ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента "Русских ведомостей" неоднократно выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов. Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его за безжизненность и никчемность.
Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и болезней. "Физически возненавидев большевиков" как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу перебирается во Францию, затем в Германию.
Эмигрантские годы писатель назовет позднее "самым тяжелым периодом всей своей жизни". Бытовая неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его безоглядную веру в русский народ. Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные воспоминаниями о прошлом повести "Детство Никиты" и "Приключения Никиты Рощина" (1922) и фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости "Аэлита" (1923).
В эмиграции написан роман "Сестры" (1919-22), 1-я часть будущей трилогии "Хождение по мукам".
В 1922 Толстой публикует "Открытое письмо Н.В. Чайковскому", объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой "укрепления нашей великодержавности" в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.
В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью книги "Хождения по мукам" - "Восемнадцатый год" (1928) и "Хмурое утро" (1941).
В 30-е, наряду с откровенно неудачными "официальными" повестью "Хлеб" (1937) и пьесой "Путь к победе" (1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе "Петр I" (1930-45, третья часть завершена в годы войны).
Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны. Он написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк "Родина", 7 ноября 1941), фронтовой цикл "Рассказы Ивана Сударева" (1942-44), драматическую трилогию "Иван Грозный".
Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.
Был женат 4 раза: 1?я жена (развод в 1907) – Юлия Васильевна Рожанская; 2?я (1907–14) – художница Софья Исааковна Дымшиц (1889–1963); 3?я (1915–35) – художница и поэтесса Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963); 4?я (с 1935) – Людмила Ильинична Баршева (урожденная Крестинская; род. 1906), к?рую Т. отбил у мужа – писателя Н.В. Баршева, она сначала стала лит. секр., а затем женой Т. От этих браков имел 4 детей, в т. ч.: Марьяна (Марианна) (род. 1911), вышла замуж за Евгения Александровича Шиловского (1889–1952); Никита (1917–1994), физик, лауреат Сталинской премии (1949), в 1990–93 нар. депутат РСФСР; Дмитрий (род. 1923), композитор, проф. Петербургской консерватории.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
А.Н. Толстой писал:
«Сталин исключительно скромен. Быть в фокусе внимания всего мира, мыслить историческими масштабами и вместе с тем помнить и заботиться о сталеварах, летчиках, доярках, ученых, школьниках и т. д, изучать производственные процессы, военное дело, кораблестроение, архитектуру, философию, читать рукописи молодых авторов, вмешиваться в диалектику событий, чтобы поворачивать неуклюжее дышло истории в сторону, куда ему и надлежит двигаться, быть в курсе всего, знать, что завтра будет думать Чемберлен и о чем сегодня упрямо думает финский крестьянин, косясь исподлобья на барскую мызу, – все это не легкая задача.
Человек есть человек. И мы, знающие и видящие Сталина, удивляемся глубине и ясности его мышления, его работоспособности, его спокойной дальновидности, смелости в решениях, его скромности.
Его личная жизнь ограничивается небольшими потребностями интеллигентного, очень занятого человека нашей страны. У него нет особых требований или особых привычек. Он всегда одет в полувоенный, просторный, удобный костюм. Курит тот же табак, что мы с вами. Но для тех, для кого он мыслит и работает, он хочет побольше всего и получше, чтобы вкусы и требования росли у нас вместе с культурой и материальным благосостоянием. Он всегда весел, остроумен, ровен и вежлив. Каждый человек для него – Человек.
Вот он – на трибуне в громадном Кремлевском зале. В черных откинутых волосах – седина, тень от усов прикрывает улыбающийся рот. Приподнятые нижние веки темных блестящих глаз. Он глядит на бушующий зал, где приветствуют его от всей полноты любви, преданности, готовности молодые и старые представители 11 республик, 60 народов Советского Союза.
Он наливает немного нарзана в стакан. Не спеша отпивает несколько капель. Председательствующий сверху, за столом президиума уминает руками бурю возгласов и рукоплесканий. Сталин обернувшись, взглядывает на него, как бы прося дать, наконец, говорить. Затем платком трогает усы. Раскрывает зеленую папку. Брови его поднимаются двумя резкими изломами. Он начинает говорить негромко, как всегда, – спокойно, разделяя слово от слова, четко оформляя каждую мысль, находя наиболее ясную и простую формулировку, понятную каждому…
Он говорит почти без жестов. Лишь иногда складывает пальцы и, протянув руку, раскрывает их в сторону зала, будто выпуская на свободу мысль…
– Это значит, что эксплуатация человека человеком уничтожена…
Вот он приготовил острое слово, которое, как стрела, должно попасть в одну из полукруглых лож над входными дверьми, и он трет подбородок, глаза его смеются. И он заканчивает речь, протянув перед собой руки со сжатыми кулаками, – жестом борьбы, непреклонности и устремления:
– На новую борьбу для завоевания новых побед коммунизма».
