ТРАКТОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАКТОР
тащу — самоходная машина на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к ней устройств, буксирования прицелов. Первые колесные Т. с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 г. С 1912 г. в США, затем в других странах производятся Т. на гусеничном ходу. В СССР первые Т. изготовлены в начале 20-х гг. XX в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Трактор

Слово «трактор» произошло от латинского trakto – тащить, тянуть. В этом и состоит основное предназначение трактора – перевозить различные машины (орудия) или тащить их за собой. Кроме того, трактор должен передавать энергию прикрепленным к нему орудиям – плугам, сеялкам, культиваторам и уборочным машинам.
Первые колесные паровые тягачи появились в Англии и Франции в 30?е годы XIX века.
Важный элемент трактора – бесконечную гусеницу, повышающую проходимость машины, предложил русский изобретатель Ф. А. Блинов.
Это был «особого устройства вагон с бесконечными рельсами» для перевозки грузов по шоссе и проселочным дорогам. В вагоне Блинова желобчатые рельсы составлялись из двух рядов железных звеньев, нижний ряд которых заменял шпалы. Блинову удалось построить свой трактор («самоход»), и в 1888 г. эта машина прошла по улицам г. Балакова (в нынешней Саратовской области). Машина Блинова применения на практике не получила. В том же 1888 г. была запатентована конструкция парового гусеничного трактора в США. Ученик Блинова, Я. В. Мамин, в 1893–1895 гг. создал самоходную колесную тележку с двигателем внутреннего сгорания, работавшем на нефти, – прообраз современного колесного трактора. В дальнейшем Мамин организовал в России производство более совершенных тракторов (оборудованных двигателем с воспламенением от сжатия).
Условия для развития современного типа трактора сложились лишь в начале XX в. с развитием двигателей внутреннего сгорания и накоплением некоторого опыта их эксплуатации на автомобилях. Тогда в США на заводах компаний «Хорнсби», «Ломбард», «Харт?Парр» было освоено производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.
Тракторы первых выпусков были тяжелы, ненадежны в работе. Первые американские тракторы (1901 г.) весили до 10 т при мощности двигателя 22–45 л. с. Диаметр ведущих колес превышал 2,5 м. Первые колесные тракторы были крайне несовершенны, и к началу 1900?х годов крупная американская фирма «Холт» наладила производство тракторов с гусеничным движителем.
К началу Первой мировой войны был выработан практически применимый тип трактора, главным образом для пахоты и культивации с двигателями мощностью 120 л. с. С 1917 г. на заводах фирмы «Форд» было начато производство тракторов марки «Фордзон». С 20?х годов началось массовое производство тракторов и в некоторых странах Европы (например, гусеничные тракторы фирмы «Вандерер – Доннер» в Германии). В 1923 г. были построены первые тракторы в СССР. К 1928 г. было выпущено уже 1,3 тыс. тракторов, но массовое производство началось с 1930 г., когда были введены в эксплуатацию Волгоградский, а затем Харьковский, Челябинский и др. тракторные заводы.
После Первой мировой войны конструкция тракторов непрерывно совершенствовалась, приспосабливаясь к потребностям различных отраслей хозяйства. Изменялись конструктивные элементы двигателя, ходового аппарата, подвески остова трактора и т. д. Были созданы специальные типы тракторов. В 1924 г. в США появились пропашные тракторы, расширившие сферу механизации сельского хозяйства. В 1932 г. появились сельскохозяйственные тракторы с резиновыми (пневматическими) шинами, получившие особенно большое развитие после Второй мировой войны.
Все более специализируясь, тракторы по своей конструкции отходили от автомобиля, хотя колесные тракторы и до настоящего времени имеют с ним много общего, отличаясь лишь добавочной передачей, снижающей скорость и повышающей крутящий момент на ведущих колесах.
Снабжение тракторов механическим, а затем, с 1937 года, и гидравлическим подъемником создало предпосылки для применения так называемых навесных машин и орудий (взамен прицепных), ныне широко распространенных. Толчок для применения навесных машин был дан введением трехточечной гидравлической навесной системы, о которой в США в 1943 г. на международной конференции по продовольствию впервые сообщил конструктор Г. Фергюсон. В связи с этим в тракторостроении в послевоенные годы сложилось новое направление, получившее наиболее широкое развитие в переходе к навесным машинам.
Навесные машины отличаются от прицепных тем, что прицепные машины трактор буксирует, а навесные – несет на себе. Навесные орудия становятся как бы составной частью тракторов. Это позволяет использовать мощность тракторов не только для перемещения орудий по полю, но и для регулирования их работы благодаря гидравлической системе управления навесными орудиями. Гидравлический подъемник?автомат не только переводит навесное орудие в рабочее и транспортное положения, но и устанавливает его на нужную глубину обработки почвы и автоматически поддерживает ее. Автомат позволяет до предела упростить навесные орудия и уменьшить их вес. Навесные машины легче обычных прицепных. В настоящее время по своему назначению различают тракторы сельскохозяйственные (общего назначения, пропашные), транспортные (тягачи) и специальные – экскаваторы, бульдозеры, канавокопатели, погрузчики, трубоукладчики и т. п. По типу двигателя тракторы бывают тепловыми и электрическими, по типу движителя – гусеничными, колесными и реже колесно?гусеничными (полугусеничные). Для тракторной промышленности характерно преобладание выпуска колесных тракторов над гусеничными.
Помимо сельскохозяйственных тракторов общего назначения и пропашных в сельском хозяйстве применяются самоходные шасси. В самоходных шасси двигатель машины располагается на задней части рамы шасси или сбоку, а вся его передняя часть может быть использована для размещения навесных орудий для обработки почвы, культивации, уборки и т. п., а также для перевозки грузов, чем ликвидируется сезонность использования трактора. Во многих странах созданы и прицепные шасси – рама на колесах с коробкой передач, связанной с валом отбора мощности трактора.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
314.67 кб

