ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Найдено 1 определение
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
подход, интегрирующий теории и методы отдельных дисциплин для решения общих проблем, которые не могли быть поставлены в конституированных дисциплинарных границах [Л. П. Репина].
В современной эпистемологии существуют различные представления о трансдисциплинарности в научном познании. В рамках одного из них трансдисциплинарность рассматривается как формирование логических мета-рамок, посредством которых дисциплинарные теоретические знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в интердисциплинарных исследованиях [A. Judge]. В трансдисциплинарных системах знания выдвигаются претензии на абсолютную универсальность онтологии и методов, утративших дисциплинарную определенность [И. Т. Касавин]. Трансдисциплинарный подход связан с постановкой исследовательских задач, направленных на преодоление гетерогенности дисциплинарных научных теоретических знаний путем их осмысления на концептуальном уровне, выходящем за пределы и габитуальные рамки отдельных научных дисциплин [Л. П. Киященко, В. И. Моисеев]. Т. п. в и. п. является одной из форм организации кросс-дисциплинарных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении истории [Л. П. Репина]. Т. п. в и. п. представляет собой тот вариант холизма в историческом познании, в рамках которого историческая реальность рассматривается как целостная упорядоченная система, элементами которой выступает вся совокупность явлений, процессов, связей и взаимодействий в прошлом. Фрагментами этой системы выступает множественность принципиально возможных упорядоченных подсистем, имеющих строго определенные временные и пространственные границы и топологически тождественных исторической реальности как целостности. В силу этого фрагменты исторической реальности обладают способностью проявлять как общее ее состояние, так и свою пространственно-временную уникальность. Такое представление об исторической реальности как упорядоченной системе и ее органических фрагментах имеет определяющее значение для понимания методологии трансдисциплинарного подхода в историческом познании. Когнитивная стратегия трансдисциплинарного подхода направлена на выявление, с одной стороны, общего, что присуще историческим явлениям и процессам в рамках определенного фрагмента исторической реальности, а с другой стороны - особенного в самом фрагменте как органической части исторической реальности. Т. п. в и. п. направлен на производство когнитивных моделей тех или иных фрагментов исторической реальности в виде системы знаний, концептуально обобщающих теоретические результаты, полученные в ходе различных дисциплинарных практик, связанных с изучением истории.
Можно выделить два типа таких концептуальных обобщений: 1) метатеоретические утверждения в лингвистической формуле «истины» - объективного знания о том, как это было в действительности; 2) генеральные концепты в лингвистической формуле «правды» - эмоционально-окрашенной истины или нормативного знания о том, как это должно / не должно было быть в действительности. Т. п. в и. п. получил реализацию в различных номологических и деонтологических версиях философии истории. В рамках номологической версии философия истории - это метанаука о прошлом, стремящаяся к истине. Ее целью является разработка исторических метатеорий онтологического и гносеологического характера. Исторические метатеории онтологического содержания - это научные теории, объясняющие законосообразность истории как упорядоченной реальности, ее строение и развитие. В рамках деонтологической версии философия истории - это ценностно-рациональное отношение к прошлому. Целью такой философии, стремящейся к правде, является разработка исторических концепций, осмысливающих историю в общем и возможности ее познания в контексте различных ценностных ориентаций. Эти концепции, представляющие собой системы исторического знания не только о сущем, но и должном, разрабатываются для того, чтобы понять историческую реальность, придать ей смысл и тем самым поставить историю под свой контроль. В последнее время в историческом познании стала складываться такое направление трансдисциплинарных исследований, как историческая концептология, стремящаяся к целостному изображению исторической реальности в виде эмоционально-образных коннотаций и метафорических значений. В отличие от теоретического мышления, оперирующего научными понятиями, историческая концептология базируется на концептах как когнитивных моделях исторической реальности рационально-ценностного содержания с использованием базисных метафор, которые превратились из риторического тропа в познавательное средство. В историческом познании модными стали также такие направления трансдисциплинарных исследований, которые связаны с различного рода цивилизационными теориями, теориями катастроф и синергетикой как теорией самоорганизации сложных динамических систем.
Лит.: Judge A. Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. URL: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4. htm [февраль, 2014]; КасавинИ. T. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии// Вопросы философии. 2010. №4. С. 61-73; Кыященко Л.П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности. М., 2009. С. 17; Репина Л. 77. Опыт междисциплинарного взаимодействия и задачи интеллектуальной истории // Диалог со временем. 2005. Вып. 15. С. 5-14; Репина Л. П. Интегративные исследовательские стратегии в современной исторической науке // Запад - Россия - Восток в исторической науке XXI века: Материалы междунар. конф. в честь 100-летия СГУ. Ч. 1. Саратов, 2010. С. 9. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.