И.В. Сталин высказался зато, чтобы по повести «Хлеб» был снят фильм, и придирчиво следил за съемкой фильма «Оборона Царицына», снял с демонстрации вторую серию картины. Прочитав пьесу «Иван Грозный», И.В. Сталин распорядился издать ее массовым тиражом, и это в трудные годы Отечественной войны. Придавая большое значение созданию исторически правдивого фильма об Иване Грозном, И.В. Сталин специально принял режиссера С.М. Эйзенштейна и артиста Н.К. Черкасова, беседовал с писателем А.Н. Толстым.
- 23.11.1945, Москва) - прозаик, драматург, публицист. Происходил из старинной, но обедневшей дворянской семьи - одной из ветвей рода графов Толстых. По линии матери, детской писательницы А.Л.Бостром, приходился родственником декабристу Н.Тургеневу. Детские годы провел в имении своего отчима, А.Бострома, на хуторе Сосновка Самарской губернии. Окончил в 1901 Сызранское реальное училище, затем учился в Петербургском технологическом институте, но оставил его осенью 1907, не закончив. Начинал как поэт: в 1907 вышла в Петербурге его «Лирика» - по позднейшему признанию Т., «подражательная, наивная и плохая книжка». В 1908 в журнале «Нива» (№ 21) появилось первое прозаическое произведение рассказ «Старая башня», затем были изданы «Сорочьи сказки» (1910), сборник стихов «За синими реками» (1911).
В раннем творчестве Т. выступал продолжателем традиций русской классической литературы, что отмечала критика {А.Амфитеатров, К.Чуковский). В литературе конца 1900-х1910-х был одним из наиболее крупных представителей неореализма. Под пером Т. угасающие дворянские гнезда, типы современного ему дворянства представали в ироническом, а иногда анекдотическом освещении: рассказы, впоследствии объединенные в книгу «Под старыми липами», - «Заволжье» («Мишука Налымов»), «Неделя в Туреневе», «Петушок», «Прогулка», «Яшмовая тетрадь» и примыкающие к ним повесть «Приключения Расстегина» (1912) и романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912). Ближайшее литературное окружение молодого Т. составляли в основном писателисимволисты - И.Анненский, М.Волошин, Вяч. Иванов, В.Брюсов, А.Ремизов: многие произведения его увидели впервые свет на страницах журнала «Аполлон».
В 1911-12 издательство «Шиповник» выпустило «Сочинения» Т. в двух томах, в 1913-18 «Книгоиздательство писателей в Москве» - 9 томов собрания сочинений, куда вошли такие произведения как «Без крыльев», «Наташа», «Обыкновенный человек», «Утоли моя печали», «Миссис Бризли», «Прекрасная дама», «Для чего идет снег», пьесы «Насильники», «Милосердия!», «Касатка», «Нечистая сила», «Ракета» и др.
В годы 1 -и мировой войны Т. был некоторое время военным корреспондентом газеты «Русские ведомости», в феврале 1915 с группой писателей посетил Англию и английские войска на Западном фронте.
Казенно-патриотическими настроениями не отличался: в рассказах, очерках, статьях этих лет («Шарлотта», «Буря», «Макс Вук», «Первая ступень», «По Волыни», «По Галиции») с большой силой показывал страдания простых людей на войне, февральскую революцию приветствовал как «канун вселенского мира». В марте-апреле 1917, живя в Москве, принимал участие в реорганизации издательских учреждений, был назначен комиссаром по регистрации печати. Октябрьский переворот встретил в Москве и отнесся к нему враждебно. В июле 1918, когда в Москве начался голод, выехал с семьей в Одессу, откуда весной 1919 на пароходе Добровольческого флота направился в Константинополь. Об этом путешествии он писал И.Бунину. «Что было перетерплено - не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, по нас ползали вши. Два месяца сидели на собачьем острове в Мраморном море».
