Тотлебен Эдуард Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Тотлебен Эдуард Иванович
(1818-1884) – русский генерал-инженер(с 1869 г.), граф(с 1879 г.). Руководил инженерными р аботами при обороне Севастополя в 1854-1855 гг. В 1863-1877 гг. фактически возглавлял военноинженерное ведомство. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. руководил осадой Плевны.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович
1818-84), граф (1879), военный инженер, инженер-генерал (1869), почетный член Петербургской АН (1855). Руководил инженерными работами при обороне Севастополя 1854-55. В 1863-77 фактический глава военно-инженерного ведомства. В русско-турецкую войну 1877-78 руководил осадой Плевны, в апреле 1878 - январе 1879 главнокомандующий действующей армией.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Тотлебен Эдуард Иванович
1818-1884 гг.) - русский военный инженер, с 1869 г. - инженер - генерал. В 1836 г. окончил Главное инженерное училище. Участвовал в боевых действиях на Кавказе в 1848-1849 гг., с 1851 г. служил инженером в гвардии. В Крымскую войну руководил инженерными работами во время Севастопольской обороны (1854-1855 гг.). С 1859 г. - директор инженерного департамента в Военном министерстве. В 1863-1877 гг. товарищ (заместитель) генерал-инспектора военных инженеров, фактически руководил инженерными войсками русской армии. Разработал систему инженерных укреплений государственных границ России. С начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг. помощник начальника Западного отряда, а с ноября 1877 г. - начальник отряда под Плевной, руководил ее осадой, закончившейся капитуляцией турецкого гарнизона. С апреля 1878 по январь 1879 г. руководил действующей армией. С 1879 г. член Государственного совета, генерал-губернатор Одессы и командующий войсками Одесского военного округа. В 1880 г. был назначен виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором и командующим войсками Виленского военного округа. Известен также как военный историк. Умер в г. Зоден в Германии, но похоронен в Севастополе, где в 1909 г. ему был поставлен памятник.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович
[8(20).5.1818, Митава (ныне Елгава, Латвия) — 19.6(1.7).1884, Зоден (Германия), похоронен в Севастополе], инженер-генерал (1869). В 1836 окончил Главное инженерное училище. Участвовал в боевых действиях на Кавказе (1848— 1849), служил инженером в гвардии (с 1851). В Крымскую войну 1853-1856 руководил инженерными работами в Севастополе (1854-1855). Умело приспосабливал укрепления к местности; артиллерийские батареи располагал так, чтобы вести сосредоточенный огонь по одной цели; применил ложементы, которые положили начало стрелковым окопам; широко использовал подземно-минную борьбу. С 1859 директор инженерного департамента в Военном министерстве. В 1863-1877 товарищ (заместитель) генерал-инспектора военных инженеров, фактически руководил инженерными войсками русской армии; разработал систему инженерных укреплений государственных границ России. В 1873 член Особого совещания по реорганизации армии, руководил реорганизацией инженерных войск. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 помощник начальника Западного отряда (с сентября 1877), а с ноября — начальник отряда под Плевной, руководил ее осадой, закончившейся капитуляцией турецкого гарнизона. Затем командовал Рущукским отрядом, с апреля 1878 по январь 1879 — действующей армией. С 1879 член Государственного совета, одесский генерал-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа; с 1880 Виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор и командующий войсками Виленского военного округа. Известен как военный инженер и историк. В Севастополе в 1909 ему поставлен памятник.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Тотлебен Эдуард Иванович

