухом вдувается уточная нить. Одновременно из левой отсасывается воздух, увлекая за собой нить. Применение этих станков позволило снизить шум в два раза и повысить производительность в 1,5 раза.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 047-048. Индийское кустарное ткачество

Чайников Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Русское узорное ткачество: история и современность

Егупова Н. В.
В статье раскрывается одна из страниц в истории развития текстильных промыслов в декоративно-прикладном искусстве. Верно и точно выстроена последовательность развития искусства узорного ткачества.
Читать PDF
0.00 байт

Восстановление древнего вида русского ткачества - узорного двухслойного ткачества

Колтышева Наталья Георгиевна, Мариев Валерий Александрович
В статье рассматривается двухслойное узорное ткачество древний вид узорного ткачества, ранее существовавший в России, но утраченный в начале XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Техника ткачества Finnweave в русских узорных двухслойных тканях

Колтышева Наталья Георгиевна, Мариев Валерий Александрович
В статье показано, что русские узорные двухслойные ткани относятся к виду тканей, выполненных в ткацкой технике Finnweave.
Читать PDF
0.00 байт

Орудия прядения и ткачества из зольника i у поселения «Сиреневая бухта» в Крымском Приазовье

Ковальчук А.В., Кузина Н.В.
В 2013-2014 гг. Восточно-Крымской экспедицией ИА РАН проводились археологические исследования зольного холма, расположенного в Восточном Крыму. Насыпь диаметром около 20 м достигает в высоту 1.
Читать PDF
0.00 байт

Аутентичность и стилизация традиционного чувашского ткачества с использованием натуральных материало

Гарипова Г.И., Ефимова А.А.
Традиционное ткачество один из видов народного промысла. В тканых узорах, орудиях и технических приёмах этого вида деятельности отразились многообразные связи народов.
Читать PDF
0.00 байт

Становление шпалерного ткачества в Брюсселе (XIV-XVI вв. )

Бородин Игорь Викторович
Цель статьи изучение начального процесса формирования шпалерного ткачества, одной из блестящих отраслей европейского прикладного искусства, в Южных Нидерландах.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности ручного ткачества советского периода второй половины ХХ в.

Семизорова Л. Б.
В советском гобелене середины ХХ в. были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые привели к нему многих художников.
Читать PDF
0.00 байт

Об искусстве ткачества парчи в истории индийского текстиля

Соболева Анна Сергеевна
Рассматриваются технологии изготовления и особенности орнаментации парчи одного из древнейших ремесел Индии.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности ручного ткачества советского периода второй половины XX века

Семизорова Любовь Борисовна
В советском гобелене середины ХХ в., как ни в каком другом виде декоративного творчества, были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привели к нему многих художников.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции шпалерного ткачества и творчество Жана Люрса основоположника и классика современной шпалеры

Бойко Оксана Валентиновна
В статье изложены основные этапы формирования художественной концепции Жана Люрса в области ковроткачества, а также разработанные им принципы и приемы, позволившие объединить станковое, декоративное и монументальное искусства в од
Читать PDF
0.00 байт

История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий

Газизова Аделя Талибовна
В статье рассматривается история развития гобелена и влияния его на современные таписерии.
Читать PDF
0.00 байт

Приемы композиционного решения в современных произведениях ручного ткачества - таписериях

Столярова Елена Геооргиевна, Гаврилова Людмила Владимировна
Статья посвящена исследованию приемов композиции в произведениях ручного ткачества таписериях. В статье дается классификация ручного ткачества. Представляются особенности композиционных решений декоративной композиции таписерий.
Читать PDF
0.00 байт

Пейзаж в шпалерном ткачестве

Марина Торшина
Данная статья представляет обзор основных тенденций в отображении природного мира в классической шпалере с привлечением материалов из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
0.00 байт

Художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья

Лодичева Валерия Николаевна, Ковычева Елена Ивановна
На основе музейных и частных коллекций, материалов полевых экспедиций обобщены художественные и технологические особенности русского ткачества Среднего Прикамья в контексте его взаимодействия с текстильной культурой Русского Север