В июле 1919 Т. удалось переехать в Париж, где он, поселившись на улице Ренуар, начал работу над 1 -и частью трилогии «Хождение по мукам» - романом «Сестры» (1-я публикация начальных глав в журнале «Грядущая Россия», 1920, № 1-2). В 1920 в парижском журнале «Зеленая палочка» (№ 2-6) было опубликовано одно из лучших произведений Т. - повесть «Детство Никиты». Летом 1921, живя близ Бордо, в имении, купленном эмигрантами, Т. решил покинуть Францию и в октябре переехал в Берлин, предварительно договорившись о сотрудничестве в «сменовеховской» газете «Накануне». Близко общался здесь с М.Горьким, А.Белым, Е.Замятиным, А.Ремизовым, Б.Пильняком, В.Шкловским и др. В апреле 1922 получил письмо из Парижа от бывшего главы белогвардейского «Северного правительства» Н.Чайковского, в котором тот от имени бюро комитета помощи писателям-эмигрантам требовал у Т.
объяснений по поводу его сотрудничества в газете «Накануне»; по мнению бюро, это означало разрыв с эмиграцией и переход на сторону большевистской власти. 14.4.1922 газета опубликовала ответ Т. под заглавием «Открытое письмо Чайковскому» (перепечатан 22 апр. в «Известиях»), в котором он писал, что «в существующем ныне большевистском правительстве газета «Накануне» видит ту реальную - единственную в реальном плане - власть, которая одна сейчас защищает русские границы от покушения на них соседей, поддерживает единство русского государства и на Генуэзской конференции одна выступает в защиту России от возможного порабощения ее иными странами. ...
представляю из себя натуральный тип русского эмигранта, проделавшего весь скорбный путь хождения по мукам. В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих родных брата, - один зарублен, другой умер от ран, расстреляны двое моих дядьев, восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. ...Но Россия не вся вымерла и не пропала. 150 миллионов живет на ее равнинах, живет, конечно, плохо, голодно, вшиво, но, несмотря на тяжкую жизнь и голод, - не желает все же ни нашествия иностранцев, ни отдачи Смоленска, ни собственной смерти и гибели».
Заведуя «Литературными приложениями» к газете «Накануне», Т. привлек к сотрудничеству М.Горького, К.Федина, С.Есенина, М.Булгакова. «Шлите побольше Булгакова», - писал он в одном из писем в Москву, В берлинский период им самим были написаны роман «Аэлита» (1922), повесть «Рукопись, найденная в мусоре под кроватью» (1923) и др. В феврале 1922 побывал в Риге; рижская газета «Сегодня» опубликовала интервью с ним о новой советской литературе, в клубе писателей состоялось публичное чтение Т, его пьесы «Любовь - книга золотая» (1919), прошедшее с большим успехом; в спектакле Рижского театра русской драмы «Касатка» он сыграл роль Желтухина.
В конце мая 1923 Т. в качестве представителя газеты «Накануне» выехал в Москву; московские писатели и театральные деятели устроили ему торжественный прием (этот эпизод впоследствии изобразил М.Булгаков в «Театральном романе», где в образе Измаила Александровича Бондаревского легко узнается Т.) Летом 1923 Т. принял решение вернуться в Советскую Россию, о чем сообщил 27 июля в статье «Несколько слов перед отъездом»; «Я уезжаю с семьей на родину, навсегда... Я еду на радость? О, нет: России предстоят нелегкие времена». 1 августа приехал с семьей в Петроград.
В творчестве Т. постэмигрантского периода тема эмиграции освещалась с просоветских позиций, обретая развлекательно-бульварные или же агитационно-карикатурные очертания. Таковы «Убийство Антуана Риво» (1924), «Черная пятница» (1924), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Мираж» (1924), «Записки Мосолова» (1926), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Эмигранты» («Черное золото», 1930-31). В 1937 Т. приезжал в Париж; по свидетельству Ю.Анненкова, признавался, что он «циник», который «хочет... хорошо жить», и для этого ему приходится в угоду Сталину «быть акробатом».
Умер в Барвихинском санатории близ Москвы признанным классиком советской литературы, удостоенный всех мыслимых в то время званий и наград.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
[11 января 1883—] — один из крупнейших советских писателей. Род. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима — разорившегося помещика. Мать — писательница, печаталась под псевдонимом Александры Бострем. Окончил Петербургский технологический ин-т. В годы 1918—1923 был в эмиграции. Впервые Т. выступил в литературе в 1907 книжкой стихов "Лирика". Эта его книжка, как и следующая, "Сорочьи сказки" [1910], написана была под непосредственным влиянием русского декаданса. Ранние новеллы Т. ("Соревнователь", "Яшмовая тетрадь"—1909) представляют собой стилизации под XVIII в.