Тотлебен (граф Эдуард Иванович, 1818 - 1884) - знаменитый военный инженер. Болезнь сердца помешала Тотлебену окончить полный курс наук в Инженерном училище; он был зачислен в Рижскую инженерную команду, а в 1840 году переведен в учебный Саперный батальон. Здесь он обратил на себя внимание генерала Шильдера , от которого получил поручение заняться трубной минной системой; для дальнейшего его исследования Тотлебен был послан с командой саперов в Киев, где заведовал работами при производстве в обширных размерах опытов подземной войны. В 1848 году Тотлебен отправился на Кавказ и принял там участие в нескольких экспедициях. Содействовал успешному ходу осады Гергебиля, где он в 80 саженях от стен аула заложил летучей сапой брешь - батарею. В 1849 году заведовал всеми работами по осаде укрепления Чох; совершив смелую ночную рекогносцировку перед фронтом укрепления, он заложил в 30 саженях от укрепления передовую параллель с 2 брешь-батареями. По возвращении с Кавказа Тотлебен был назначен адъютантом к генералу Шильдеру, а в 1851 году перешел в гвардейские инженеры и поселился в Петербурге, где руководил практическими работами гвардейского саперного батальона во время лагерных сборов. В начале 1854 года Тотлебен был вызван в главную квартиру Дунайской армии и здесь исполнил ряд поручений генерал-адьютанта Шильдера, совершил под огнем турецких батарей ряд блестящих рекогносцировок и выработал план атаки укреплений при Калафате. С началом подготовительных работ по осаде Силистрии Тотлебен был назначен траншей-майором. Когда генерал Шильдер был ранен, Тотлебен принял заведование всеми работами и 7-го июня взорвал весь фронт передового укрепления Араб-Табия. Когда осада Силистрии была снята, Тотлебен был послан в Севастополь, где ожидалась высадка неприятеля. Сначала главнокомандующий, князь Меншиков , полагал, что союзники, за поздним временем года, не решатся предпринять высадку в Крым, и отклонил предложение Тотлебена немедленно приступить к оборонительным работам. Они были начаты только тогда, когда высадка уже состоялась. Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим - и вооружением утратившего теперь свое прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии Тотлебен принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных ее пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся еще отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнем. Работа велась беспрерывно днем и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищенными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия. Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленной сетью минных галерей. 8 июня Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь. После падения Севастополя Тотлебен, назначенный генерал-адьютантом, был вызван в Николаев для приведения его в оборонительное положение. Объяснительная записка Тотлебена по вопросу об укреплении Николаева представляет одну из самых ценных его научных работ. Идеи, высказанные им здесь под свежим впечатлением пережитых боевых опытов, открывают новую эру в фортификационном искусстве и резко отступают от традиций, царивших до того времени даже во Франции, несмотря на опыты наполеоновских войн. Тотлебен указывает на необходимость иметь систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги; рассматривает значение фортов, как главных опорных пунктов борьбы, и выясняет распределение всех родов оружия и роль каждого из них. По возвращении в Петербург Тотлебен принял на себя заведование усилением Кронштадтских укреплений, после чего в течение 2 лет занимался изучением крепостей Германии и Франции и организации там инженерного дела. В 1859 году Тотлебен назначен директором Инженерного департамента, в 1863 году - товарищем Генерал инспектора по инженерной части. В 1863 году вследствие ожидавшихся политических осложнений, под наблюдением и руководством Тотлебена принят ряд мер по приведению в оборонительное положение наших крепостей; усилены Свеаборг, Динабург и Николаев, укреплены Выборг и устья Невы и Западной Двины; Кронштадт обеспечен от атаки флота. В 1869 году Тотлебен составил проект укрепления Киева. В качестве председателя Артиллерийской инженерной комиссии Тотлебен принял деятельное участие в вооружении наших крепостей нарезными орудиями. В то же время Тотлебен работал над реорганизацией наших инженерных войск соответственно новейшим требованиям военной науки. С 1871 по 1875 год Тотлебен был занят разработкой новой системы оборонительных линий, с их главными крепостными опорными пунктами. Для этой цели он произвел ряд изысканий у Брест-Литовска, Ковны, Белостока, Гониондза, Гродны, Дубна и Проскурова. В 1873 году в особом совещании о стратегическом положении России, под председательством Государя, был принят план Тотлебена, главные мысли которого были следующие: 1) усилить Новогеоргиевск, Ивангород и Варшаву передовыми укреплениями и построить передовые укрепления вокруг Бреста для прикрытия железных дорог; 2) укрепить Гродну, Ковну и позицию под Вильной, возвести укрепления y местечка Осовец и обеспечить переправу через реку Западная Двина у Риги; 3) построить укрепления впереди Дубна и Проскурова; 4) усилить передовыми укреплениями Бендеры и устроить укрепления y Очакова и Ямполя. Работы по исполнению этого плана были остановлены Восточной войной 1877 - 78 годов. В 1876 году Тотлебен был вызван в Ливадию и назначен Главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. В Керчи, Очакове, Одессе и Севастополе Тотлебеном были установлены мины, возведены новые батареи и усилено вооружение. В конце 1876 года Тотлебен вернулся в Петербург и лишь 2 сентября 1877 года, когда осада Плевны затянулась, был вызван на театр военных действий, где принял руководство осадными работами под Плевной. После взятия Плевны Тотлебен был назначен начальником Восточного отряда, но 8 февраля был вызван в Петербург для совещания по вопросу о занятии Босфора и о закрытии его для английского флота, стоявшего у Принцевых островов. Назначенный вслед за этим главнокомандующим, Тотлебен, по прибытии к армии, нашел, что занятие Босфора около Буюк-дере, при невозможности заграждения пролива минами и обеспечения сообщения с нашими черноморскими портами, бесцельно и что в случае успешного штурма Константинополя выгоды будут иметь лишь временный характер, а в случае неудачи могут быть потеряны результаты предыдущей кампании. Ввиду этого задачей Тотлебена как главнокомандующего было поддержать нашу дипломатию во время ее переговоров о заключении окончательного мира, побуждая Турецкое правительство к скорому и точному выполнению русских требований, и руководить возвращением русских войск на родину. В то же время Тотлебен предложил ряд мер для подготовки Болгарии к самозащите после ухода наших войск. За заслуги во время войны 1877 - 78 годов Тотлебен награжден был орденами святого Георгия 2-й степени и Андрея Первозданного, а по случаю 25-летия со дня 1-го бомбардирования Севастополя возведен в графское достоинство. В 1879 году Тотлебен назначен был временным Одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского округа; в 1880 году назначен на тот же пост в Северо-западный край (в Вильну). Главные научно-литературные труды Тотлебена: "Описание обороны Севастополя" (со многими сотрудниками, 1872); "Записка к проектам вооружения сухопутных крепостей"; "О вооружении приморских крепостей". Известный бельгийский инженер Бриальмон признает Тотлебена самым замечательным инженером XIX в. См. Шильдер "Граф Э.И. Тотлебен, его жизнь и деятельность"; A. Brialmont "Le general comte Totleben, sa vie et ses lravanx"; Дубровин "Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя".

Источник: Биографический словарь. 2008

Похожие термины:

  • Тотлебен, граф Эдуард Иванович

    (1818—1884) — знаменитый военный инженер. Болезнь сердца помешала Т. окончить полный курс наук в инженерном учил.; он был зачислен в Рижскую инженерную команду, а в 1840 г. переведен в учебный саперный ба