, Джоаккино (Toma, Gioacchino) 1836, Пулья, Калатина — 1891, Неаполь. Итальянский живописец. Мастер неаполитанской школы. Работал в Пулье, Неаполе. Участвовал в 1860 в национально-освободительной борьбе эпохи Рисорджименто. Специализировался в жанре бытовой живописи, став одним из видных мастеров социального веризма, но писал и полотна на религиозные и исторические сюжеты (Динарий кесаря, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Суровое испытание инквизицией, Неаполь, муниципалитет), в которых проявилось влияние Д. Морелли. Большую известность принесла Дж. Тома картина Луиза Санфеличе в тюрьме (Рим, Нац. галерея современного искусства) на сюжет из истории Италии, исполненная в традициях исторической живописи сер. и 2-й пол. XIX в. Тома проявил себя прекрасным мастером колорита: серые, желтые, зеленые тона приведены в полотне к гармоничному созвучию. С долей сентиментального чувства трактованы и картины в духе социального веризма: Две матери (1874, Неаполь, частное собрание), Причастие сироты (Рим, Нац. галерея современного искусства). Бытовая живопись Тома оказала влияние на А. Манчини.
Лит.: Ortolani S. Gioacchino Toma. Roma, 1934; Causa R. Gioacchino Toma // Bollettino a’arte, 1955. Anno 40. № 1. P. 39—52; Salerno L. Catalogo della mostra di Gioacchino Toma. Introd di E. Lavagnino. Roma, 1954.
Е. Федотова
ТОМА
ТОМА
де Томон Жан (1760-1813) — русский архитектор французского происхождения. С 1799 года ра-ботал в России. Талантливый архитектор, страстный почитатель античного зодчества, он стал одним из видных представителей классицизма, в духе которого Томон разработал проект ансамбля Стрелки Васильев-ского острова в Петербурге. Организующим центром ансамбля является здание Биржи. Точно следуя класси-цистическому канону — монументальность, цельный геометрически правильный объем здания, массивные дорические колонны, строгие завершения гладких стен, двухколонные портики, обрамляющие двери — Томон решил сложнейшую градостроительную задачу: выде-лил здание Биржи среди других построек набережной, выдвинув Стрелку более чем на 120 метров вперед и поставив здание на высокую террасу, над которой поднимаются 44 дорические колонны. По проекту Томона по обеим сторонам Биржи были воздвигнуты две тридцатиметровые колонны, украшенные отпиленными носамирострами побежденных вражеских кораблей в память о древнем обычае. Ростральные колонны были поставлены как памятники военно-морской славы России. Их символическое значение усиливают скульптурные группы «Нептун, выезжающий из волн морских с реками Невой и Волховом по бокам» и скульп-тура, изображающая Неву в окружении двух рек и бога торговли Меркурия. Среди других сооружений архитектора выделяются мавзолей в Павловске и театр оперы и балета в Одессе.
ТОМА
1. (Thomas), Альбер (16.VI.1878 - 7.V.1932) - франц. политич. деятель, историк. В 1905-14 сотрудничал в газ. "Humanite". С 1910 Т.- деп. парламента от Объединенной социалистич. партии, один из лидеров ее парл. фракции. С начала 1-й мировой войны вошел в состав франц. пр-ва. С дек. 1915 по сент. 1917 занимал пост мин. вооружения. После Февр. революции 1917 приезжал в Россию с целью активизировать ее участие в империалистич. войне. С 1920 возглавлял Международное бюро труда при Лиге наций. Наиболее значит. труд Т., основанный на большом документальном мат-ле, - "Вторая империя. 1852-1870" (Р., 1907; рус. пер., СПБ, 1908), являлся частью издававшейся Ж. Жоресом "Социалистич. истории". В нем Т. несколько идеализировал Наполеона III. В работе "Социалистич. идеи Бабефа до заговора Равных" ("La pens?e socialiste de Babeuf avant la conspiration de Egaux", "Revue socialiste", 1904, t. 40, 1905, t. 41) пытался изобразить Бабефа предшественником оппортунизма во франц. рабочем движении. Лит.: Phelan E. J., A. Thomas et la cr?ation du B. Y. T., P., 1936; Schaper B. W., A. Thomas..., Assen, 1959. 2. Сэйта (р. 1913) - япон. историк, представитель марксистского направления в изучении древней и ср.-век. истории Японии. В 1936 окончил ун-т Васэда. С 1946 был одним из руководителей Об-ва демократам, ученых (Минсюсюги кагакуся кекай) и одним из редакторов ист. журн. "Рэкиси херон" ("Ист. вестник"), издававшегося этим об-вом. С 1947 преподает в ун-те Васэда. Соч.: Нихон кодай кокка (Древнее гос-во Японии), Токио, 1946; Нихон сеэн-си (История япон. сеэн), Токио, 1947; Нихон миндзоку-но кэйсэй (Формирование япон. нации), Токио, 1955; Рэкиси то дзиссэн (История и практика), Токио, 1955. П. П. Топеха. Москва.