Однако вскоре после этих первых литературных опытов Т. выступил как непосредственный продолжатель реалистических традиций XIX в. Его ранняя реалистическая проза (цикл рассказов, впоследствии названный "Под старыми липами", "Чудаки"—1910, повесть "Хромой барин"—1912 и т. д.) посвящена теме оскудения и вырождения усадебного дворянства. С самой неприглядной стороны изображен быт российского дворянина-помещика, разорившегося, опустившегося, потерявшего вкус к культурной жизни. На страницах произведений Т. вырастает целая галерея анекдотических героев, чудаков, вырождающихся самодуров, бездельников, беспредметных мечтателей, этих обломков прошлого, последних представителей дворянского поколения ("Мишука Налымов", "Петушок", "Мечтатель", "Хромой барин", "Чудаки" и т. д.). В противоположность Бунину, Б. Зайцеву и другим эпигонам дворянской литературы Т. безжалостно разрушал поэтическую легенду "дворянских гнезд", реалистически обнажал застойный и пошлый быт усадебной России начала века. В этом направлении разработана Т. и тема уездных российских сумерек. Уездный врач, учитель, актриса, приехавшая в родные места ("Деревенский вечер", "Прогулка", "Родные места") — это жалкие, искалеченные жизнью, по-своему смешные люди, но в которых живет пусть нелепый и уродливый, но непосредственный порыв к жизни, к счастью. Именно в "счастье живой любви" видит Т. в эти годы единственный выход из пошлости и мертвечины окружающего. Эту здоровую, честную любовь противопоставляет писатель эротической мистике исступленной похоти декадентов ("Любовь" и др.).
По своему стилю ранние произведения Т. продолжают традиции русского реалистического романа XIX в. Детальный психологический рисунок, неторопливое повествование, прерывающееся отдельными напряженно-драматическими сценами, характерные сюжетные ситуации (приезд героя — столичного жителя — в уездную глушь), лирический пейзаж, складывающийся из описания "тенистых парков" с "сырой листвой", заросших камышами прудов, "лунных бликов", "лунной сырости", типичный усадебный intérieur, на котором лежит уже печать тления ("запертые залы с портретами дам и кавалеров в напудренных париках, с золоченой мебелью, изъеденной мышами"... "потертые диваны и круглые столы и ноты в изъеденных корешках..."), — все это идет в русле русского усадебного романа.
В годы мировой войны, работая в качестве корреспондента русских и союзнических фронтов, Т. дал ряд военных корреспонденции ("В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции", 1916), рассказов ("Прекрасная дама", "Маша", "Простая душа"), в которых Толстой пытался затушевать страшный лик войны, изобразить ее в спокойно-будничных тонах.
В 1918 Толстой создал свою замечательную повесть "Детство Никиты", завершающую цикл дворянских автобиографических произведений, восходящих к "Детству" Л. Толстого, к "Запискам Багрова внука" Аксакова.
В эмиграции Т. продолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию "Любовь — книга золотая", в которой однако сильна реалистически-бытовая струя: писатель-реалист обнажает всю грубость крепостнических нравов, скрывающихся под внешне-утонченной маской галантного XVIII в.
