ТОР
ТОР
в сканд. мифологии бог-громовик, один из гл. богов-асов (в мифологии континент. германцев ему соответствует Донар). См. ст. Древнегерманская мифология и религия.
ТОР
в скандинавской мифологии — бог грома, бури и плодородия, сын О дин а и богини земли Ёрд, один из главных асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьельнир, который постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Главный защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континентальных германцев Т. соответствовал Донар, у англосаксов — Тумор (Тонар).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТОР
по верованиям Скандинавов - бог грома и молний. Некоторые скифские племена Сев. Кавказа, попав в конце старой эры под культурные влияния Норманнов, стали называться именем их божества; появились Тореты, которые после слились с кавказскими племенами Удзов и Сираков и вышли на Волгу и Дон под общим именем Торков. Имя Т. сохранилось также в географических названиях; так среди притоков Северского Донца имеются: Тор, Казачий Торец, Кривой Торец, а в местах пребывания наших предков долго сохранялись названия поселений: Тор (после Славянск), ел. Торская, Торское городище, Торческ и т.п.
ТОР
Донар — в герм.-сканд. миф. бог грома, бури и плодородия, божеств. богатырь, защищ. богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (1 в. н.э.) описыв. Донара под рим. именем Геркулеса. В обл. распростр. герм. языков Донару был посвящен тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т.е. четверг). В сканд. миф. (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по знач. (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьергюн). тожд. Перкунасу — Перуну и указыв. на генетич. связь Т. Т. — муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчерк. отнош. Т. к плодородию), матери бога Улля. У Т. — дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причем Магни рожден великаншей Ярнсаксой. Небесное жилище Т. — Трудхейм. Т. ри-суется рыжебородым бога-тырем, вооруж. боевым молотом Мьелльниром. Т. ездит в повозке, запряж. козлами. Имена козлов То-ра — Тангниостр и Тангриснир указыв. на скрежет. зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козел одноврем. имеет отнош. и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступ. не только в роли «коней» Т., но и служат источ. неисчерп. пищи. Т., останавл. на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронут. только кости), а затем возвращает их к жизни. Согл. «Прорицанию вельвы» («Старшая Эдда», в последней битве перед концом мира (Рагнарек) Т. сраж. с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998