философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы — трагедии.
ТРАГИЧЕСКОЕ
ТРАГИЧЕСКОЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Трагическое
Античная теория Т. отличается от совр. прежде всего тем, чго к Т. относился ттс только неразрешимый конфликт, обязательным элементом являлся пафос. Действие, послужившее причиттой страдания, по мнению Аристотеля, должно было предполагать нечто возвышенное, но одновременно не быть преувеличенным, оно должно быть понятно для простого человека и вызывать у него определ. чувства, например страха или сострадания. Это действие могло совершиться вследствие человеч. бессилия перед ч. — л., а причин, им страдания должны были казаться неизбежными и незаслуж. Тратич. поступки, полные страшного и ужаснот о, с одной стороны, вызывают отвращение, а с друтой одновременно удовольствие (при соответствующем художеств, оформлении), а также служат узнаванию и перипетии. Принадлежность тратич. персонажей к высшим слоям общества — требование более позднего периода истории, не связанного с именем Аристотеля.
Источник: Словарь античности. 1989
ТРАГИЧЕСКОЕ
категория, характеризующая художественный конфликт, завершающийся катастрофой для героя или его жизненных ценностей. Основная особенность трагического – величие страдания. В трагическом конфликте возвышенно-патетическое страдание совмещается с героической активностью личности, бросающей вызов судьбе, верной своим идеям и принципам. В античной трагедии под трагическим понимали борьбу человека с неумолимым роком: Эдип, несмотря на предосторожность, не избежал своей судьбы. В эпоху классицизма трагическое стали понимать как конфликт между личным чувством и нравственным долгом. Современное понимание трагического ориентируется на концепцию Возрождения, и прежде всего У. Шекспира. В его трагедиях содержится, по словам Г. В. Ф. Гегеля, «трагическое созерцание» – герой противостоит миру, хотя сознает свое бессилие. В рус. литературе трагическое достигает вершины у Ф. М. Достоевского.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006