В 1921 в Париже написана Т. первая часть трилогии "Хождение по мукам" — роман "Сестры", отразивший новые настроения автора. Мировая война, на фоне которой развертывается действие, изображена в "Сестрах" совсем иначе, чем прежде. Фронт — бессмысленная бойня. Тыл пронизан духом разрушения и хищничества. Ценность этой книги в выразительном и рельефном воспроизведении буржуазной действительности — идейно политического и морального распада буржуазии, полнейшей деградации буржуазной интеллигенции в предреволюционный период. Представителям этого буржуазного декаданса, оторванным от народа, внутренне опустошенным, противопоставляет Т. образ своего положительного героя — Ивана Телегина, органически-цельного, мужественного человека, горячего патриота. Через здоровую, честную любовь к родине, к своему народу приходит Телегин к признанию революции. Хотя в первой части трилогии еще звучит утверждение личного счастья как высшего и неизменного начала ("пройдут года, утихнут войны, — отшумят революции, и нетленным останется одно только, — кроткое, нежное, любимое сердце... "), но тема России и революции в конце романа становится доминирующей. В дальнейшем у Т. усиливается интерес к социально-политической тематике, к общественным проблемам. В романе "Восемнадцатый год", [1926] (второй том "Хождения по мукам") дано широкое полотно эпохи гражданской войны: здесь и белогвардейщина на Дону и Кубани, черноморский флот, корниловский поход, гайдамаки и махновцы на Украине, немецкая оккупация, сорокинская армия, наступление чехословаков, контрреволюционные заговоры в Москве. Однако в романе много незавершенных эпизодов, и наряду с яркими, запоминающимися сценами даются иногда беглые зарисовки — хроника событий. Эпиграф романа: "В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого" — подчеркивает идейный смысл второй части трилогии. Право на личное счастье, очищение от мещанской мертвечины получают люди, прошедшие через труднейшие социальные испытания, люди, решившие коренные вопросы общественно-политических судеб России. Именно такой путь и проделывает герой романа. Иван Телегин, бывший царский офицер, должен пройти через боевой опыт Красной армии, чтобы, осудив свой замкнутый личный мирок, подобно России, придти через все испытания к счастию. Вадиму Рощину — упрямому идеологу "веры, царя, отечества, неделимой России и белого движения" — пришлось увидеть всю грязь и разложение белогвардейщины, чтобы разочароваться в ней и понять, что счастье Роcсии — где-то совсем в другом. По-своему проходят свой "путь очищения" и сестры, Катя и Даша. Так вырастает в "Восемнадцатом годе" проблема преодоления противоречия личного и общественного.
К периоду 1922—1927 относится цикл произведений Т., посвященных разоблачению белой эмиграции и послевоенной Европы ("Рукопись, найденная под кроватью", и др.). Т. издевается над всеми старыми реликвиями и верованиями былой русской аристократии. Пройдя через все испытания константинопольского и парижского дна, белогвардейские "герои" потеряли главное — веру в себя, они омерзительны в собственных глазах. У них нет ни прошлого, ни будущего. Наиболее последовательна эта издевка в повести "Ибикус или похождения Невзорова" [1924]. Здесь путь белой эмиграции проделывает не какой-нибудь аристократ или денежный воротила, а незаметный конторщик с Мещанской улицы, Семен Иванович Невзоров, "обожающий великосветскую жизнь". Необычайные уголовные приключения его на белогвардейском юге превращают его то в конта Симон де Незор, то в Семилапида Невзораки, то в прожигателя жизни, то в содержателя константинопольского притона. Он — злейшая карикатура на белых эмигрантов, одержимых одним инстинктом самосохранения, готовых во имя этого чувства на любую уголовщину.
Тема послевоенной Европы, сбросившей с себя лицемерные буржуазные покровы "свободы, равенства и братства", отражена в произведениях: "Убийство Антуана Риво" и "Черная пятница". Характерно обращение Т. в это время к жанру детектива, уголовного романа. Стремительная напряженная интрига, эффектные мелодраматические ситуации, резко контурная обрисовка характеров — специфичны для этого цикла произведений, по своей художественной манере отличного от ранней прозы Т.
Меньшее место занимает за эти годы в творчестве Т. тематика советской действительности. Она привлекается Т. гл. обр. для противопоставления мещанских будней героике гражданской войны. Так, в повести "Гадюка" [1928] трагически кончает свою жизнь боевая красноармейка, героиня гражданской войны, к-рая не может ужиться в советской повседневности, найти в ней смысл. Расцвет личности в гражданской войне и одновременно ее неумение найти свое место в новой обстановке, — таков смысл этой повести. Очень близка к ней по своей идейной направленности другая повесть Толстого — "Голубые города" [1927], на которой отразились сменовеховские влияния — неверие в осуществление коммунистических идеалов, утверждение их "нереальности". Молодой архитектор Буженинов, мечтающий о постройке "Голубого города" — символе коммунистического будущего, — сталкивается со страшной уездной действительностью. Убедившись в крушении своей мечты, он совершает убийство, поджигает город.
В тот же период Толстым написана серия утопических романов: "Аэлита", "Союз Пяти", "Гиперболоид инженера Гарина" и "Бунт машин" (пьеса). Эти произведения, часто наивные с точки зрения научно-технической достоверности самой утопии, интересны как попытки писателя заглянуть в будущее. Революция социальная побеждает, опираясь на силу технической мысли, — таков замысел этих произведений. Однако марсианская техника в конечном счете используется эксплуататорами для порабощения народа. Пафос голой техники, абстрактной технической выдумки характерен для таких произведений, как "Гиперболоид инженера Гарина", "Бунт машин" и т. д.
