ТКАНИ ВИЗАНТИЙСКИЕ

Найдено 1 определение
ТКАНИ ВИЗАНТИЙСКИЕ
шерстяные парчовые, шелковые, златотканые с узорами, пользовались большим спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Из них изготовлялась одежда императоров и высшей знати, облачение патриархов, епископов и других служителей церкви. Тканями украшали дворцы и храмы, главные улицы Константинополя во время праздничных церемоний. К числу древнейших образцов относятся узорчатые ткани из шерсти и льна, изготовленные в Египте и найденные в погребениях, где они хорошо сохранились благодаря сухому климату. Одним из центров египетского текстильного производства была Антиноя, где изготовлялись небольшие по размеру шелковые ткани с изображениями древнеегипетских и христианских символов, сменившихся отдельными фигурами и сценами из евангельских сюжетов. Они ткались в виде медальонов или лент и использовались для украшения гладких полотнищ. В погребениях IV – V вв. были обнаружены коптские ткани (копты – египтяне, исповедовавшие христианство монофиситского толка), выполненные петельчатой техникой, при которой петли образуют ворс. Коптские ткачи следовали античным традициям: объемные фигуры, тонкие переходы цвета, светлые полосы, окружающие фигуры и создающие впечатление воздушного слоя (два медальона IV в. с изображениями божества Нила и богини земли). В сирийских тканях использовались мотивы, близкие иранским: в медальонах изображены всадники, обращенные лицом друг к другу, или фантастические звери и птицы (шелковая ткань с изображением грифона, впившегося когтями в быка). Ткацкие мастерские в Константинополе появились в VI в. при Юстиниане I, когда, по свидетельству историка Прокопия Кесарийского, в Большом императорском дворце были установлены станки, на которых изготовляли великолепные, окрашенные в пурпур шелковые ткани, узорчатый бархат с применением золотой и серебряной нити. Предполагают, что первые ткачи приехали с Востока, о чем свидетельствует восточный характер некоторых образцов. Однако во многих тканях этого периода розетки восточного типа сочетались с античными и византийскими сюжетами (шелковая ткань, изображающая мужчину, борющегося со львом, – вероятно, Геракла; шелковая ткань с изображением двух всадников в одеждах византийских императоров, но с лентами сзади – деталь, заимствованная из иранского искусства; шелковая ткань конца VII в. со сценами Благовещение и Рождество в медальонах и др.). Уже при Юстиниане объемнопространственные изображения на тканях сменились плоскостными, в узорах утвердились геометрические и стилизованные растительные мотивы. Позднее на тканях появились геральдические звери и птицы, изображения святых в клеймах, повторяющиеся орнаментальные мотивы, ромбовидный орнамент. В эпоху Палеологов получило широкое распространение сюжетное шитье. Оно украшало церковные (саккосы – одежда архиереев, епитрахили, которые надевались под ризу) и императорские одежды, а также предметы литургического назначения: плащаницы, завесы, покровы, вышитые шелками, золотыми и серебряными нитями. В тканях XIII – XV вв. использовались сложные композиции «Преображение», «Христос во славе», «Причащение апостолов», напоминающие аналогичные фрески в церкви Богородицы Периблентос в Мистре. Константинопольские ткачи отличались умением гармонично сочетать цвета: желтый орнамент на темнозеленом фоне, желтобелый или синечерный рисунок на пурпуре. Их изделия привлекали внимание правителей различных стран Запада и Востока, а также Древней Руси. В императорских мастерских Константинополя были вытканы шелковая ткань из гробницы Карла Великого в Ахене, Ватиканский саккос и шелковая ткань из гробницы св. Германа Осерского. В «Слове о полку Игореве» упоминается аксамит, производившийся в Византии, – ткань под бархат красного и фиолетового тонов с орнаментом, на котором изображались диковинные звери и птицы в круглых медальонах.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012