драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.
ТРАГИКОМЕДИЯ
Трагикомедия
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ТРАГИКОМЕДИЯ
драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит в драматическом и комическом освещении. Характерна для драматургии XX в.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРАГИКОМЕДИЯ
драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические черты. Отличительными особенностями трагикомедии являются неразрешенность конфликта, господство случая, прихотливый сюжет, изобилующий таинственными ситуациями, неожиданными поворотами, благо-получный конец. Тенденция к трагикомическому началу намечается в некоторых драмах Еврипида, насыщенных перипетиями приключенческого характера со счастливым концом. Термин «трагикомедия» впервые используется Плавтом в прологе к комедии «Амфитрион» и понимается римским драматургом как смешение трагического и комического. Шутовские сцены чередуются в ней с серьезными и даже патетическими. В XVI–XVII вв. к жанру трагикомедии обраща-лись И.Х. Гольман, Ж. де Ротру, А. Арди во Франции, Шекспир в романтических драмах в Англии, авторы «комедии плаща и шпаги» в Испании. В XIX–XX вв. трагикомический эффект присутствует в драмах ро-мантиков, в произведениях Г. Ибсена, А. Стринберга, А. П. Чехова и др.
ТРАГИКОМЕДИЯ
один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии – показать относительность критериев восприятия жизни: трагическое оборачивается смешной стороной, в комическом проступает ощущение трагедии. Для трагикомедии характерно сочетание смешного и серьезного, большое значение в ней придается случаю как пружине действия и длительной неизвестности, завершающейся неожиданными сюрпризами. Первые черты трагикомедии появились еще в античности, в творчестве Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»). Расцвет трагикомедии приходится на эпоху барокко, в творчестве английских драматургов Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Затем трагикомический элемент усиливается в драматургии кон. 19 – нач. 20 в., в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, Л. Пиранделло и др. Трагикомедия не имеет четкого жанрового критерия, главная ее особенность – двойное освещение (трагическое и комическое) событий.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006