Жанровое многообразие Т. (от реалистически-бытовой повести к уголовно-политическому роману, детективной новелле, утопическому роману) увенчивается обращением к историческому роману.
Историческая тематика, в частности тема Петра I, имеет в творчестве Т. глубокие корни. Постоянный интерес Т. к русской истории возникает с 1916, с рассказа "Навождение". Здесь большие исторические события выражены однако не прямо, а в отраженной форме. История измены Мазепы и политической судьбы Кочубея дана здесь глазами смиренного послушника Трефилия, невольного свидетеля страданий дочери Кочубея. Этот рассказ по своему идейному содержанию и стилю тесно связан со всей дореволюционной усадебной прозой Толстого.
Образ Петра впервые появляется в исторической прозе Т. через год, в рассказе "День Петра". В этом произведении так же, как и в следующем, "На дыбе" [1921], реформы Петра, вся его деятельность рассматривается как исторически бесплодное дело. Крах, разочарование ждут одинокого гения, гигантская воля которого оказывается бессильной переделать Россию.
Решительному пересмотру подвергает Т. свои исторические идеи, связанные с утверждением алогизма исторического процесса, в романе "Петр I" (в настоящее время вышли две части, 1929—1934), одном из замечательных произведений, которым по праву гордится советская литератуpa. Роман о Петре наполнен новым содержанием, потому что новым оказалось прежде всего понимание самой истории. По иному освещена в романе роль Петра и его дела.
В противоположность прежним своим взглядам на историю как на иррациональный, алогический процесс, Т. подчеркивает сейчас закономерность исторических явлений, вскрывает связи Петра с растущими силами эпохи, связь петровской политики с общим социально-экономическим положением России. В противоположность прежней оценке дела Петра как исторически бесплодного в романе значение Петра вырастает до огромных масштабов. При известной исторической ограниченности его роли, противоречиях эпохи Петр дан как подлинный русский национальный герой, как создатель русского государства, укрепивший его военную мощь и европейское значение. Т. показывает в своем романе историческую прогрессивность дела Петра, заключающуюся в победе разума и воли над стихией и косностью. Эта идея звучит в пафосе техники, усваиваемой Петром на Западе.
Конкретно-исторический подход к прошлому у Т. выразился в том, что, вскрыв прогрессивное значение деятельности Петра, подымающего "неповоротливые толщи" жизни "стародавней служилой Руси, съеденной вшами и тараканами", писатель показал вместе с тем ограниченность петровского дела. Россия вступает на путь европейского прогресса, сохраняя и укрепляя крепостническое государство. Слова В. И. Ленина о том, что Петр "ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства", также получили в романе конкретное воплощение.
Со всей системой крепостнических отношений в романе связаны индивидуальные судьбы ряда героев. Для петровской эпохи крайне характерны головокружительные карьеры Меншикова и его сподвижников, бывшего крепостного мальчика, Алешки Бровкина. Это — энергичные, деятельные, по-своему талантливые люди, усвоившие однако все методы крепостнического обогащения и угнетения человека.
В беседе с немецким писателем Э. Людвигом товарищ Сталин, характеризуя Петра, сказал: "Петр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо также сказать, что возвышение класса помещиков, содействие
нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры". В романе показана эта эксплуатация крестьянских масс, растущее разорение, брожение и смута среди народа. Народ бежит в леса, в раскольничьи скиты, в степи, вступает в разбойничьи шайки, "что бы избыть тягло, жить по воле, не по указу государеву". Крестьянские бунты даны в романе как историческая неизбежность. Однако образы отдельных представителей этой обездоленной массы (цыган, кузнец Жемов, Федька Умойся Грязью) выглядят еще эпизодическими фигурами. Крестьянские бунты, столкновение крестьянской революции с крепостническим государством также не являются ведущим, стержневым моментом романа и только вкраплены в основное повествование.