Особенности устройства постоянных скотопрогонных трактов на территории Алтая во второй половине xix

Завьялов Алексей Александрович
Исследованы особенности устройства скотопрогонных трактов на территории Алтая во второй половине XIX начале XX в.
Читать PDF
292.83 кб

Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая половина XVIII в)

Белоусов С. С.
Читать PDF
1,006.74 кб

Физико-географические предпосылки формирования сухопутных трактов на территории Колывано-Воскресенск

Малолетко Антон Алексеевич
На территории Колывано-Воскресенского ведомства с 1760 по 1762 г. была организована крупномасштабная исследовательская экспедиция.
Читать PDF
174.12 кб

Ведическое трактование генезиса Российского суперэтноса

Четвертакова Ж. В.
Читать PDF
161.66 кб

Трактование правды и истины в русской культурной традиции

Бобылёва Е. В.
Читать PDF
163.25 кб

Трактование счастье в русской культурной традици

Лапухина М. В.
Читать PDF
174.35 кб

Ведическое трактование генезиса Российского суперэтноса

Четвертакова Ж. В.
Читать PDF
233.79 кб

А.Ф. Керенский в 20-е гг. ХХ в.: Трактовка экономической политики большевиков на страницах газеты «Д

Ляпорова Е. Н.
Читать PDF
394.79 кб

Трактовка платоновской традиции Климентом Александрийским

Зайцева И. В., Страхов А. М.
Читать PDF
3.49 мб

Эклектика в музыке: трактовка явления и перспективы исследования

О. В. Жесткова
Читать PDF
177.29 кб

Ведическое трактование генезиса Российского суперэтноса

Четвертакова Ж. В.
в статье раскрываются особенности происхождения русского этноса и трансформации его в пусерэтнос. Стержнем и ядром великорусского психологического типа выступает славянское начало.
Читать PDF
273.81 кб

Преобразования гендерной системы и новое трактование концептов маскулинности-фемининности

Ильиных С. А.
Статья посвящена исследованию концептов маскулинности и фемининности с точки зрения социальной конструкции гендера и гендерной системы.
Читать PDF
150.32 кб

Множественность трактований понятия культура

Ромах О. В.
в статье рассматриваются множественные ракурсы существования культуры в смысловом, структурном, функциональном ключах.
Читать PDF
242.81 кб

Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке

Крыкова Ирина Викторовна
В статье рассматривается понятие "феминизм" с точки зрения его этимологии, истории развития, а также анализируется традиционное и современное значение этого термина.
Читать PDF
0.00 байт

Трактовка голоса в композициях Стива Райха 1970-х годов

Шорникова Александра Владимировна
В статье рассмотрен вопрос о принципах работы Райха с голосом в сочинениях 1970-х годов.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Трактовенко, Давид

    Председатель совета директоров Международного банка Санкт-Петербурга с января 2001 г.; родился в 1956 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградский финансово-экономический институт в 1978 г.; работал в Ленин
  • Машинно-тракторная станция(МТС)

    крупное государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, оснащённое машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали тракторы, комбайны и другие сельско
  • Машинно-тракторная станция

    крупное государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, оснащённое машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали тракторы, комбайны и другие сельско
  • Машинно-тракторные станции

    (МТС), крупные пр-тия в с. хоз-ве, призв. на основе имевшейся у них техники производить разнообразные работы в растениеводстве и жив-ве, механизации производ. процессов. Их создание началось осенью 192
  • Челябинский тракторный завод

    (ЧТЗ) им. В. И. Ленина, головное предприятие Челябинского тракторостроительного производственного объединения. Выпускает универсальные дизельные и дизель-электрические гусеничные тракторы. Пост
  • АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД

    (АТЗ) им. М. И. Калинина — крупный тракторный завод в г. Рубцовске Алтайского края, построен во время Вел. Отеч. войны на базе эвакуированного оборудования Харьковского тракторного завода. Строитель
  • Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе

    ХТЗ, (ОАО). Крупнейшее и единственное в Украине и в странах СНГ предприятие по производству унифицированных и колесных тракторов общего назначения. Строительство завода началось в апреле 1930 и было
  • СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД им. Ф. Э. Дзержинского

    СТЗ (с 1961 Волгоградский тракторный завод). В годы войны одновременно с производством тракторов начал выпускать средние танки, артиллерийские тягачи, танковые моторы, мины, снаряды. Вся работа СТЗ б
  • Поселок Тракторостроителей ХТЗ

    Начал формироваться одновременно со строительством тракторного завода (1930–1932). Он отделен от промышленных предприятий полукилометровой полосой парковых насаждений. Некоторое время носил назва