Ярко описаны отдельные эпизоды раскольничьего движения. Исторически переосмыслив его, Т. сумел показать классовое расслоение в рядах раскольников. С одной стороны, раскольники-купцы, эксплуатирующие с помощью религии темный, забитый крестьянский люд, и рядом с ними беглые мужики — искатели правды. Сцена самосожжения дана в романе не как проявление религиозного экстаза, а как массовое убийство, насильственный акт со стороны вдохновителя "великой жертвы" — старца Нектария, который, сделав свое "божье дело", предпочел вовремя удалиться из скита.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Глубоко реалистически раскрыт стержневой образ романа — грандиозная фигура Петра, с его "горячим нравом", "диким, жадным, встревоженным умом", гигантской волей, неукротимыми страстями, острой сметкой и находчивостью. Т. не боится снизить образ национального героя, введя в свое повествование ряд курьезных бытовых эпизодов, биографических деталей, рисующих иногда в несколько смешном виде "царя варваров". Многогранность, широта социального охвата исторического прошлого поражает в этом романе. Здесь не только дана целая галерея исторических деятелей, начиная с "боярина древней крови" Хованского и кончая всесильным фаворитом, откровенным "мздоимцем" Алексашкой Меншиковым, — здесь отражены важнейшие исторические события за период мира и войны, взаимодействие и столкновение различных классов, различных бытовых пластов. Роман развертывается в хронологической последовательности. Тем не менее "Петр I" не хроника: исторические события и факты обобщены, образы исторических деятелей, их судьбы драматизированы.
Действие романа переносится из дворца в курную избу, из боярской усадьбы со "слюдяными окошечками" в "дымный кабак" — кружало, из Успенского собора в царский розыск и т. д. и т. д. При этом сочные колоритные описания быта не превращаются в мертвую декорацию, они органически врастают в художественную ткань романа, выполняют определенную сюжетную функцию. Реальные исторические детали романа не подчинены культу музейных "подлинников" — вещей, пейзажей, обрядов. Они всегда возникают в связи с конкретными действиями, с характеристикой, с отношениями героев.
Историческая экзотика, погоня за историческим анекдотизмом чужда автору советского исторического романа. Писатель-реалист, в свое время умело передававший колорит хиреющих дворянских усадеб, с еще большим проникновением воспроизводит стиль петровской эпохи. Но красочная бытовая деталь никогда не заслоняет у Т. основного, не служит самоцелью, она только помогает конкретизировать образы прошлого. Отсутствие натуралистического подхода характеризует тонкую передачу языка XVII в. Не перегружая романа архаической лексикой, Т. умело вкрапливает отдельные характерные черточки разговорно-просторечного языка того времени в речь персонажей и в авторскую речь.
"Петр I" — первый в современной нашей литературе настоящий исторический роман. "Книга — надолго", — так характеризовал в одном из своих писем М. Горький это значительное произведение нашей современности. Это — роман, в котором философия истории выражена не в общих категориях, а в конкретных исторических образах.
От далекой истории переходит Т. к героическому прошлому нашей революции.
Повесть "Хлеб" [1937] — это повесть о великих и незабываемых днях гражданской войны. На основании материалов, собранных редакцией "Истории гражданской войны", писатель рассказал об одном из волнующих эпизодов нашего недавнего прошлого — о замечательном по своему героизму походе Ворошилова из Луганска в Царицын, об обороне Царицына, этого "форпоста революции", под руководством великого Сталина. Чем туже стягивалась петля голода, чем острее становилось положение молодой республики, окруженной кольцом белогвардейцев, интервентов, тем большее значение приобретала борьба за хлебный центр, за Царицын, являвшийся единственной связью с Волгой — этой "всероссийской житницей". В своей повести Т. показал, что "оборона Царицына, казавшаяся до этого делом одного Царицына, поднималась на высоту обороны всей Советской России".
"Спасение Царицына — спасение в эти страшные месяцы пролетарской революции", — этим сознанием проникнуты не только вожди революции, гениальные ее полководцы — Ленин, Сталин, — это знает и каждый рядовой боец Ворошиловского Луганского отряда, и мужественный пролетарий — рабочий-путиловец Иван Гора, и самоотверженная героиня повести — батрачка Агриппина Чебрец.
На страницах своей волнующей повести Т. показал, как "начали обозначаться первые очертания костяка Красной армии", как в кровавых боях с немцами и белыми казачьими бандами, в схватках с мучительным голодом, в борьбе с гнусным предательством Троцкого выковывалась железная сила армии, росла и крепла ее боеспособность. Повесть Т. заражает этим "творческим духом Октябрьской социалистической революции", который был ясен величайшему оптимисту истории" — В. И. Ленину,"провидящему в самые тяжелые минуты трудностей то новое, рождаемое этими трудностями, что можно было взять, как оружие для борьбы и победы".
В своей повести Т. запечатлел не только героические эпизоды гражданской войны, борьбы захлеб, но и попытался дать величавые образы вождей революции — Ленина, Сталина, Ворошилова, людей стальной и "собранной воли", связанных с народными массами общими целями, общей неукротимой ненавистью к врагу.
Историческая хроника перерастает в эпопею о борьбе народных масс за социалистическую родину, за советскую власть, о великой и нерушимой связи народа и его вождей.
Т. известен также как активный деятель советской культуры, неоднократно выступавший перед лицом всего мира на защиту идей строительства социализма в СССР. Особенно ярким было его выступление в марте 1937 на Конгрессе культуры в Лондоне, где он рассказал о замечательных людях Советской страны, о смысле Сталинской Конституции и о социалистической культуре. 12 декабря 1937 Т. в числе других избранников народа вошел в качестве депутата от г. Старая Русса в состав Верховного Совета СССР. В 1938 награжден орденом Ленина, в 1939 — орденом "Знак Почета". В том же году избран в действительные члены Академии наук.
Библиография
: I. Собрание сочинений, 15 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1931 (т. I — Четыре века; т. II — Хромой Зарин. Чудаки; т. III — Под старыми липами, Рассказы; т. IV — Через поле российское; т. V — Детство Никиты; т. VI — Хождение по мукам. 1-я часть трилогии. Сестры; т. VII — Аэлита; т. VIII — Похождения Невзорова или Ибикус. Повесть; т. IX — Голубые города. Рассказы; т. X — Гиперболоид инженера Гарина; т. XI — Гадюка. Рассказы; т. XII — Хождение по мукам. Вторая часть трилогии, кн. 1 — Восемнадцатый год; т. XIII — Любовь — книга золотая и другие пьесы; т. XIV — На дыбе. Исторические пьесы; т. XV — Петр Первый. Роман). Собрание сочинений, 15 тт., изд. "Недра", М., 1929—1930 (т. I — Четыре века. Рассказы; т. II — Под старыми липами. Рассказы; т. III — Хромой барин. Чудаки; т. IV — Через поле российское. Рассказы; т. V — Детство Никиты; т. VI — Хождение по мукам. Первая часть трилогии. Сестры; т. VII — Аэлита; т. VIII — Черная пятница; т. IX — Похождения Невзорова или Ибикус; т. X — Гиперболоид инженера Гарина; т. XI — Подкидные дураки. Рассказы; т. XII — Хождение по мукам. Вторая часть трилогии. Кн. 1 — Восемнадцатый год; т. XIII — Комедии о любви; т. XIV — Исторические пьесы; т. XV — Петр I); Собрание сочинений, 8 тт., изд. "Художественная литература", Л., 1934—1936, изд. продолжается (т. I — Под старыми липами. Детство Никиты. Рассказы; т. II — Хромой барин. Чудаки. Через поле российское; т. III — Повести и рассказы; т. IV — Похождения Невзорова или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита; т. V — Хождение по мукам; т. VI — Петр I; т. VII — Черное золото, Статьи; т. VIII — Драматургия); Избранные повести и рассказы, изд. "Художественная литература", Л., 1937; Хлеб (Оборона Царицына). Повесть. M., 1937.Р. Мессер.
{Лит. энц.}
Толстой,
Алексей НиколаевичРод. 1882 (1883) ум. 1945. Писатель. Автор романов, стихов, пьес, сказок, сценариев, статей и др. Выпускник Петербургского технологического института (1907). Литературный дебют, принесший Т. известность, — "заволжский" цикл рассказов и повестей (1909—11). Произведения: "Чудаки" (первоначально "Две жизни", роман, 1911), "Хромой барин" (1912), "Егор Абозов" (не оконч., 1915), "Наваждение" (повесть, 1918), "День Петра" (повесть, 1918), "Сестры" (1 кн. трилогии "Хождение по мукам", первая ред., 1921), "Граф Калиостро" (повесть, 1921), "Детство Никиты" (автобиографич. повесть, 1920—22), "Повесть смутного времени" (1922), "Аэлита" (первый советский научно-фантастический роман, 1922—1923), "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924—1925), "Гадюка" (повесть, 1925), "Заговор императрицы" (1925), "Гиперболоид инженера Гарина" (фантастический роман, 1925—1926), "Азеф" (1926, совм. с П. Е. Щеголевым), "Восемнадцатый год" (2 кн. трилогии "Хождение по мукам", 1927—1928), "На дыбе" (1928), "Голубые города" (повесть, 1928), "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1935), "Хлеб (Оборона Царицына)" (изд. 1937), "Хмурое утро" (3 кн. трилогии "Хождение по мукам", 1941), "Петр I" (роман, 1930—44) и др. Трижды лауреат Сталинской премии.